Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе по системе РО

Д. Эльконина - В. Давыдова.


Тема: Обозначение твердости - мягкости согласных с помощью букв О - Ё,

Э - Е, Ы - И, У - Ю.

Цели: 1. Сконструировать средства для обозначения твердости - мягкости согласных.

  1. Обозначать твердость и мягкость согласных при помощи гласных букв.

  2. Разграничить гласные буквы по роли влияния на твердость и мягкость согласных.

А О У Э Ы - обозначают твердость согласных.

Я Е Ю Е Н - обозначают мягкость согласных.

4. Читать с опорой на гласную букву, указывающую на твердость или

мягкость согласного.

  1. Писать слова, правильно выбирая гласную букву для обозначения твердости - мягкости согласных.

Рефлексия

Ход урока.

I. Ситуация успеха.

Урок начинается с конкретно - практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка.

( Слова- пенал, сорока, волк, ученик.)

В ходе работы учащиеся получили эмоциональное удовлетворение. Дети четко и правильно соотносили звуковые модели и предметы, сопоставляли, выбирали необходимые звуковые модели.

1. Соотносите предметы и звуковые модели слов.

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

На этом этапе интересно была построена работа в парах. Учащиеся показывают умение договариваться, взаимодействовать. Каждый ребенок ощущает себя ''знайкой'', приводит четкие доводы, находит и исправляет ошибки, аргументирует свой ответ.

Дети работали четко, активно, слажено. Все были довольны своими

результатами. Учитель положительно оценил достижения учащихся.

2. Составление звуковых моделей слов.

- А сами вы умеете составлять звуковые модели слов?

ПАРЫ. Составьте из моделей кассы

I ряд - РУЛОН II ряд - НОРЫ

III ряд - РАМА

(учитель проходит по рядам, проверяет)

- А сможете ли вы определить, где

какое слово по своим моделям?

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

- Найдите слово РУЛОН (оно первое). Как определили?

- Почему не смогли узнать, где слово РАМА, а где НОРЫ? (одинаковые модели).

- Какой мы с вами знаем способ, более точно указывающий на то, где какое слово спряталось? (обозначить звуки буквами).

- Обозначьте звуки буквами.

Итог: Иногда звуковой модели недостаточно, чтобы узнать слово, необходимо обозначить звуки буквами.

II. Ситуация ''разрыва''.

На этом этапе возникает ситуация интеллектуального конфликта. Записывая слова буквами, дети увидели, что ранее сделанные ими открытия об обозначении буквами соответствующих звуков почему-то не срабатывают, и буквы, которые они сами написали, не подходят. Как же быть?

Проблема фиксируется, чтобы ее решить и в конце урока вернуться к ее устранению.

3. Записать слова буквами.

- Ну, раз вы у меня такие молодцы и умеете звуки обозначать буквами, тогда запишите 2 слова.

ЛУК ЛЮК

(Учитель ходит по классу и вызывает к доске детей, у которых получилось ЛУК - ЛУК)

III. Фиксация места ''разрыва''.


? - ПРОБЛЕМА - Что-то не так, да, ребята?

ЛУК? ЛУК

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

- Ребята, слова у нас были одинаковые или разные по значению? (разные).

- Почему же получились одинаковые буквенные записи?

- Может быть, звуковой состав слов нам поможет?

(на магнитной доске)

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

- Оцените работу уч-ся.(+,-)

- А теперь давайте будем по-порядку обозначать звуки буквами с объяснением. (С обозначением звуков в слове ЛУК проблем не было - буква соответствовала звуку).

- Переходим к слову ЛЮК.

- Почему разные звуки [л] и [л'] мы обозначили одной буквой Л? (т.к.

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

есть модель

и мы знаем, что буква Л может обозначать 2 звука - твердый [л] и мягкий [л'].

- А может можно звук [л] обозначить

буквой Л, а звук [л'], н-р, буквой Н, Р? (нет, т.к. они обозначают другие звуки)

- Какой II звук в слове ЛЮК? (у).

- Какой буквой обозначается звук

[у]? (у).

- Обозначьте III звук [к] - К.

ЛУК.

? Почему же опять получилось слово ЛУК вместо ЛЮК?

IV. Поиск решения задачи.

Способ обозначения мягкости согласных звуков при помощи гласных букв дети уже вывели на примере букв А - Я. Теперь им необходимо применить этот способ к конкретной задаче с другими гласными - командирами и посмотреть сработает этот способ или нет?

Дети были удовлетворены своими ответами, ведь ''открытие'' подходит и к другим гласным буквам У - Ю.

- Чем отличались звуковые модели слов? (твердостью - мягкостью I согласного звука [л] - [л']).

- Значит, нам необходимо каким-то способом обозначить мягкость согласного звука [л'].

Согласная буква Л нам помочь не может, т.к. она обозначает 2 звука: твердый и мягкий.

Итог . Значит, для обозначения мягкости согласных звуков есть специальные гласные буквы - командиры, которые приказывают согласным быть мягкими.

- Какого одного такого МЯГКОГО КОМАНДИРА мы уже знаем? (Я)

- Какую же гласную букву мы выбираем для слова ЛЮК? (Ю)

- Сколько работ выполняет буква Ю? У? (2: - приказывает согласным быть мягким;

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа - обозначает гласный звук [у]).

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

- Покажите это в модели

- Покажите работу этих букв в словах

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа- ПоселиУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваате буквы У-Ю в город Букв. Почему на эти улицы? Почему дорожка между домиками? ю = у

Физминутка

У нас в гостях 2 гномика Тим - который любит мягкие согласные звуки, Том - который любит слова с твердыми согласными. Но они не всегда могут различить эти звуки. Поэтому мы им сейчас поможем.

I вариант будет помогать Тиму,

II вариант - Тому.

(учитель читает слова, дети определяют 1 звук в слове:

- если он мягкий - встает I вариант,

- если он твердый - встает II вариант).

РЫСЬ ВОЗ МАЛ БЫЛ ЛЮСТРА

РИС ВЕЗ МЯЛ БИЛ ЛУЖА

V. Решение частных учебных задач.

Далее практическая работа была построена на выявлении других твердых и мягких гласных командиров:

О - Е Э - Е Ы - И - Но в русском языке есть еще несколько твердых и мягких командиров. Хотите их узнать? ПАРЫ В парах слов подчеркните зеленым цветом - мягких командиров, синим цветом - твердых командиров. НОС - НёС МЕРА - МЭР МЫЛА - МИЛА - Назовите твердых командиров. О Э Ы
- Назовите мягких командиров. Ë Е И
- Поселите их в город Букв (заселить парами) О - Ë Э - Е Ы - И

VI. Рефлексия способа решения задачи.

Далее идет рефлексия. Очень важно детям проверить себя и других (в данном случае Авосика -герой из Букваря), который все делает не подумав), найти ошибки, объяснить, исправить и выполнить задание самому.

Дети проводят самооценку по шкале ''правильность''. Сверившись с доской с верными ответами, дети осознают, что они овладели способом обозначить мягкость - твердость согласных при помощи гласных букв. Авосик выбрал буквы гласных, которые расскажут про гласный звук и мягкость или твердость согласных, который стоит впереди в каждом слове. Проверьте работу Авосика. (сигналами + ─) Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа


Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа О А Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа Ë Я - + Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа
Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа У Ы Ю И + + А теперь самостоятельно обведите подходящую гласную букву. Я надеюсь, у нас не будет Авосиков.Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа
( Все дети выполняют это задание на карточках, сами себя оценивают по шкале ''правильность.'') - Проверьте, у кого - так. (сверка с доской). Потом я еще раз внимательно проверю ваши работы и оценю их тоже. Покажите стрелками ''работу'' глас - ных букв. (на местах). Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа



Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа


VII. Итоговая рефлексия.

На этом этапе решается педагогическая диагностика и коррекция усвоения учащимися учебной задачи, выясняются, на каком уровне владеют дети ''открытым способом''.
- Давайте теперь ответим мы на наш вопрос, какую же букву нужно было написать в слове ЛЮК? (Ю - т. к. это мягкий командир). Итог: Для обозначения мягкости и твердости согласных есть определенные гласные буквы - командиры.

- Определите их. Соберите цветок из твердых командиров и цветок из мягких командиров. Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа




Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Модель:


- Вам понравилось решать проблему, возникшую у нас на уроке? - Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Дома родителям расскажите, что же у нас не получилось сначала на уроке, и как мы решили возникшую проблему.

Урок русского языка во 2 классе

по системе РО Д.Эльконина - В.Давыдова.

Тема: Окончание. Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях имен существительных и имен прилагательных.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Цели: 1.Закрепление навыков проверки орфограмм слабых позиций в корне

слова различными способами:

- при помощи словаря;

- при помощи родственных слов;

- при помощи изменений одного и того же слова.

2.Постановка учебной задачи на проверку орфограмм слабых

позиций в окончаниях и фиксация этой проблемы в схеме.

Рефлексия

Ход урока

1 этап. Ситуация успеха.

На основе ранее полученных знаний о родственных словах и способах проверки орфограмм слабых позиций в корнях слов, учащиеся проверяют пропущенные орфограммы в данных словах, используя модель.

- Что можно сказать о данных словах?

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваав в_де - однокоренные слова

в_дичка - родственные слова

в_дяной - есть орфограммы слабых позиций в корне

в_дица

-Вставьте пропущенные буквы. Назовите способ проверки.(подбор родственного слова, в котором данная буква находится в сильной позиции)

- Покажите это в модели.

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

_ = +

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Создав «ситуацию успеха», учитель предлагает детям, на первый взгляд, подобное задание. Но учащиеся не могут его выполнить, т.к. не владеют способом проверки орфограмм слабых позиций за корнем. Возникает «ситуация интеллектуального конфликта». Далее проблема фиксируется в модели.

2 этап. Создание проблемной ситуации.

- А теперь мы изменим эти слова по падежам.

Попробуйте проверить пропущенные орфограммы в этих словах.

водичк_й

вод_ная 

в водиц_

- Почему мы не можем вставить эти буквы на месте пропусков?(т.к. эти орфограммы находятся за корнем, а мы не знаем способа проверки данных орфограмм)

- Зафиксируйте возникшую проблему при помощи модели.

  1.   

? + ? ?

После высказываний детей с опорой на модель, фиксирующей существо проблемы, необходимо, чтобы дети и учитель сформулировали учебную задачу.

3 этап. Формулирование учебной задачи.

- Определите проблему, возникшую на уроке и требующую решения.

Необходимо научиться проверять орфограммы слабых позиций за корнем, т. е. в приставках, суффиксах и окончаниях.

- Для чего нам нужно уметь проверять такие орфограммы?(для грамотного письма)

Закрепление навыков в проверке орфограмм слабых позиций в корнях слов разными способами.

Фронтальная проверка.

Закрепление понятий одинаковые корни и корни - омонимы.


Повторение основного правила русского письма.

На данном этапе урока разворачивания технологии РО основными задачами учителя и детей являются практическое овладение учащимися уже установленным обобщенным способом действий на уровне навыка, позволяющего решать конкретно-частные задачи, и формирование действий контроля и оценки (самооценки)

4 этап. Закрепление ранее изученного способа проверки

орфограмм.

- Вставьте слова из предыдущих заданий в текст по смыслу.

Ж_лтеют в р_чной …… кувшинки. Над …… цв_тет …… кашка. Дикая у_ка выв_ла св_их утят из зарослей _соки. Утята вес_ло р_звились в …… .

- Устно проверьте пропущенные орфограммы слабых позиций.

- Какие способы проверки вы использовали? Приведите примеры из текста.

1)изменение этого же слова (цветет, утка, своих)

2) подбор родственных слов (желтеют, речной, весело, вывела,

резвились)

3) по словарю (осоки)

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы там, где можно.

- Проверьте записи нашего героя робота Сам Самыча.

Часовщик - часть.

Циркач - циркуль.

Тинуть - тина.

- Владеет ли Сам Самыч способом проверки орфограмм слабых позиций в корне? (Нет, т.к. это даны слова с омонимичными частями основ.)

- В чем его ошибка? (Не правильно подбирает родственные слова.)

- Что вы посоветуете роботу? ( Подбирать родственные слова, сравнивая не только общие части основ, но и лексическое значение слов.)

- Что общего в вашей работе и работе Сам Самыча? (И мы, и робот проверяли орфограммы слабых позиций в корнях слов.)

- Как можно быстро и точно рассказать о способе проверки орфограмм слабых позиций в корне слова? (С помощью моделей.)

- В чем суть этих способов проверки?

Буквой обозначается звук по его сильной позиции.


Работа в группах.

- По какому признаку слова распределены в два столбика?

п_так свеж_м

зв_рек хитр_сть

х_л_да п_вязка

зап_х на ветк_

В 1 столбике орфограмма слабой позиции в корне слова, а во 2 столбике- за корнем.

- Докажите, выделив корень в этих словах.

- В словах какого столбика можно вставить буквы? (В словах первого столбика, т.к. мы владеем способом проверки орфограмм слабых позиций в корне.)

Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

Учитель предлагает детям задание, которое по внешним признакам очень похоже на предыдущие. Но возникают разные решения в ходе выполнения задания. Возникает проблемная ситуация. Происходит столкновение разных мнений.




В результате общей дискуссии выявлена группа слов в русском языке, которая не подчиняется однозначному написанию букв на месте орфограмм слабых позиций звуков.

Далее идет обсуждение способа фиксации проблемы, который устраивает весь класс.

После высказываний детей с опорой на модель, фиксирующей существо проблемы, необходимо, чтобы дети и сам учитель сформулировали учебную задачу.

На этом этапе учитель предлагает детям работу в группах. Каждой группе дается для обсуждения пара предложений с разным написанием окончаний в одних и тех же словах. В группе каждый ребенок может реализовать себя. Роль учителя на данном этапе - направлять действия детей.

После выдвижения различных гипотез, учащиеся приходят к выводу о необходимости «изобретения » способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.

5этап. Частичное решение поставленной учебной задачи.

- А теперь вам предлагается испытать вашу память и орфографическое чутье, вашу догадливость.

Рискните и вставьте карандашом те буквы, которые, как вам кажется, должны писаться в неизученных пока частях слова.

хитрость повязка

- Кто правильно вставил букву в этих словах? Молодцы. У вас развивается орфографическое чутье.

- А вы знаете, почему в этих словах пишется буква о?

(Нет, эта орфограмма не в корне. Но мы читали, встречали в тексте эти слова. Их можно проверить по словарю, если затрудняешься при написании. )

- А можно вместо этой буквы в следующий раз при письме написать другую букву? (Нет.)

Значит, выбор буквы в этих словах однозначен.

- Обратимся к остальным словам.

на ветк_ и свеж_м

- Кто в первом слове вставил букву е?

Молодцы! Вы совершенно правы.

Воробей сидит на ветке.

- А кто написал в этом слове букву и?

Молодцы! И вы тоже правы.

Снег лег на ветки деревьев.

В этих словах могут писаться обе буквы.

- Встречались ли мы с таким явлением? (Нет, выбор буквы всегда был однозначен.)

- А может быть такое слово всего одно в русском языке?

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваана ветк_

е и

- Кто во втором слове вставил букву е? Правильно.

В свежем номере газеты есть ребусы.

- А кто написал букву и? Вы тоже правильно написали.

В доме запахло свежим хлебом.

- С чем мы с вами столкнулись?

* есть группа слов, где выбор буквы, которая обозначает орфограмму слабой позиции, однозначен;

* есть другая группа слов, где возможны разные написания.

- В какой значимой части слова возможны такие разные написания? ( В окончаниях.)

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

Уроки русского языка в системе РО Эльконина - ДавыдовааУроки русского языка в системе РО Эльконина - Давыдоваа

?

- Кто хочет исследовать вторую группу слов?

Работа в группах.

- Исследуйте и обсудите эту странную группу слов. Попытайтесь узнать, в чем секрет их секрет.

1 группа - Воробей сидит на ветке.

Снег лег на ветки.

2 группа - В (каком?) свежем номере газеты есть ребусы.

В доме запахло (каким?) свежим хлебом.

3 группа - На замерзшие пальцы малыш натянул перчатки.

У папы на пальце была рана.

4 группа - По (какой?) синей глади вод плыл белый лебедь.

Мой любимый цвет - (какой?) синий.

5 группа - На полке стояли книги.

В этой книге много иллюстраций.

Ваши гипотезы.

  1. это слова - исключения;

  2. слова отвечают на разные вопросы;

  3. слова обозначают разное значение числа - ед.ч. или мн.ч.; на ветк_- ветки (мн.ч.), ветке (ед.ч.)

  4. при одной проверке ударение падает на е, а в другой - на и; свеж_м - свежи, свежее

  5. это словарные слова, нужно поискать их в орфографическом словаре.

Итоговая рефлексия способствует постановке темы для следующего урока русского языка.

6 этап. Итоговая рефлексия.

- Какая же возникла проблема перед нами на уроке?

- Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях?

Итак, нам с вами предстоит раскрыть секрет слов, окончания которых могут писаться по-разному.

Далее, на последующих уроках, мы узнаем, кто же из ребят оказался прав и чья гипотеза оказалась верной.

Урок русского языка в 4 классе

по системе РО Д.Эльконина- В.Давыдова.


Тема: Что такое слово?

Цель: систематизировать знания о слове и его работе в речи.

Ход урока.

 этап- постановка вопроса, проблемы на уроке.

- Послушайте стихотворение Я.Козловского и определите, о чем оно, какое слово пропущено.

Слово.

(они) умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно, сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать…

…Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно (оно), изменяя лад.

И проклинают, и клянутся (этим),

Напутствуют, и славят, и чернят.

- Да, действительно, речь в этом стихотворении идет о слове.

Со словами мы сталкиваемся постоянно. Что же такое слово? Что мы о нем знаем?

Слово? -Вспомните 1 класс, когда вы не могли еще ответить на вопрос, что такое слово. А теперь, заканчивая 4 класс, что вы можете рассказать о слове. Но для начала скажите, какое сейчас время года. (весна) Посмотрите, какая чудесная погода стоит на дворе: светит ласковое солнышко, чирикают птички! А какая сейчас красота в лесу. Пробуждается природа после долгой зимы. Все пришло в движение. Душа так и просится туда. Хотите отправиться в лес с писателем М. Пришвиным?

За грибами. Ранним утром мы напр_вля_мся к ближнему леску. Мы зна_м окрестные грибные места и нап_лня_м наши лукошки до обеда разными грибами. В чащ_ мы нашли сыр_ежки, рыжики, л_сички и маслята. На опушк_ нам встретились под_синовики и подб_резовики.

(М. Пришвин.)

- Проверьте пропущенные орфограммы, спишите текст, вставляя буквы.

- Весна - грибная пора.

С названиями каких грибов мы встретились, выполняя задание?

Сыроежки

Рыжики

Лисички

Маслята

Подосиновики

Подберезовики

-Что общего у этих грибов? (они съедобные) Но не забывайте, что среди грибов есть и несъедобные, ложные грибы, которыми можно отравиться! Поэтому лучше грибы не употреблять в пищу, особенно детям. Это опасно!

-Отгадайте, о каком грибе пойдет речь.

Приставка у этого слова от слова подбежать.

Корень - от слова березка.

Первый суффикс - от слова садовый.

Второй суффикс - от слова ежик.

Окончание - от слова грибник.

- Получилось слово подберезовик. (показать рисунок)

 этап- решение проблемы

-А теперь давайте используем название этого гриба, чтобы ответить на вопрос, что же такое слово?

Что можете рассказать о слове подберезовик?

1.Лексическое значение слова.

Подберезовик - это гриб, который обычно растет под березами, за что и получил свое название. (Использование толкового словаря.)

Вывод: слово имеет лексическое значение.

2.Звуко- буквенный ,фонетический разбор слова.

- Определите количество слогов, букв и звуков в слове подберезовик.

(Слово подберезовик состоит из 5 слогов, 12 букв, 12 звуков.)

- Составьте «звуковой» и «фонетический» портрет слова подберезовик.

падб'ир'озав'ик подб'эр'озов'ик

- Почему записи разные? (Т.к. фонема - это звук по его сильной позиции.)

Это слово очень интересное. Для разбора его взяли и ребята 4-б класса.

Проверьте, верно ли они сделали звуко-буквенный анализ слова подберезовик.

Найдите ошибки и исправьте их.

Работа в парах - на отдельных листках дан фонетический разбор слова подберезовик, учащиеся в группах проверяют, ищут ошибки и исправляют их. П- п- п- согл., глух., парн., тверд., парн.

О -о -а- гласн., безударн.

Д -д- д- согл., глух., парн., тверд., парн.

Б -б'-б'- согл., звонк., парн., мягк., парн.

Е -э- и - гласн., безударн.

Р -р'-р - согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

Е -о- о - гласн., ударн.

З -з- з - согл., звонк., парн., тверд., парн.

О -о- а - гласн., безударн.

В -в'-в' - согл., звонк., парн., тверд., парн.

И -и- и - гласн., безударн.

К - к-к - согл., глух., парн., тверд., парн.

- Что можно посоветовать повторить ученикам 4-б класса? (Повторить гласные звуки и буквы, вспомнить звуки, имеющие пары по звонкости-глухости и по твердости - мягкости, обозначение мягкости согласных.)

Вывод: слово имеет «звуковой» и «фонемный» портрет, т.е. состоит из звуков и букв.

3.Состав слова.

- Разберите слово подберезовик по составу.

Подберезовик


одберите однокоренные слова. (береза, березка, березовый)

- Назовите способ образования слова. (приставочно-суффиксальный)

Вывод: слово состоит из морфем.

4.Проверка орфограмм слабых позиций.

- Определите сильные и слабые позиции звуков в слове.

п о д б е р е з о в и к

+ - - + - + + +- + - -

- Проверьте орфограммы слабых позиций в слове.

под- -подпись, поднос

- - + +

-берез- -словарное слово

-ов- -дубовый

- +

-ик- -подберезовики(гласная -и- в суффиксе во множественном числе не выпадает)

- +

Вывод: слово состоит из орфограмм сильных и слабых позиций гласных и

согласных звуков.

5.Слово как часть речи.

- К какой части речи относится слово подберезовик?

Подберезовик - это имя существительное. Это помогают определить грамматические значения слова.

-Что в слове помогает определить грамматические значения? (окончание слова)

1. подберезовик-м.р., ед.ч., И.п.

2.неодушевл. им. сущ., отвечает на вопрос что?

3.относится ко  склонению, т.к. м.р. с нулевым окончанием

4.относится ко 2 набору падежных окончаний, проверочное слово - стол

Вывод: слово является частью речи.

6. Слово как член предложения.

- Я считаю, что с падежом вы поторопились. Ведь в В.п. у им. сущ. подберезовик (вижу что?) такая же форма, как и в И.п.

- Как же точно определить падеж имен существительных? (из контекста предложения)

- Определите падеж существительного подберезовик в предложении из текста.

На опушке нам встретились подосиновики и подберезовики.

- Определите, каким членом предложения является данное слово.(подлежащим)

Докажите, почему. (т.к. отвечает на вопрос И.п. и является предметом сообщения в предложении)

Самостоятельная работа.

- Определите, каким членом предложения является наше слово подберезовик в других предложениях.

1. В траве виднелась шляпка подберезовика. (дополнение)

2. В густой траве спрятался молодой подберезовик. (подлежащее)

3. Мы нашли огромный подберезовик. (дополнение)

- Что помогло определять, каким членом предложения является слово?(падеж)

Вывод: слово является членом предложения.

7.Итог.

- Как много мы знаем о слове.

Попробуйте все же ответить на вопрос, что же такое слово? (единица языка или речи)

 этап- закрепление пройденного материала на уроке.

Самостоятельная работа по группам.

- Что можно рассказать о слове сыроежка?

1 группа - фонетический разбор слова (звуковой состав)

2 группа - морфологический разбор слова (как часть речи)

3 группа - морфемный разбор слова (по составу)

4 группа - синтаксический разбор (по членам предложения)

5 группа - проверка орфограмм слабых позиций

Проверка результатов работы в группах.

V этап - подведение итога урока.

- Настало время подвести итог нашего урока.

Что же такое слово? Суммируйте знания, полученные о слове и его работе в речи, и сделайте вывод.

Слово - это важная единица языка (речи).


Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо.


© 2010-2022