Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ №22 ГОРОДА ОРЛА



УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в рамках семинара для слушателей курсов

«Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Орловского областного института усовершенствования учителей

«Кому и для чего нужна вода? Свойства воды»

2 класс

УМК: «Перспективная начальная школа»





Урок подготовила и провела

учитель высшей квалификационной категории

Птушкина Ольга Викторовна

Цель деятельности учителя

создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе Тип урока урок-исследование Цели урока Образовательные: - создать условия для формирования понятия «свойства воды»; - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; - создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств; - обобщить представление о применении воды в жизни человека Развивающие: - развивать интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемной ситуации; - развивать мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру; - воспитывать желание учиться и делать открытия; - воспитывать умение работать в парах, группах. Формирование блоков УУД Личностные: - внутренняя позиция школьников; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. Познавательные: - способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение); - извлечение необходимой информации из увиденного; - осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; - выдвижение предположений и их обоснование; - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы. Коммуникативные: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы; - осознание уровня и качество усвоенного.

Ожидаемые результаты

Предметные: ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные:

- устойчивые учебные мотивов, интерес к изучению окружающего мира через практическую работу, доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Метапредметные

Познавательные:

- новые знания через информацию, представленную в разных формах; самостоятельные выводы; познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные:

- планирование учебной деятельности на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные:

- умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формы и методы - поисковый метод - интерактивные упражнения Технологии:
- информационно-коммуникационные - технология деятельностного подхода. Образовательные ресурсы (для презентации) terepec48.ru/okrmir_disk.htm youtube.com som.fsio.ru/subject.asp?id=10000193 edu.rin.ru/ Оборудование

интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор Наглядно-демонстрационный материал - лотки с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов - презентация по теме урока Основные понятия Вода. Свойства воды.

Слайд

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

- Наш урок я хотела бы начать высказыванием: «Каждый день добавляет нам частицу мудрости». Как вы его понимаете?

- Чему будет посвящен наш урок?

(Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем

новые знания? (Отвечаем на вопрос «Что

я не знаю?»

Ставим перед собой цель.

Стараемся узнать новое.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество

открытий.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)


II. Актуализация знаний пробное учебное действие. Определение темы урока.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Посмотрите на экран и попробуйте объяснить, следствие чего стали эти события.

- Как вы думаете, какова будет тема урока?

- А что вы знаете о значении воды? Рассмотрите иллюстрацию на странице 50 учебника и расскажите, как люди используют воду.

- А кому и для чего ещё нужна вода?

- Откройте тетрадь на странице 19 и выполните самостоятельно задание 28.

- Ребята, уточнить знания о значении воды для природы и жизни человека поможет рассказ в хрестоматии «Похвальное слово о воде» на странице 31

Просматривают слайд

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Чтение и обсуждение рассказа

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ) III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

.

- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Вы тоже много уже знаете о воде. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Например, её свойства.

- А кто из вас знает, какими свойствами обладает вода?

- Поставьте цель урока.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свои

знания

Ставят цель урока: узнать свойства воды.

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)


IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

- Как же достичь поставленной цели? (Провести исследование).

- А это значит пришло время открыть второе заседание клуба «Мы и окружающий мир». Давайте вспомним состав рабочих групп этого клуба.

- Что мы будем исследовать?

- Чтобы начать исследование, нужно

вспомнить правила поведения при

проведении опытов.

- Я прошу лаборантов получить план

исследования воды и таблицу результатов

исследования воды.

Отвечают на вопросы учителя

Определяется состав групп.

Повторяют правила техники безопасности.

Изучают план проведения исследования


V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

- Итак, переходим к исследованию.

ОПЫТ №1.

- Лаборанты получите необходимое оборудование.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием первого опыта.

- Что вы замечаете? (Вода растеклась)

- Сделайте вывод: обладает ли вода

текучестью?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №2.

- Лаборанты получите необходимое оборудование.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием второго опыта.

- Что вы наблюдаете? Изменил ли форму

шарик? А вода?

- Сделайте вывод: имеет ли вода постоянную форму?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №3.

- Лаборанты получите необходимое оборудование.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием третьего опыта.

- Что вы наблюдаете?

- Сделайте вывод: вода прозрачная?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №4.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием четвёртого опыта.

- Сделайте вывод: а вода цвет имеет?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №5.

- Прежде, чем мы будем выявлять наличие следующего свойства воды, вы должны узнать ещё об одном правиле техники безопасности: никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость. Делай так!

- Соблюдая технику безопасности, определите, имеет ли запах сок.

- А вода?

- Сделайте вывод: имеет ли вода запах?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №6.

- Лаборанты получите необходимое оборудование.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием шестого опыта.

- Сделайте вывод: может ли вода растворять другие вещества?

- А как люди научились очищать воду?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №7.

- Прежде, чем мы приступим к следующему опыту, хочу познакомить вас ещё с двумя правилами техники безопасности: если не знаешь точно, что находится в сосуде, пробовать его содержимое на вкус нельзя; если ты не знаешь, чист ли источник, пить из него воду нельзя! Но поскольку я точно знаю, что в этих стаканах, то разрешаю вам оценить её вкус.

- Сделайте вывод: имеет ли вода вкус.

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

ОПЫТ №8.

- Исследователи ознакомьте

группу с описанием восьмого опыта.

- Выполните инструкцию.

- Пока у нас есть 1 - 2 минуты, давайте посмотрим, что же произошло с водой, которая очищалась. Что вы замечаете?

- А куда же делась вода с доски? (Испарилась)

- Сделайте вывод, обладает ли вода восьмым свойством?

- Эксперты зафиксируйте результат в

таблице.

Получают необходимое оборудование.

Изучают описание первого опыта.

Исследователи демонстрируют опыт.

Приклеивают

капельку

помощницу в соответствующую ячейку таблицы.

Дети работают в группах по пoиску нужной информации организуют демонстрацию опытов, результаты фиксируют





Знакомство с новыми правилами техники безопасности.





Демонстрируется процесс очищения воды через фильтр.





Исследователь смачивают часть доски.

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.













Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)



Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока;

Уточнить и расширить знания учащихся

Подведение результатов.

Слово экспертам.

- А зачем нам надо знать свойства воды. Где эти знания нам пригодятся?

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

VII. Диагностика качества усвоения темы.

Цель этапа: установить степень усвоения темы: «Вода и её свойства» - Предлагаю вам игру «Вода и её свойства». Я буду называть свойства. Если вода обладает названным свойством - хлопаете в ладоши, если нет - топаете»

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:

уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы, делились знаниями об использовании воды. Я тоже хочу поделиться с вами своими знаниями о воде.

- Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на нем голубого цвета. Вода занимает большую часть поверхности земного шара.

Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

Вода входит в состав любого живого организма: в листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Тело животных более половины состоит из воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

Вода - это одно из главных богатств на Земле.



Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

- И об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.



Познавательные:

классифицировать объекты.

Познавательные:

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

Урок окружающего мира Кому и для чего нужна вода? Свойства воды (2 класс ПНШ)

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Давайте вспомним фразу начала урока. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Какова была тема урока?

- А цель?

- Достигли ли мы её?

- Оцените свою работу на уроке (приём рефлексии «Незаконченное предложение»)



- Домашнее задание:

Подготовить групповую творческую работу (рисунок, аппликация, коллаж) «Как человек использует свойства воды»

Дают ответы на вопросы



Записывают домашнее задание

Анализируют работу на уроке через самооценку

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений



© 2010-2022