- Преподавателю
- Начальные классы
- Воспитательный план в 1 классе
Воспитательный план в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алехина В.В. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся 1-Б класса МКОУ СО являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников , Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МКОУ СОШ
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены задачи воспитания и социализации учащихся 1 класса:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм ;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование нравственного смысла учения.
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются: - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся 1 класса в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
-
Современные особенности воспитания и социализации учащихся
4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы, ;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
-
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным;
-
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
4.3. Виды деятельности и формы занятий с учащимися
-
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
-
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
-
-
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
-
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
-
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.5.1. Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания.Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы. В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
-
-
-
-
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
-
-
-
-
-
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
-
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
-
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, ;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
-
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
-
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Психолого-педагогическая характеристика
В классе 19 человека. Из них 9 девочек и 10 мальчиков. Большинство детей одного возраста - 2007 года рождения, Кертбиев Мухамед, Маргушева Элина - 2008 года рождения. Все дети посещали детский сад, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, способны управлять своим поведением. В классе нет инертных и замкнутых детей, трудно контактирующих с коллективом. Отдельные учащиеся проявляют повышенную возбудимость - Кушхов Мурат, Жамбаев Азамат, Шогенов Тембулат. В классе идет работа по формированию детского коллектива. Дети доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу, агрессивно настроенных детей нет. Большая часть детей подготовлены к школе. Многие хорошо читают, отвечают на поставленные вопросы, на уроках активны. Среди всех учеников выделилась группа детей, которые всегда отвечают на уроках, обсуждают, решают поставленные задачи. Это Кумышева Самира, Жамбаев Азамат, Лафишев Аслан, Шогенов Тембулат. Есть группа детей, которые все ещё стесняются отвечать, период адаптации проходит трудновато, но когда им задаешь вопрос, то они всегда на него дают ответ. Это группа детей, которые знают, но сами руку не поднимают.
№ Ф.И.О. учащегося Дата рождения Родители Место адрес, телефон Домашний адрес, телефон Категория семьи (многодетная, неполная, полная)
Сентябрь
« Здравствуй, школа!»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Беседа по правилам дорожного движения
-
Выбор классного самоуправления
-
Беседа «Безопасный путь»
-
Беседа «Религия и толерантность»
Кл.рук.
Актив класса
Кл.рук.
Кл. рук.
2.
Работа с родителями
Родительское собрание «Первый раз - в первый класс».
Анкетирование родителей.
Выборы родительского комитета.
Беседа о готовности детей к школе.
Кл.рук.
Кл.рук.
Род. комитет
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
«День Знаний»
Кл.рук.
Родите
ли
Октябрь
« Мы против террора и экстремизма»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
1.Экскурсия «Времена года. Осень пришла»
2. Конкурс чтецов «Мы за мир»
3. Азбука безопасности
4. Правила поведения при ЧС.
Кл.рук.
Актив класса
Кл. рук.
Кл. рук.
2.
Работа с родителями
Беседа. «Применение метода оптимального чтения в школе и дома»
Индивидуальные встречи с родителями
Кл. рук.
Психолог
Кл. рук.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
Праздник «День учителя»
Кл. рук.
Актив класса
Ноябрь
« В здоровом теле - здоровый дух»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Беседа «Мы за здоровый образ жизни»
-
Экскурсия в сельскую библиотеку.
-
«День матери»
Кл.рук.
Актив класса
Актив класса
Род. ком.
2.
Работа с родителями
Трениг «Развитие творческих способностей детей».
Беседы с родителями.
Помощь родителей в подготовке ко «Дню матери»
Кл. рук.
Кл.рук.
Предметни
ки
кл.рук.
род. ком.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
«День матери»
Актив класса
Род. комитет
Декабрь
«Человек и закон»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Практикум «Как вести себя»
-
Беседа «Я - гражданин России»
-
Знакомство с конвенцией о правах ребенка.
-
Мастерская Деда Мороза
2.
Работа с родителями
-
Родительское собрание на тему: «Трудности адаптации первоклассников к школе».
-
Организация каникулярного отдыха детей.
Кл.рук.
Род. ком.
Род. ком.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
Новогодняя сказка
Актив класса
Род. ком.
Январь
« Расступись честной народ- удаль русская идет!»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Беседа «Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге».
-
Игра «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
-
Ассорти - пирог «Веселые конкурсы»
Кл.рук.
Кл.рук.
Актив
Кл.рук.
Род. ком.
2.
Работа с родителями
Анкетирование «Поговорим о дружбе»
Встречи и беседы.
По ситуа
ции
Кл.рук.
Кл. рук.
Психолог
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
Фольклорный праздник
По графику школы
Род. ком.
Актив класса
Февраль
« Если бы парни всей Земли»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Чтение книг о защитниках Родины.
-
Просмотр фильмов о подвигах русских солдат
-
. Кл. час «Рыцарский турнир»
Библиотекарь
Кл.рук.
Актив класса
2.
Работа с родителями
Беседа: «Как прекрасен этот мир»
Встреча с родительским комитетом по вопросам подготовки и проведения «Рыцарского турнира»
Кл.рук.
Кл.рук.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
День защитника Отечества
Род. ком.
Актив класса
Март
« Весну встречаем- семью величаем»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Выставка «Мир семейный увлечений»
-
Конкурс «А ну-ка, девочки!»
-
Игра «Перелетные птицы»
-
Встреча с родителями разных профессий.
Род.ком.
Актив
Кл.рук.
Род. ком.
2.
Работа с родителями
Дискуссия «Как уберечь ребенка от насилия».
Планирование каникулярного отдыха детей.
Кл. рук.
Кл.рук.
Род.ком.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
«Международный женский день»
Неделя детской книги.
Актив класса
Актив класса
Апрель
« Мы за экологию»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
Прогулка на природу
-
Кл. час. «Герои космоса»
-
Игра «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
-
КВН «Правила дорожного движения»
Род.ком.
Актив
Кл.рук.
Род.ком.
2.
Работа с родителями
Родительское собрание на тему: «Как воспитать настоящего человека»
Тренинг эффективности поведения учащихся начальной школы.
Кл.рук.
Кл.рук.
психолог
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
«День земли»
Актив класса
Май
« Мы хотим, чтобы мир спокойно жил»
№
Направление работы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Классные часы и мероприятия
-
«Никто не забыт, ничто не забыто»
-
Встреча с участниками войны
-
Чтение рассказов о войне.
-
Прощание с первым классом.
Кл.рук.
Кл.рук.
Кл.рук.
Род.ком.
Кл.рук.
Род. ком.
Кл.рук.
2.
Работа с родителями
Подведение итогов «Вот и стали мы на год взрослей»
Подготовка к празднованию Дня Победы.
Кл.рук.
Род. ком.
Род.ком.
Кл.рук.
3.
Участие в общешкольных мероприятиях
День Победы
кл.рук.
актив класса
род.ком.
-
Выполнение творческих работ.
-
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
-
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
-
Участие в конкурсах чтецов.
-
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
-
Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
С е н т я б р ь - «Первый раз в первый класс».
Декабрь - «Надо ли ругать ребенка за плохую успеваемость?»
М а р т - «Телевизор, компьютер и режим дня»
М а й - «Настроение не пустяк»
-
Дугулубгова Зарема Хизировна - председатель
-
Маргушева Радмила Юрьевна - учебный сектор
-
Кушхова Фатима Султановна- культурно-массовый сектор
-
Проблемы адаптации первоклассников.
- Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
- Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
- Диалог в семейном общении.
Посещение урока учителя-предметника в 1 классе
Дата ………
Урок ………
Предмет ……………………………
Учитель ………………………………………….
Наблюдения
Оценка в баллах
из 10
Замечания
Деятельность учителя
Доступность объяснения
Формы общения
Соблюдение единства требований
Осуществление индивидуального подхода
Дозировка домашнего задания
Деятельность учащихся
Подготовленность к уроку
Заинтересованность
Внимание
Уровень организации
Заметки о деятельности отдельных учащихся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________