Интегрированный урок В гости к зиме (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок во 2 классе:

окружающий мир, литературное чтение,

музыка, изобразительное искусство

« В гости к зиме».

Цели урока:

- познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями,

происходящими в мире живой природы в зимнее время года;

- систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;

- развивать наблюдательность, мышление, любознательность учащихся,

учить анализировать, обобщать, сравнивать;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным;

- познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина «Поёт зима -

аукает…»;

- учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему;

- продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;

- учить слушать музыкальное произведение, анализировать и рассказывать о своих впечатлениях;

- воспитывать любовь к природе и русской поэзии.

  1. Оргмомент

Звучит медленная красивая музыка. На фоне музыки учитель читает стихи.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

- Ребята, когда это бывает?(ответы детей).

2. Введение в тему.

Слайд №1.

-Правильно, ребята, зимой.

Сегодня у нас интегрированный урок.

- Кто из вас знает, что такое интегрированный урок? (ответы детей).

- Какие же предметы мы будем сегодня изучать на интегрированном уроке? (ответы детей)

Слайд №2.

- Да, вот и наступила долгожданная зима.

Тема нашего урока по окружающему миру «В гости к зиме».

  1. Актуализация знаний.

Слайд №3.

- Ребята, что изменилось в природе с приходом зимы? (ответы детей)

- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради по окружающему миру.

Выполняем задание №3 страница 84.

- Записать примеры зимних явлений в природе.

- Проверяем. ( Дети зачитывают свои ответы).

Слайд №4. «Неживая природа зимой». Обобщение.

(Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает наиболее низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь. Часто бывают метели и вьюги. Зима - трудный период в жизни растений и животных. )

- Ребята, а кто из вас знает, какие изменения происходят в жизни животных? (ответы детей)

4. Музыкальная пауза: песня-шутка «Почему медведь зимой спит?»

Слайд №5.

- Ребята, мы с вами разучивали шуточную песню «Почему медведь зимой спит?» Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этой песне? (ответы детей)

- Почему она называется песня-шутка?(ответы детей)

- Скажите, пожалуйста, все ли куплеты песни надо исполнять одинаково? (ответы детей)

- Как мы будем исполнять 1-ый куплет? (Будем петь спокойно, медленно, тихо, плавно)

- Правильно, ребята. А как в музыке называется приём плавного, связного исполнения? ( Легато)

Слайд №6.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Придумайте заголовок, подходящий к этому рисунку.

-Какие краски художник использовал для изображения зимнего леса?(ответы детей)

-Соответствуют ли они музыкальным звукам, с помощью которых композитор создаёт художественный образ зимнего леса?

Слайд №7.

- Меняется ли музыка во 2 куплете? (ответы детей)

-Правильно, а почему она меняется? Что случилось?

-Как изменилась музыка во 2 куплете? Какой она стала? (Быстрой, громкой, отрывистой)

-Как называется в музыке приём отрывистого исполнения? (Стаккато)

- Придумайте заголовок ко 2 иллюстрации.

Слайд №8.

_Какие краски использует художник для изображения необычного события в лесу?(ответы детей)

-Соответствуют ли эти краски музыке 2 куплета?(ответы детей)

- Как можно подписать 3-ий рисунок?(ответы детей)

Слайд №9.

-Что происходит в 3 куплете? Меняется ли музыка?(ответы детей)

-Какой становится музыка? (Музыка опять становится медленной, тихой, спокойной, исполняется легато)

- Как можно подписать 4-ый рисунок? (ответы детей)

- Ребята, эти замечательные рисунки сделала ученица нашего класса Шарафутдинова Наташа.

-А как вы думаете, какой можно сделать вывод о музыке и изобразительном искусстве?(Музыка и изобразительное искусство, живопись тесно связаны между собой. Художники с помощью красок изображают то, что они видят и слышат, а композиторы - с помощью музыкальных звуков).

Учитель аккомпанирует на фортепиано. Весь класс поёт, а заранее подготовленные дети показывают инсценировку песни.

- Ребята, что же на самом деле происходит в жизни медведя?

-Сообщения детей, подготовленные дома. Дети сдают учителю сообщения, напечатанные на листе А4 с фотографией животного. (Как это сделать, мы учились на уроках информатики) Дети рассказывают о медведе, зайце, белке.

Слайд № 10. Медведь.

(Медведи зимой впадают в спячку. Осенью и летом они нагуливают много жира, а зимой спят в тёплой берлоге, которую устраивают в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнём.

Говорят, что зимой медведи сосут лапу. На самом деле это не так. Зимой на подошве лап у медведей отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожа чешется и мёрзнет. Медведи скусывают старую кожу и горячим языком облизывают молодую кожицу, причмокивая губами. Вот и кажется, что медведи лапу сосут.

Медведи иногда могут проснуться зимой от сильного холода, голода, громкой стрельбы. Если медведи просыпаются, то до конца зимы они уже не засыпают, а бродят по лесу голодные и злые. Таких медведей называют «шатунами». Они очень опасны.)

Слайд №11. Белка.

(Белки к зиме готовятся заранее. Гнёзда делают в дупле дерева, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище белки застилают мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В гнезде обычно у белок бывает 2 выхода, в сильные морозы они их затыкают лишайником

или хворостом. Иногда у белки может быть до 30 гнёзд в разных местах. На зиму белка заготавливает до 600 граммов сухих грибов, а ещё белка прячет в кладовые орехи, желуди, зёрна, сухие ягоды.)

Слайд №12. Заяц.

(Зайцы - большие мастера запутывать следы, чтобы сбить с толку своих врагов, и отменные бегуны. Во время погони заяц может пробежать за 1 час 70 километров. Зимой зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, с веток более толстых деревьев обгрызают кору, едят и сено, морковку, капусту. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы, спят не закрывая глаз. Весь день зайцы зимой проводят в укромных местах - под поваленным стволом, под пнём или в кустах. Зимой меняют шкуру. Становятся белыми, чтобы спрятаться в снегу от врагов и быть не- заметными.)

- Итак, ребята, какой же можно сделать вывод? Легко ли животным зимой? (ответы детей)

Слайд №13. Животные зимой. Обобщение.

( Зима - трудное время в жизни животных. Животным нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда может найти свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают морковь, капусту, жёлуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.)

Слайд №14.

- Зима - очень красивое время года. На это обратили внимание многие поэты, художники, композиторы.

На фоне видеоролика «Ф.Шопен «Зима» заранее подготовленные дети читают стихи.(И.Бунин «Первый снег», С.Есенин «Берёза»)

Слайд №15. Литературное чтение. 2 класс

С.Есенин «Поёт зима - аукает…»

- Тема нашего урока литературного чтения «Стихотворение С.Есенина «Поёт зима- аукает…» Слайд №16. - Посмотрите на портрет С. А. Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской области. Есенин очень любил природу и воспевал её в своих стихах. - Ребята, какие стихи Сергея Есенина вы читали? (ответы детей). -Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением С.А.Есенина «Поёт зима - аукает…». Это стихотворение Есенин написал в 1910 году, когда ему было всего 15 лет, и он ещё и не думал, что станет поэтом. Опубликовано оно было в журнале «Мирок» в 1914 году и называлось тогда «Воробышки». Слайды №17 и 18.

На фоне видеоролика сама читаю стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима - аукает…»

- Понравилось ли вам стихотворение? (ответы детей).

- Какое настроение создаёт это стихотворение? Почему?

- Меняется ли настроение в конце стихотворения?

5. Анализ художественных образов.

У детей на столах лежат красиво напечатанные тексты стихотворения.

- Давайте разделим стихотворение на несколько частей.

- Сколько частей в тексте? (4 части).

- А сколько строчке в каждой части? (6 строчек)

- Такое построение стихотворения называется секстина , или 6-стишная строфа. Читаем по частям. (Дети читают текст по частям «цепочкой»).

Читаем 1часть стихотворения.

-Какое слово в тексте 1 части необычное? (Ответы детей).

- Правильно, необычное слово, которое не употребляется в русском языке,- стозвоном

- Как вы думаете, что оно обозначает? Может быть, кто-нибудь догадался?(Ответы детей)

- Слово «стозвон» придумал С.А.Есенин. В лесу, где очень много сосен, в сильный мороз сосны как бы трещат и звенят от мороза, вот и получается «стозвон».

- Что значит «седые облака»? (грязно-серые)

- Какой поэтический, художественный образ нарисовал поэт в 1 части стихотворения? (ответы детей).

- Да, ребята, правильно, образ зимы.

- С каким другим образом ассоциируется у вас образ зимы в этом стихотворении? Какое слово подсказывает другой образ? ( Образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает своё дитя - в стихотворении это «мохнатый лес».

-Что значит «мохнатый лес»? Как можно понять эти слова? (ответы детей).

- Да, правильно, ребята, представьте себе ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Читаем 2 часть. «А по двору метелица…»

- Почему поэт сравнивает метель с шелковым ковром?(ответы детей).

- Шёлк - прохладная, холодящая ткань, поэтому многие женщины в сильную жару носят одежду из натурального шёлка.

- А почему Есенин сравнивает воробышков с сиротливыми детками?(ответы детей).

- Какой образ появляется в этих строчках? (Образ жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими - выглядят «воробышки игривые». Поэтому поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы как-то согреться.)

Читаем 3 часть. «Озябли пташки малые…»

- Ребята, как вы понимаете слово «озябли»? Подберите синонимы к этому слову. (ответы детей)

- Это архаизм -устаревшее слово, которое сейчас почти не употребляется.

«Озябли» - значит «замёрзли», «застыли». «продрогли», «окоченели».

- А что такое «ставни»? О чём говорит поэт? (ответы детей).

-Метель постепенно превратилась во вьюгу. Такое часто бывает зимой.

Читаем 4 часть. «И дремлют пташки нежные…»

- О чём говорится в этих строчках?(ответы детей).

- Да, правильно, в этих строчках выражены мечты поэта о весне.

Слайд №19.

- Какие поэтические художественные образы нарисовал С.А.Есенин в этом стихотворении? (Образы Зимы и Весны)

Обобщение, вывод.

- Ребята, стихотворение Есенина построено на противопоставлении различных чувств.

- Какие же чувства противопоставляет Сергей Есенин в своём стихотворении?(ответы детей)

-Правильно, ребята. В стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски, надежды, мечты о светлом будущем.

6. Слайд №20. Музыкальная физкультминутка.

На экран проецируется видео, а дети делают под музыку зарядку и смотрят на экран.

7. Продолжение работы по содержанию текста.

1. Работа над выразительным чтением.

- Ребята, что такое выразительное чтение? Как вы это понимаете? (ответы детей).

-Как нужно прочитать 1 часть? ( медленно, тихо, спокойно).

-Как нужно прочитать 2 часть?(быстро, громко, ведь началась метель)

- Как нужно прочитать 3 часть?(сначала тихо, с жалостью - про воробышков, потом - громко, быстро, с беспокойством в голосе - ведь началась вьюга)

- Как нужно прочитать 4 часть?(сначала -тихо, спокойно, медленно, с грустью, а потом - с радостью, с надеждой и мечтой в голосе)

Читаем стихотворение хором.

Слайд №21.

2.Изобразительно - выразительные средства.

- Какие изобразительно-выразительные средства использует С.А.Есенин в своём стихотворении?

Эпитеты - художественные образные определения.

Сравнения- сопоставление предметов по какому-либо признаку.

Олицетворения - свойства одушевлённого предмета переносятся на неодушевлённый.

Метафоры - употребление слова в переносном значении.

Синонимы - близкие по значению слова.

  1. Самостоятельная работа.

Дети подчёркивают карандашом в тексте стихотворения эпитеты (1 вариант), олицетворения (2 вариант).

Проверяем. Ребята зачитывают эпитеты и олицетворения, которые подчеркнули в тексте стихотворения.

Слайды №22, 23, 24.

8. Кантата Г.В.Свиридова «Поэма «Памяти

С.А.Есенина».

Слайд №25.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на доску. Это портрет известного советско-

го композитора Георгия Васильевича Свиридова. Г.В.Свиридову очень понравились стихи С.А.Есенина, и он написал замечательную музыку на эти стихи. Это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора, которое называется кантата.( от итал. Cantare - петь). Он посвятил её памяти С.А.Есенина. В кантате 10 частей. Сейчас мы послушаем фрагмент из 2 части кантаты. Когда вы услышите, что музыка меняется, поднимите, пожалуйста, руку.

2. Прослушивание музыки кантаты на фоне видео.

Дети поднимают руку, когда музыка меняется.

- Ребята, как вы думаете, что рисует музыка Свиридова? Какие картины вы увидели и услышали в музыке Г.В.Свиридова?(ответы детей).

-Да, правильно, музыка Свиридова живо рисует картины зимы, передаёт ощущения снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

- Ребята, какие музыкальные образы вы услышали в музыке Г.В. Свиридова?

Слайд №26.

- Правильно, музыкальные образы Зимы и Весны.

- Музыкальный образ Зимы воссоздаёт мужской хор, поющий в унисон, а симфонический оркестр поддерживает его, рисуя картину разбушевавшейся зимней стихии.

- Ребята, а какой хор создаёт музыкальный образ Весны? (ответы детей).

- Правильно, женский хор, потому что образ Весны всегда ассоциируется с образом молодой красивой девушки, женщины.

- А какой инструмент имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых»?

Слайд №27. Флейта - пикколо.

Флейта - пикколо - это малая флейта, обладающая пронзительным, свистящим тембром, звучит на октаву выше обычной флейты, в симфоническом оркестре обычно поддерживает верхние голоса.

- Как заканчивается эта часть кантаты? Какой становится музыка?(ответы детей)

-Правильно, ребята. Эта часть кантаты заканчивается радостной, светлой музыкой, в которой выражены мечты поэта о «красавице-весне» и светлом будущем.

9. Рефлексия. Итог урока.

- Итак, ребята, чем же мы сегодня занимались на уроке?

-Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы?

- Любят ли поэты, художники, композиторы зимушку-зиму? Почему?

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Вам понравился урок?

-Что вас удивило на уроке? (Ответы детей).

10. Слайд №28. Оценка своей деятельности на уроке. «Дерево успехов».

- А теперь посмотрите на доску : это дерево наших успехов. У вас на столе лежат 3 снежинки: золотая, серебряная и голубая. Кто всё понял, тот вешает на дерево золотую снежинку, кто не всё понял, тот вешает на дерево серебряную снежинку, а кто совсем ничего не понял - голубую снежинку.

11. Слайд №29. Домашнее задание.

Домашнее задание будет следующим: выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…», сделать иллюстрацию к стихотворению.

Слайд №30. Интернет-ресурсы.

© 2010-2022