Конспект урока по русскому языку по теме, Правописание разделительных ъ и ь

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:«Правописание разделительных ъ и ь».

Цель:

  • учить правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь, познакомить с правилом написания разделительного ъ и повторить правило написания разделительного ь;

  • развивать орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, речевую компетентность, логическое мышление, умения и навыки самоконтроля и самооценки, осуществлять дифференцированный подход;

  • воспитывать общекультурную компетентность учащихся, прививать интерес к традициям своего народа.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием игровых технологий

І. Организация класса

В добрый день!

В добрый час.

Рада видеть всех я вас.

Здоровья, счастья, радости желаю

И свой урок я начинаю.

А урок сегодня - урок русского языка.

-Работать на уроке мы будем под девизом:

Хорошо того учить, кто хочет мудрым быть.

- А вы хотите много знать и грамотно писать?

Так настроимся на урок и проговорим слова аутотренинга:

Я - ученик (ученица)

Я хожу в школу

Меня учат учиться

Я все понимаю

Я хочу все знать

ІІ. Создание эмоционального фона

(Загадка о зиме)

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима)

- О каком времени года речь?

- За что вы любите зиму?

- А какие зимние праздники вы знаете?

- Какой праздник заканчивает зиму? (Масленица)

Сказка о масленице: Жили Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. А Масленица была добрая. В конце февраля люди с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Но Зима задумала все царство превратить в ледяное королевство. Приказала она слугам занести снегом все дороги. И задул ветер, разыгралась вьюга.

- Чтобы пришла Масленица и Весна настала, нам нужно хорошо потрудиться и выполнить ряд заданий.

- И каждое успешно выполненное задание приближает нас к встрече с Масленицей.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1. Метод «Кубование»

- Первая преграда на пути к Масленице.

- Вспомним все, что знаем о составе слова (написать на грани куба указания):

  • Назовите части слова;

  • Что такое приставка;

  • Правописание приставок роз-, рос-; раз-, рас-.

  • Правописание приставок роз-, раз-; рос-, рас.

  • Правописание приставок пре-, при-;

- А на последний гране куба интересный вопрос «Название, каких знаков (букв) алфавита состоят из двух слов?» (мягкий и твердый знаки).

2.Каллиграфическая минутка

- Открываем тетради , записываем число, классная работа.

Прописываем ъ и ь знаки.

ІV. Сообщение темы, цели и задачи урока

- Тема нашего урока «Правописание разделительных твердого и мягкого знаков».

1.Метод «Микрофон»

- Что вы ожидаете от урока?

- Продолжите предложение «Сегодня урок научит меня…».

- Действительно, на уроке мы научимся правильно писать слова с твердым и мягким разделительными знаками и познакомимся с народным праздником - МАСЛЕНИЦА.

V. Мотивация учебной деятельности

- Масленицу праздновали целую неделю. Каждый деньимел свое название и особенности.

- Итак, ПОНЕДЕЛЬНИК - встреча.

- Назовите одним словом:

Сильна метель - (вьюга);

Чувство радости - (веселье);

7-й день недели, день отдыха - (воскресенье);

Клочья, пушистые комья чего нибудь, чаще снега - (хлопья);

Спустились с чего-то - (съехали);

Извещение о чем-то - (объявление);

Приблизиться, передвигаясь на чем либо - (подъехал).

- С какими знаками напишите эти слова?

- Вместе попробуем решить эту проблему, проведем исследование

VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала

Работа в группах.

Повторение правил работы в группе;

Выбор спикера, секретаря, секунданта;

- Получите карточки инструкции и с формулируйте правила написания твердого и мягкого разделительных знаков.

К

Прочитайте слово

Разберите по составу.

В какой части слова пишется мягкий знак?

Подчеркните букву, обозначающую согласный звук перед мягким знаком.

Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

Подчеркните гласный после мягкого знака.

Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Слова:

здоровье, вьюга, семья, ручьи, белье

Сформулируйте правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Составьте схему-помощницу.



арточка1 (ь):



К

Прочитайте слова.

Разберите по составу .

Подчеркните букву, перед разделительным твердым знаком.

Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

Подчеркните гласные, перед какими пишется разделительный твердый знак

Слова:

отъезд, подъем, объявить

Сформулируйте правило правописания слов с разделительным твердым знаком. Составьте схему-помощницу.



арточка2 (ъ):

Презентация работы групп.

ВЫВОД:

Разделительный ь пишется в корне слова, разделительный твердый - между приставкой и корнем.

- Что общего у разделительных ь и ъ? (не допускают слияние гласного и согласного).

- Сравните наш вывод с правилом (выводом) в учебнике, используя систему обозначений:

Я это знаю +

Я этого не знал -

- О чем мы не сказали?

VІІ. Первичное закрепление изученного материала

  1. Упражнение 381 (устно), составьте звуковую схему слов чьи, объявить.

  2. Фронтальная работа с сигнальными карточками.

- Возвращаемся к нашей проблеме. Теперь мы смело можем дать ответ на вопрос «Какой знак писать в этих словах?»

VІІІ. Закрепление

- Итак, следующий день - ВТОРНИК - заигрыш.

-Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли друг друга, пели песни, шутили.

Физминутка

«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)


  1. Работа по вариантам (дифференциация)

    І вариант

    Найди и исправь ошибки

    Масленицагуляется ,начиная с понедельника и заканчиваявоскресенем.Мир веселъя раскрывался в этидни.Обявлялиськонкурсы.Не обходилось гулянье без выступленияциркачей.

    ІІ вариант

    Упражнение 383, стр.26

  2. Общее задание.

Работав парах. Работа с пословицами.

СРЕДА - лакомка. В среду собирали родственников, накрывали столы с вкусным угощением, пекли блины.Чтобы прийти в гости запасались пословицами и поговорками. Вот вам, гости дорогие, угощение - блинчики с пылу, жару.

- Составьте пословицу соединив ее части, вставьте пропущенную орфограмму.

  1. Дистанционный диктант

ЧЕТВЕРГ - разгуляй. В этот день ребята бегали по деревне и собирали лапти, с особым азартом катались с гор.

ДИКТАНТ

На масленицу собирались сем..ями и об..едались блинами. Вкусны были блины и олад..и.Ввоскресен..е просили прощения друг у друга, ведь встретить весну необходимо с чистой совест..ю.


  1. Творческое задание. Составление предложений по картине.

ПЯТНИЦА, СУББОТА. В эти дни было больше всего развлечений: строили снежные городки, катались с горы на санках.

-Составьте текст по картине и опорными словосочетаниям.

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы.

Народные гулян.я, смех и весел.е, Мар.я и Дем.ян, ком.я снега, с.езжает с горы.

ІХ.Итог - рефлексия

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое

Быстронаступает

Облегчает душу.

-Ни один, человек собственными глазами, увидевший, что такое Русская масленица, не останется равнодушными к этому поистине грандиозному празднику.

1.Составление ассоциативного куста.

Предлагаю создать ассоциативный куст.

Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.веселье

Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.друзья объеденье

Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.МАСЛЕНИЦА

подъем комья

вьюга съёжился

2.Метод «Микрофон»

- Оправдались ли наши ожидания от урока?

Теперь я знаю…

Теперь я умею.

- Мы выполнили все задания, поэтому Масленица придет к нам в назначенный час, значит, скоро настанет ВЕСНА.

3.«Алфавитный суп»

-Придумать итоговое предложение, которое начиналось бы с этой буквы.

X.Домашнее задание

1.Выучить правило нас.83; выполнить упражнение 385 нас. 27

2.Составить кроссворд со словами с разделительными ъ и ь знаками.

3.Подобрать пословицы о масленице со словами с разделительным ъ и ь знаками.

6


© 2010-2022