Использование метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ). Челябинский педагогический колледж № 2















Использование метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста






Учебно - методическое пособие




















Челябинск, 20013





Рассмотрено на заседании ПЦК дисциплин предметной подготовки по специальности «Дошкольное образование» --------------------------------------------------- Руководитель Чижевская Т.А.





Учебно - методическое пособие для студентов






Составитель: Кукарина О.С., преподаватель

методики экологического образования




Рецензент:

























Содержание.

стр


Пояснительная записка…………………………………………..4

Значение метода проектов………………………………………6

Сущность метода проектов………………………………………8 Список литературы………………………………………………19

Приложение………………………………………………………20



Пояснительная записка.


Экологическое образование детей дошкольного возраста - чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста. Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе. Данное пособие поможет студентам организовать работу с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, раскрыть им многообразие природного мира, научить наблюдать за жизнью птиц, насекомых, растений, бережно относиться к явлениям природы, сделает знакомство с местной флорой и фауной интересным и полезным. Разнообразие предложенных форм и методов работы поспособствует грамотной организации учебно-воспитательного процесса, окажет необходимую практическую помощь студентам на протяжении всего периода практики. Адресовано студентам и воспитателям ДОУ.


























Значение метода проектов.


Одной из основных целей экологического воспитания является, на наш взгляд, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмо­ционально-чувственной, деятельностной сфер личности. Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей куль­туры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое созна­ние человека (интересы, потребности, установки, эмоции, пережива­ния, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через сред­ства массовой информации. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными каче­ствами педагогов, культурным уровнем педагогического коллекти­ва, условиями воспитания. Основываясь на деятельностном подходе, мы выделяем в структу­ре экологической культуры ребенка следующие компоненты: деятельность в природе и экологическое сознание. В дошкольном возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Еще одно условие воспитания экокультуры - необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организован­ной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобрете­ние знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способство­вало формированию основ экологической культуры. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный под­ход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом про­цессе - нам помогает метод проектов, который привлек внимание педагогов в 20-е годы, но в практике работы применялся недолго. Многочисленные опросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учрежде­ний и школ. Практика показала, что дошкольники и младшеклассники, педагоги и родители с удовольст­вием и с большим интересом участвуют в исследовани­ях подобного типа.

Сущность метода проектов. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов». Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой. Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что: - он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; - это метод, идущий от детских потребностей и интересов. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей- индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Проект включает три этапа: 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; 2-й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и разработка рекомендаций на основе собственных наблюдений. Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.


Проект Использование метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.


Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению. Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации, а также начальная школа. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и про­граммам экологического направления. В базисную программу развития ребенка «Истоки» его фрагменты включены в качестве факультатива. Имеется опыт работы по проекту дошкольных учреждений, использующих программы «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства - в отрочество». Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы автора Н.А. Рыжовой по экологическому образова­нию дошкольников «Наш дом - природа», в особен­ности по теме «Растения». Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологи­ческого мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказы­вает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, организуются подвижные игры.) Формы, методы и объем работы педагог опре­деляет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспита­тель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре на­блюдений. Дошкольники средней группы выполняют меньший объем работы, чем старшие, в работе с ними педагоги используют самые простые методы наблюде­ний, результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль взрослого, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребен­ком исследований. Разнообразнее становятся и формы обобщения материала. К выполнению проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если детский сад сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проекту.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю. В практической реализации проекта принимают участие дети. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы. По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации, а также начальная школа. Особенно эффективна его реализация в учреждениях типа « Детский сад - начальная школа». Участниками первой ступени проекта могут быть дошкольники младшей, средней, старшей и подготовительной групп, второй - ученики 1-4-х классов. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач. В любом случае проект длится не менее года, так как ребенок должен иметь возможность наблюдать за сезонными изменениями в жизни объекта. Регулярность выполнения заданий зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды в природе наиболее ярко выражены изменения в жизни растений, в том числе и разных деревьев.
Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.). 2. Практическая. теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в, развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях,, план мероприятий и т.п.). 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); • выдвижение гипотезы их решения; • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация; • выводы, выдвижение новых проблем исследования. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей детей. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими детьми, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний. Тем для проектов - неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это - живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы детям приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Рекомендации педагогу.

Реализуя проект, пожалуйста, помните:


  1. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект - это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.
  2. Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой - кто-то из них (особенно в подготовительной группе ДОУ) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки.
  3. Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их :за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение ее запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя и т.д. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого - прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
  4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.
  5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять деревья. Это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе.
  6. Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества - залог успеха реализации проекта.
  7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.
  8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового.
  9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Только в этом случае можно увидеть сезонные изменения в природе.
  10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей младшего возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что он самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный.
  11. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
  12. Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой по проекту, на основе высказываний, заключений ребенка.
  13. Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи.
  14. Вы можете творчески развить идеи данного проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
15.Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Например, экологический проект « Книга о моих любимых животных» реализуется со второй младшей до подготовительной к школе группы детского сада (см. приложение № 1). Целью этого проекта во второй младшей группе является формирование у детей доброжелательного отношения к животным, познавательного интереса к окружающему миру. В ходе реализации проекта в средней группе детей знакомят на иллюстративном материале с домашними животными и их детенышами, учат различать животных по особенностям внешнего вида, поведения, питания, пользы для человека. Полученные знания закрепляются в ходе конкурсов «На лучшего знатока загадок о животных», «Знатоков стихов и потешек о животных». В старшей группе данный проект перерастает в проект «Животные в истории моей семьи» а в содержание проекта в подготовительной группе включено знакомство детей с экзотическими животными разных стран. Во второй младшей группе все содержание проекта собрано в единую книгу. Она ярко и красочно оформлена. В содержание «Книги» во второй младшей и средней группах вносятся фото и иллюстрации о животных, детские коллективные и индивидуальные работы, дети придумывают клички для животных, ласковые слова о животных, которые записываются педагогом и зачитываются всей группе детей в ходе бесед или других мероприятий. В старшей и подготовительной группе в это содержание добавляются детские рисунки и рассказы о животных, загадки и стихи, записанные самими детьми. Если в младшем дошкольном возрасте все содержание работы по проекту собирается в единую книгу, то в старшем дошкольном возрасте детям предлагается создавать авторские книжки о любимых животных. Данный проект поможет развитию индивидуальности каждого ребенка, поможет определить и спроектировать индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в предметно-развивающей среде выставок и индивидуальных уголков, содержащих результаты работы ребенка по проекту. Содержание работы над проектом не противоречит содержанию образовательных программ дошкольного образования, направленно на реализацию требований образовательного стандарта по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Реализация предложенного в проекте содержания происходит не через проведение серий занятий, которыми и так изобилуют программы, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Результатом работы по каждому разделу являются музыкально-познавательные развлечения или викторины, организация творческих вечеров ребенка с его выступлениями по содержанию «Книги о моем любимом животном». Таким образом, не перегружая сетку занятий в целом, предложенный материал систематизирует знания ребенка о животных, помогает создать в группе атмосферу творчества, не только формального, но и неформального общения детей друг с другом и с взрослыми. Примеры других проектов см. в приложениях № 2 - 7.














Список литературы.

  1. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О.М. Масленикова, А.А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Рыжова, Н.А. Экологический проект "Здравствуй, дерево"[Текст]/ Рыжова Н.А. // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
  3. Рыжова, Н. А. Экологический проект «Мое дерево» [Текст] / Н. А. Рыжова. - М., 2006.

  4. Экологическое воспитание дошкольников[Текст]: практическое пособие / Л.Н. Прохорова и др. - М.: АРКТИ, 2004.



Приложение.


Приложение № 1

Содержание экологического проекта «Книга о моих любимых животных»

во второй младшей группе


Содержание проекта

Предметно-развивающая среда

Методическое обеспечение

Детская продуктивная деятельность

«Серенькая кошечка села на окошечко»

Внесение в групповую комнату мягкой игрушки кошки, организация рассматривания игрушки с детьми



мягкая игрушка

План наблюдения



Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»




иллюстрация по содержанию потешки






Д/ И «Узнай. Кто в домике живет?»




Оборудование для игры

описание дидактического комплекса



Подвижная игра с кошкой «Кто самый быстрый?»




мягкая игрушка

описание проведения подвижной игры



Д/И «Собери картинку» (кубики с изображением кошек разных пород)




Д/ И


описание дидактического комплекса



Слушание песни «Серенькая кошечка», выполнение движений в соответствии с текстом песни



иллюстрация по содержанию песни «Серенькая кошечка»



План занятия



Рассматривание картины

«Кошка с котятами»



картина


конспект



Организация выставки мягких игрушек - кошек, организация экскурсии по выставке




модель выставки кошек, иллюстрации


План экскурсии



Заучивание загадки «Мягкие лапки

а в лапках - царапки»



иллюстрации к

загадкам




Составление альбома: «Какие красивые и разные кошки»




альбом с иллюстрациями

кошек




Заучивание потешки «Киска-киска, киска брысь, на дорожку не садись»




альбом с загадками




Рассматривание кошки (живой объект)



живая кошка, оборудование для игры и кормления


конспект



Рассматривание модели кошки



модели



План проведения



Д/ И «Кто в домике живет?» (на объемных игрушках и картинках)



Д/И


описание

дидактического

комплекса




Музыкальное развлечение «В гостях у кошки-мамы»




сценарий



Д И «Угощение для кошки»


Д И

описание

дидактического

комплекса




Познавательное занятие «Угощение» (питание разных домашних животных)





конспект



Подготовка вместе с детьми игрушек для показа спектакля «В гостях у кошки-мамы»


иллюстрации

к спектаклю




Игрушки


Д/ И «Мамы и детки»


Д/ И

описание

дидактического

комплекса



Показ театрализованного спектакля «В гостях у кошки мамы»




сценарий



Музыкальное занятие по теме: «Серенькая кошечка»



план музыкального

занятия




Познавательное занятие «Какие разные бывают кошки»


Иллюстрации, игрушки


конспект




«Вот собачка Жучка, хвостик закорючка»


Внесение в групповую комнату мягкой игрушки собаки, рассматривание




мягкая игрушка




Сравнение кошки и собаки




конспект




Рассматривание моделей кошки и собаки, сравнение по внешнему виду, особенностям поведения и питания




конспект



Д/И «Собери картинку»»





Д/И


описание

дидактического

комплекса




Д/И «Кто в домике живет»

(на моделях)




Д/И


описание

дидактического

комплекса




Разучивание потешек и стихов о собаке




Альбом с потешками и стихами




Составление фотоальбома «Собаки»




фотоальбом



Рисо-вание: «Пес-Барбос»


Музыкально - познавательное занятие «На дворе у бабушки»




конспект




Разучивание стихов к конкурсу



Иллюстративный материал, модели




Организация конкурса на лучшего знатока стихов о собаке





план конкурса


Д/И «Соберу картинку» (кубики с изображением собак разных пород)



Д/И


план конкурса


Подготовка театра на столе «В гостях у собачки Жучки»



Игрушки для театра на столе


Рассматривание картины «Собака со щенками»




конспект

Познавательное занятие «На дворе у бабушки» (с иллюстративным материалом и моделями домашних животных)



конспект




Заучивание стихов о собаке со щенятами


альбом со стихами





Приложение №2

Направления взаимодействия воспитателя с детьми, другими педагогами и родителями в рамках экологического проекта «Наше дерево» Н.А. Рыжовой.


Г.Лазарева, ДОУ № 12, г. Новоуральск.

Взаимодействие с детьми


  1. Выбор дерева.

  2. Присвоение ему «имени».

  3. Выбор даты «Дня рождения».

  4. «Минуты вежливости»: «общение» воспитателя и детей с деревом.

  5. Фотографирование возле дерева.

  6. Оформление альбома «Наше дерево» (запись впечатлений, высказывания детей).

  7. Эколого-психологический тренинг «Я - дерево».

  8. Элементы психогимнастики («Если бы я был деревом», «Превратимся в рябину»).

  9. Определение « настроения» дерева (от чего оно зависит).

  10. Письмо дереву (поздравления с праздником, рассказ о событии в группе и т.п.)

  11. Письма от дерева.

  12. Труд в природе с целью помочь дереву.

  13. Игры - пантомимы.

  14. Экологическая сказка (сочинение истории, постановка мини спектакля).

  15. Придумывание сюжета для Дня рождения дерева.

  16. Празднование Дня рождения дерева.

  17. Разработка и составление экологических знаков.

  18. Прощание с деревом при выпуске в школу, «передача» его малышам.

  19. Исследовательская деятельность (изучение коры, почек, листьев, плодов).

  20. Наблюдение «Для кого дерево - дом».

  21. Рисование и фотографирование дерева в разные сезоны года; сбор коллекции листьев, плодов, оформление альбома.

  22. Изготовление панно «Дерево и все, что его окружает» (посезонное заполнение).

  23. Игры у дерева («Кто заметил, что…», «Что изменилось?»).

  24. Викторина «Знатоки растений».

  25. КВН, посвященный деревьям.

  26. Знакомство со сказками и рассказами о дереве.

Взаимодействие с педагогами


  1. Знакомство с проектом.

  2. Экскурсии с детьми в лес, выбор дерева.

  3. Придумывание образца «общения» с деревом.

  4. Оформление впечатлений от общения с деревом (устные рассказы, записи, аудиозаписи).

  5. Знакомство с материалами о выбранном дереве, предоставление материалов в методкабинет.

  6. Знакомство с упражнениями эколого-психологического тренинга «Я - дерево», «Я - береза».

  7. Оформление картотеки упражнений эколого-психологического тренинга.

  8. Составление «писем» от дерева в разные сезоны и в разную погоду.

  9. Изготовление пособия «Чем можно помочь дереву».

  10. Составление заданий для игр-пантомим (намокшее дерево, спящее дерево, заболевшее и т.д).

  11. Составление сценария празднования «Дня рождения» дерева.

  12. Разработка каждым педагогом экологического знака, посвященного дереву.

  13. Разработка сценария прощания с деревом (подготовительная к школе группа).

  14. Придумывание подарков дереву от детей.

  15. Придумывание подарков детям от дерева перед их выпуском в школу.

  16. Подбор и составление картотеки советов, наблюдений, опытов (исследование детей).

  17. Оформление альбома: дерево в разное время года; дети у дерева в разное время года.

  18. Составление картотеки игр о деревьях.

  19. Составление вопросов для викторины «Знатоки растений».

  20. Составление сценария КВН о деревьях.

  21. Подбор музыкальных произведений для прослушивания, исполнения, исполнения, для инсценировки о дереве.

  22. Подбор видеозаписей о деревьях.

  23. Составление картотеки сказок, рассказов о дереве.

  24. Составление картотеки стихов, загадок о дереве.

  25. Подготовка постановки о деревьях ко Дню театра.

  26. «Книжкина» неделя: подобрать произведения о природе, деревьях (апрель)

Взаимодействие с родителями

1 .Знакомство с проектом.

2 Совместные экскурсии в лес.

3. Семейные экскурсии в лес.

4. Помощь в подборе познавательного материала о выбранном дереве: фотографий, иллюстраций, сказок, рассказов, загадок, стихов.

5 Семейное фотографирование у дерева в разное время года.

6 Ознакомление с играми, с картотекой советов, наблюдений, опытов.

7. Составление семейного экологического знака, посвященного дереву.

8. Выпуск семейных экологических газет о дереве.

9. Составление предложений: что подарить дереву

10. Помощь в составлении вопросов для викторины «Знатоки растений».

11. Помощь в подготовке КВН.

12. Оказание помощи в подборе музыкальных произведений, домашних

видеофильмов, мультфильмов, отрывков из худ.фильмов, сказок о дереве.

13. «Семейная» помощь дереву.

14. Участие в субботнике по уборке пригородного леса, где родители часто отдыхают с детьми.

Приложение №3

Перспективный план работы по проекту «Белоствольная красавица» в старшей группе.


Месяц

Форма организации

Тема

Цель

Октябрь - март

Цикл наблюдений

«Белоствольная красавица» Продолжить уточнять представления детей о строении дерева, внешнего вида, о сезонных изменениях.

Октябрь

Театрализованное занятие на «Экологической тропинке»

«В гости к березе» Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой вода, почва, животные, солнце - свет, тепло; воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Ноябрь

Эксперимент

«Что выделяют растения» Помочь установить, что растение выделяет кисло­род; понять необходимость дыхания для растений.

Ноябрь

Беседа

«Лес - природное сообщество» - заинтересовать детей беседой о лесе; - формировать представление о лесе, как о сообществе растений и животных; - развивать способность сравнивать, обобщать, классифицировать.

Декабрь

Чтение

«Рассказы Лесовичка»

Познакомить детей с новым рассказом; продолжать учить детей выделять новую информацию о березе.

Декабрь

Эксперимент

«Нужен ли корешкам воздух» помочь выявить причину потребности растения в рых­лении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Январь

Просмотр CD-записи

«Белая березонька»


Январь

Занятие

«Крылатые семена» познакомить ребят с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Февраль

Литературный досуг

«Любимое стихотворение о березе» Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, воспроизводить в своей речи образные выражения из текста

Февраль

Эксперимент

«Есть ли у растений органы дыханий» Помочь определить, что все части растения участ­вуют в дыхании.

Март

Развлечение

«Праздник дерева» обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей


Март

Чтение

Рассказы «Моя береза» Продолжать учить видеть красоту березы в разное время года.






Приложение № 4

Занятия - экспериментирование

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЬЮ РАСТЕНИЙ

Тема: НУЖЕН ЛИ КОРЕШКАМ ВОЗДУХ? Цели: помочь выявить причину потребности растения в рых­лении; доказать, что растение дышит всеми частями. Материал: вода, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, два одинаковых растения в гор­шочках. Оборудование: ёмкость, две прозрачные емкости, пуль­веризатор.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи. Воспитатель. В какой почве растениям лучше расти - в рыхлой или плотной? (Предположения детей.)

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая.
  1. Почему плотная почва хуже? (Ответы детей.)

Дети под руководством воспитателя проводят опыт: погру­жают одинаковые комочки в воду. Вывод. Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.
  1. Нужен ли воздух корешкам? (Предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя проводят опыт. Три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного мас­ла, который препятствует прохождению воздуха к корням. На­блюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже - во второй, в третьей - растение гибнет).
  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям нарисовать, как будет выгля­деть фасоль через неделю во всех трёх ёмкостях.
  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Задание. Сравнить зарисовки с результатом эксперимента и изобразить, что получилось в результате эксперимента. Вывод. Для корешков необходим воздух. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Тема: ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ? Цель: помочь установить, что растение выделяет кисло­род; понять необходимость дыхания для растений. Материал: черенок растения в воде или маленький гор­шочек с растением. Оборудование: большая стеклянная емкость с герме­тичной крышкой, лучинка, спички.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Почему в лесу так приятно дышится? (Рас­тения выделяют кислород, и его много, потому что много де­ревьев.)
  1. Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям зарисовать, что, по их предпо­ложениям, получится, если в ёмкость с крышкой поместить рас­тение.
  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выполняют опыт: по­мещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток воспитатель ставит перед детьми вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (Предполо­жения детей.) Воспитатель демонстрирует опыт. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

IV. Фиксирование результатов эксперимента. Воспитатель раздает детям их рисунки и предлагает срав­нить свои представления с реально совершившимися собы­тиями. Вывод. Растения нужны животным и человеку для дыха­ния.

Тема: ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЙ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ? Цель: помочь определить, что все части растения участ­вуют в дыхании. Материал: вода, лист на длинном черешке или стебельке. Оборудование: прозрачная емкость, трубочка для кок­тейля, лупа.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения.
  1. Прогнозирование результата.

Дети высказывают предположения о том, как обнаружить воздух. Рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (выделение пузырьков из стебля).
  1. Выполнение эксперимента.

Воспитатель с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в сле­дующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оста­вив ее незаполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же про­делывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из по­гружённого в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Вывод. Воздух через весь лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Приложение № 5.

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ДЕРЕВА» Цель: обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей среды. Материалы и оборудование: бумага, краски, карандаши. Поскольку дерево - это друг ребенка, которому, как часто отмечают дети, «бывает скучно и одиноко», предложите провести необычный праздник - «День дерева», своеобразный день его рождения. Малыши охотно откликаются на такие предложения, так как готовы участвовать в любых праздниках. В этот деть ребенок должен прийти в гости к дереву, которое больше всего ему нравится, и поздравить его. Возможно, необходимо полить землю, возможно, убрать возле дерева мусор, нарисовать его праздничный портрет, насыпать в кормушку для птиц зерна - это могут быть любые действия, важно, что они приобретают необычный, праздничный смысл. Предложите детям оформить поздравительные открытки, которые они хотели бы отправить деревьям. На лицевой стороне открытки ребенок рисует портрет дерева или какую-либо другую картинку, имеющую отношение к празднику. К тексту таких посланий предъявляются определенные требования. Поскольку открытка предназначается не для человека, а для дерева, то и в пожеланиях, поздравлениях этот факт должен найти отражение. Составляя поздравления, ребята используют свои знания о растениях, результаты наблюдений, исследований. Например, в первую очередь можно пожелать дереву то, что необходимо ему для жизни солнца, дождя и т.п. В то же время каждый автор открытки может написать и дополнительные пожелания. Главное, чтобы в тексте пожеланий было выражено отношение детей к деревьям, чтобы деревья «почувствовали» их заботу, внимание к себе. Если есть возможность, стоит проводить праздники «День осеннего дерева». «День зимнего дерева», «День летнего дерева», «День весеннего дерева». В этом случае в тексте поздравительных открыток найдут отражение знания детей о сезонных явлениях в природе. Например, весной можно пожелать быстрейшего наступления тепла, прилета птиц, пчел и т.п. Ниже приводятся примеры текстов поздравительных открыток, составленные младшеклассниками классической гимназии. Эти тексты вы можете обсудить со своими детьми и выбрать наиболее интересные. «Милая береза! Поздравляю тебя с наступлением осени. Желаю тебе крепкого сна в зимнюю стужу. Много пушистого снега и чистого голубого неба. А весной пусть первые птички совьют гнезда на твоих проснувшихся после зимнего сна ветках». « Расти выше. Желаю тебе, чтобы твои листочки долго были желтыми и шелестели на ветру», «Хочу видеть тебя всегда зеленой. Желаю снежной зимы, водяной весны, солнечного лета». «Дорогая березка! Расти большой и крепкой. Никогда не болей. Шелести листвою всем на радость». «Будь всегда такой же красивой, как сейчас. Продолжай радовать людей: весной - своими цветами и запахом, летом своими плодами. А зимой будь добра к маленьким птичкам, которые прилетают к тебе, чтобы покушать». «Дорогие деревья, здравствуйте! Вы стоите вдалеке и никого не видите. Я поздравляю вас с наступлением осени и желаю вам всего хорошего» «Желаю быть стройной, нежной, белой, красивой». «Письмо дереву. Здравствуй, дорогая березка-беляночка! Я рада тебя видеть каждый день. Сейчас осень. Листья на тебе пожелтели и начали опадать. Мне очень нравится собирать твои листья. До свидания, дерево!» « Я хочу, чтобы ты стойко перенесло морозы и снова порадовало меня и людей своей красотой». «Желаю тебе хороших червей в почве, много песка в земле, и чтобы ты выросла большой и красивой». Дорогая березонька! Наступила осень. Твои детки-семена осыпаются. А когда наступит лето, ты снова будешь красоваться своими листочками! Спасибо тебе за то, что ты летом давала нам прохладу и спасала нас всех от жары. И мы хотим, чтобы ты была такая же веселая, как летом! Но уже осень... Выпал снег! Не грусти я к тебе буду часто приходить. А снег тебя накроет своей пушистой ватой. И будешь ты спать под белым покрывалом до весны». «Дорогое мое дерево, желаю тебе счастья, чтобы тебя не ломали и ты было бы всегда красивое. Чтобы зимой ты было таким же красивым, как летом. Будь багряным осенью, будь очень пушистым». «Поздравляю с праздником, желаю, чтобы ты никогда не засыхало». В «День дерева» можно предложить детям составить рекламу дерева. Современные дети с большим интересом относятся к рекламе, в частности телевизионной. Можно спорить о положительных и отрицательных аспектах этого явления, но бесспорно одно: интерес ребят и особенности формы рекламных объявлений могут быть использованы и в обучающих целях. Текст рекламы предполагает, что ее автор умеет в сжатой форме, оригинально отразить особенности объекта, который он представляет. Ребенок должен выделить главные признаки объекта, его достоинства. И, наконец, чтобы отметить главные черты дерева, необходимо хорошо знать его особенности. К тому же реклама учит выражать свои мысли кратко и четко. Составляя праздничную рекламу, дети должны доказать, что их деревья - самые лучшие, самые привлекательные, самые необычные. Кроме того, перед ребятами становится еще одна задача: привлечь внимание слушателей, чтобы они отнеслись к дереву так же, как и авторы рекламы. Нужно убедить всех, что деревья надо охранять, что они требуют к себе бережного отношения. При этом разрешается использовать фрагменты существующих рекламных роликов, отдельные предложения из них, но только в том случае, если они подходят по смыслу. Примеры реклам, составленных детьми фрагменты. «Мое дерево - самое-самое приветливое, самое красивое! Это - береза. Приглашаю вас посмотреть на неё и полюбоваться ею. Это фирменное дерево!» «Мое дерево хотя и старое, но очень красивое! Посетите мое дерево, и у вас поднимется настроение!» « Кто увидит мое дерево, тот станет умным, красивым, просто прекрасным! Если вы хотите встретиться с самым красивым деревом на Земле, приходите в наш лес, и вы встретитесь с березой!» «Вы можете приходить к моему дереву в любое время года. Зимой оно вас согреет, летом спасет от дождей. Весной вы увидите его красивые цветы, осенью - разноцветные листья. Приходите, пожалуйста, не пожалеете! Мое дерево очень ласковое! Приходите по адресу: городской парк». « Дерево! Дерево! Какое хорошее дерево: гладкое, чистое, умытое. Кто его видит, тот становится сильнее и умнее. Кто его видит, тот становится счастливее. Если вы увидите мое дерево, вы станете веселее!» « У вас есть любимое дерево? Если нет, то все ровно есть у вас в душе. Кажется, что дерево любишь только из-за его красоты. Это правильно. Но еще красивей оно характером. Я люблю свое дерево и за красоту, и за характер. Приходите к нему, и вы увидите настоящее дерево! Приходите весной, летом, осенью! На мое дерево чаще всего прилетают птицы. От моего дерева все получают энергию!» « Охраняйте деревья, и наш мир станет лучше! Приходите, товарищи и посмотрите на стройное дерево, у него есть плоды. И сами можете их попробовать». «Только мое дерево пахнет рекой! Только мое дерево так прелестно шумит листьями, ласкает ветвями. Только оно вылечивает от головной боли! На моем дереве поют лучшие птицы! Запишите адрес!» «Возле моей березы вы можете увидеть муравьев! Ее имя - Двойняшки. Вы спросите: почему? У моего дерева два ствола, но корень - один. Если вам жарко, постойте под деревом. Оно так любит посетителей, всегда угощает гостей своим вкусным соком! Но только не забудьте замазать ранку землей, чтобы дереву не было больно». « Только на моем дереве раньше всего распускаются листья, только мое дерево бывает, когда цветет, белым, как в снегу. Только на моем дереве такие вкусные и полезные плоды. Мое дерево очень красивое во все времена года!» « Кто видит дерево, тот улыбается « « Только мое дерево так хорошо очищает воздух!» « Только на мое дерево садятся такие красивые воробьи! Мое дерево тянется к моему пятому этажу. Никакое другое дерево к моему этажу не тянется! Мое дерево самое красивое весной, и осенью. На нем растут такие красивые листики: красные, желтые, зеленые - таких листьев нет ни на каком другом дереве!» « Береза - самое красивое дерево: кто к ней подойдет, тот будет красивым, веселым, счастливым! У вас есть любимое дерево? Подумайте - да или нет? Посетите мое дерево, только оно укроет вас от дождя».

Приложение № 6.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО О БЕРЕЗЕ.


БЕРЕЗА

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей. (В. Рожденственский)

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой березонька,

Травка шелковая…. (Русская народная песня)

Лишь осень золотая

Листья опалит огнем -

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Стоит березка в перелинке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Подберезовик,

Подберезовик

Ловко спрятался

Под березою. (Е. Серова)

Приложение № 7.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ О БЕРЕЗЕ. Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое. Береза не угроза - где она стоит, там и шумит. Какова березка, такова и отростка.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней,

Май сережки дарит ей. (Береза)

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены. (Береза)

Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна-

Потечет слеза. (Береза)

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинула на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску

Ты узнаешь…. (березку)?

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(ответ: береза)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены.

(Березы)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(ответ: береза)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(ответ: береза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

(ответ: береза)

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(Береза)

38

© 2010-2022