Принципы личностно-ориентированного подхода к управлении к учебно познавательной деятельностью

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Принципы личностно-ориентированного подхода к управлении учебно-познавательной деятельностью»

Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Это означает что воспитатель отказывается от автаритарного, инструктивно - репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково - творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно- значимого для каждого воспитанника, остается одно из самых острых проблем начального образования. Прежде всего, разберемся в характеристике « в личностно - ориентированного обучения» младшего школьника. Будем рассматривать такой тип обучения, как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интереса ). Развитие в данном случае рассматривается, как « результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформулированность тех психических качеств его личности, которые необходимо школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых ( и прежде всего, нестандартных) учебных задач. Имея знания, этот ученик не владеет ими. Выделим первый компонент развития: умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформулировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно - значимого обучения -развития мотивации учебной деятельности. Следующий важнейщий компонент детского развития - сформулированность умения добывать знания. Восприятие и память - весьма важные и психические процессы ,необходимые для обучения. Вместе с тем, их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют воспроизводящий характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связанно с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания «навязываются» ребенку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Построение процесса обучения, социально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинает занимать роли исследования, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в ровной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активна участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Во-первых, ученики получают новую роль- «исследователей»,под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания. Во- вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески. В - третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. В - четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения- на доступность, как дидактическую поддержку процесса познания. Остановлюсь на некоторых моментах развития познавательного интереса, мышления и речи у учащихся начальных классов. Чтобы заинтересовать детей к жизни в ГПД, их должно что-то (заинтересовать) объединять. Придумали, что при входе детей в группу нужно назвать пароль-пословицу. Причем каждый день пароль меняется.

В режиме ГПД на каждом его этапе своя пословица: 1. Приход в группу - «Семеро одного не ждут». 2. Отдых на свежем воздухе - «Вместе веселей играть». 3. Обеду подготовка - «Чистота- залог здоровья». 4. Обед - «Аппетит приходит во время еды». 5. Подготовка уроков - «Глаза страшатся ,а руки делают». 6. Кружковая работа - «Умные руки не знают скуки».

В конце каждой недели подводим итоги по знанию пословиц. Победителю дается право принимать пароль - пословицу у детей при входе в группу. В группе продленного дня проводим совместные мероприятия: веселые минутки, отгадываем ребусы, загадки, ходим на экскурсии, проводим беседы, играем в разные игры, игры - путешествия, веселые старты. Интересно проходят и игры на основе литературных произведений - разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, народных песенок, потешек - это ролевые игры. Изученный материал может стать основой поведения и таких игр, как «Поле чудес», «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Музыкальный калейдаскоп», где дети берут на себя роли , как ведущих, так и игроков команд. Учащиеся в ГПД сами учатся составлять кроссворды по темам: звери и птицы, профессии, правила дорожного движения. По вертикали дается направляющее слово, например - машина. Затем дорисовываем по горизонтали клеточки с буквами нового слова. Одна из букв слова по вертикали будет в новом слове. Каждому твоему слову присваивается цифра и сопровождающая подсказка к этой цифре. Так дорисовываются клетки влево или вправо от основного слова. Кроссвордами увлекаются все дети. Детям со слабыми способностями воспитатель оказывает помощь, чтобы они поверили в свои силы. Таким ученикам необходимо преодолевать свою робость. Для развития моторики мелких мышц пальцев учащимся 1 класса нашли упражнения: по заданию воспитателя ребенок выбирает шаблон, который ему понравился, и обводит его по внешнему контуру. Затем цветными карандашами ( это условие, поставленное перед тем, как начать работу) закрашивает данный предмет согласно готовому рисунку. На доску вывешивается плакат с рисунками: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, съедобные и несъедобные грибы, посуда, машины разных марок, одежда, название сказок и т. д. Все полученные рисунки оцениваются и вырезаются., далее располагаем их по темам. Каждому ученику хочется видеть свой рисунок в первых рядах, сравнить свою работу с работой других детей. Так от работы к работе у детей повышается аккуратность и плотность в раскраске своего рисунка. Включение учащихся в совместные действия способствуют сплочению коллектива группы. Во 2 - 3классах в ГПД мне нравится: ниткапись. Ниткапись - изобразительная деятельность, произведения, которой создаются с помощью увложненных на поверхность шероховатого или ворсистого материала нитей. Вот к примеру: Вантяйкина Софья, после того, как нарисовала ниточкой котика ,помечтала под музыку, сочинила такую сказку: « Я ниточкой нарисовала котика. Он белым, с черными пятнами на спине, лапках и хвостике. Глаза карие. Когда я дорисовала хвостик, вдруг зашевелились ушки, задвигалась туловище. От бумаги отделился хвостик… Котик ожил, замяукал и побежал искать мышку». Если в стихотворении, рассказе говорится о дереве, дети изображают домик. Дети сами заранее выбирают тему: поделки из цветной бумаги (дом, лебедь), оригами, отбирают нужный материал, обдумывают последовательность работы, способы соединений отдельных деталей, их расположение по отношению друг к другу. Чтобы сделать процесс обучения личностно - ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность ,стремление самостоятельно добывать знания и принимать их в разнообразной и интересной для него деятельности.

© 2010-2022