Педагогика сотрудничества как условие развития личности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Педагогика сотрудничества как условие развития личности.









Материал приготовлен для Всероссийской научно-практической конференции

«Проблемы современной сельской школы»

ПГУ, Архангельск



Зыкова Нелли Николаевна

(учитель нач.кл. Заостровская основная школа,

Виноградовский р-н, Архангельская обл.)









2009

Главная цель педагога - дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитывать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию, самореализации. С этой целью учитель должен организовывать деятельность, помогающую, каждому ученику обрести себя, так же создать условия для раскрытия его индивидуальности. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают. При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате плодотворной работы каждого члена группы, взаимодействуя с другими ее членами. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы что-то сделать вместе, но и в том, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся группа знала, чего достиг каждый ученик; т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом. В ходе обучения в сотрудничестве решается двойная задача: с одной стороны - академическая - достижение познавательной цели; с другой - социальная и коммуникативная - дети учатся общению. Существуют разные варианты организации обучения в сотрудничестве. Я хочу остановиться на сотрудничестве старших и младших классов в условиях малокомплектной школы. «Педагогика сотрудничества как условие развития личности» - это одна из тем по самообразованию, которая мною прорабатывалась. Почему я ее выбрала? Когда работала с одним классом, где было 20 человек, работу строила дифференцированно, учитывая уровень обучаемости. Оказавшись в условиях малокомплектной школы, работая с двумя классами, мне захотелось их объединить в одно целое. Поэтому я сторонница однопредметных уроков (не провожу русский и чтение) и по возможности, однотемных. Однотемные уроки русского языка - это чаще уроки повторения для старших классов и изучения нового материала для младших. Уроки чтения можно проводить по темам «Устное народное творчество», творчество отдельных писателей - Пушкина, Толстого, Крылова. По математике - уроки закрепления для вычислительных навыков, решение задач, изучение нового материала по темам «Периметр», «Величины». В проведении таких однотемных уроков всегда учитываю в тематическом планировании. На таком уроке всегда есть общий этап, который и объединяет два класса в одно целое. Вот тут - то и нужна технология педагогики сотрудничества. Обучение в технологии сотрудничества проходит на трёх этапах. 1 этап. Создание мотивации взаимодействия - дети понимают - делать что-то вместе интересно и весело. Например, урок русского языка в 1 классе, тема «Главные члены предложения». В начале урока - взаимопроверка домашнего задания. 3 класс проверяет как 1класс дома выполнил домашнее задание (работают самостоятельно). 1 класс под руководством учителя проверяют работу 3 класса. Сколько предложений написано? Выборочно читают предложения, обращая внимание на то, что в каждом предложении подчеркнуто два слова, читаем какие. Просим 3 класс устно поставить оценки 1 кл. за дом. задание, сказать, что подчеркивали - слушаем подробное объяснение - 2 предложения как найти главные члены, задаем вопрос 1 классу - хотел бы научиться находить и подчеркивать главные члены. Не было случая, чтобы кто-то сказал «нет», всегда желают делать что-то, как старшие ребята. 2 этап. Обучение учащегося правилам эффективного взаимодействия. Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом работы необходимо договориться, как лучше организовывать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедиться, что если в паре или группе дружеские отношения работа идет веселее и результат выше. Например, урок математики - этап устного счета. Учащимся выданы карточки с примерами, где уже прописаны ответы, старшие задают примеры младшим, затем роли меняются. Какие правила эффективного взаимодействия здесь: пример четко проговаривать; пример слушать (не переспрашивать, не повторять). При организации такой работы учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой. В ходе диалога слышишь примеры, ответы, слова поощрения - молодец, правильно; или слова поддержки - подумай, старшие могут дать наводящую подсказку. 3 этап. Обеспечение опыта совместной деятельности. Опыт совместной деятельности накапливается постепенно. Почему и с чего я начала работу в сотрудничестве? Работая с 2 классами, в начале учебного года, я подумала, что совсем мало времени уделила каждому первокласснику в отдельности, а их у меня было семеро, в 3 классе - четверо, причем, одни девочки, причем, с разным уровнем обучаемости. Но именно к ним- то я и обратилась за помощью. Мы договорились вместе учить 1 класс читать, писать, считать. Работу строила так: примерно раз в две недели (1 полугодие) мои девочки занимались с первоклассниками. Одна читала, вторая следила за правильным написанием букв, слов, слогов; третья писала цифры, примеры; четвертая считала примеры на карточках, работа устно. Конечно, предварительно, перед каждым занятием, с девочками проводилась работа. И по окончании занятия подводился итог - мы сравнивали первоклассников с самими собой - велась диагностика. На это занятие отводилось 35 минут, на одного 5 минут чтение, письма, математики, устный счет. Заняты 4 человека - 3 занимаются самостоятельно - раскраска, пазлы, геометрическая мозаика (общая работа). Подводился итог учебного занятия: какая картинка раскрашена, какая картинка собрана. Такое занятие ребята прозвали «пересадки» - пересаживались по кругу - все работали очень увлеченно. И особенно меня радовал 3 класс, повторюсь, что уровень обучаемости разный. Но проявить себя в роли учителя нравилось каждому, были очень доброжелательны к первоклассникам. Так я начинаю обучению сотрудничества в 1 классе. К концу года в роли учителя, работая в паре с 3 классом, могут выступать и первоклассники, например, по русскому языку диктуют слова с карточки и по этой карточке проверяют. Перечислю основные принципы обучения в сотрудничестве.

  1. Взаимозависимость, которую можно создать на основе:
единой цели, которую можно создать только сообща; распределение ролей; подбор учебного материала; одно поощрение на всех.
  1. Личная ответственность каждого. Каждый ученик отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
  2. Равная доля участия каждого. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность на основе взаимной помощи и поддержки достигается выделением внутригрупповых ролей.
  3. Рефлексия - обсуждение качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Технология учебного сотрудничества помогает на уроке создать деловую обстановку, где ученики охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом, при этом решают задачи личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития младшего школьника.



© 2010-2022