- Преподавателю
- Начальные классы
- Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники)
Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сюзева В.И. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники) Любой родившийся ребенок становится полноценным человеком только в обществе. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ на планете. И человек из него вырастает только в семье, в социуме, где его воспитывают, дают знания об окружающем мире, нормах морали и нравственности, формируют умение трудиться. Во многих пословицах, поговорках и других формах народного фольклора отображено отношение людей к воспитанию: «Человек без воспитания - тело без души», «Не важно звание, важно воспитание», «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь»" «Без дела жить - небо коптить» и др. В данной публикации мы рассмотрим условия для эффективной организации воспитательной работы среди обучающихся. Теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений [3., с. 166]. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Но наиболее эффективно воспитание осуществляется в свободное время. Центр детского творчества объединяет детей разного уровня развития, детей с ограниченными возможностями, детей различных социальных слоев, детей группы риска. Участие в выставках, конкурсах и соревнованиях разного уровня стимулирует интерес ребят к общественным поручениям, к позитивному общению друг с другом, способствует активизации личности в целом и формирует положительную самооценку. Вначале учебного года проводилось анкетирование учащихся ЦДТ «Гном», с целью отношения к работе Центра. Исходя из результатов, были сделаны следующие выводы:
- Большая часть детей чувствует себя комфортно в стенах Центра.
- Педагоги создают доброжелательную и благоприятную атмосферу.
- Отношение мальчиков к Центру более уверенное и спокойное, чем у девочек.
- Девочки больше чем мальчики обеспокоены малым количеством у них друзей. Можно предположить, что девочки больше мальчиков ориентированы на социальное общение.
- Большинство детей рассказывает родителям о работе Центра и своих результатах, следовательно ребёнок чувствует себя свободно, не стесняется выражать свои эмоции и мысли.
- Игровые моменты.
- Операция «Пластик»: сбор пластиковых бутылок, конкурс на оригинальное использование («вторая жизнь»), утилизация для дальнейшей переработки;
- «Бенефис юных художников (музыкантов, спортсменов): одаренные дети демонстрируют свои таланты и достижения, приглашенные гости готовят для них подарки и поздравления;
- «Академик в ползунках»: комплексное развитие детей дошкольного возраста (развитие речи, мелкой моторики, творческих способностей и др.);
- «Передай добро по кругу»: организация культурного досуга детей, просветительская и оздоровительная деятельность.
- Самостоятельное решение поставленной задачи.
- Общественно-полезная значимость.
- Обслуживающий труд в семье и в творческом коллективе (уборка рабочего места после занятия, санитарно-гигиенические навыки и т.д.) Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.
- Общественно-полезный труд: «Уютный двор» - уборка территории от мусора; «Спасем березовую рощу» - сбор макулатуры; ««Улыбнитесь, ветераны!» - помощь престарелым, ветеранам войны и труда; «Операция Друг» - помощь животным и др.
- Художественно-эстетическое направление: вышивание, выполнение аппликаций, вязание, выжигание, выпиливание. Творческую и социальную активность младших школьников повышают смотры, выставки поделок, конкурсы рисунков, презентаций, праздники и турниры различной направленности «Юные мастерицы», «Снежная фантазия», «Золотые ручки».
- Экологическое направление: «Посвящение в Центровцы» - посадка деревьев и кустарников на территории учреждения; «Зеленая планета» - привлечение детей к озеленению помещения, уход за комнатными растениями; «Огород на подоконнике» - посадка семян лекарственных растений, с дальнейшим вручением их людям старшего поколения; «Операция Синица» - изготовление кормушек. Природа помогает ребенку стать более чутким, добрым, отзывчивым, учит понимать и ценить красоту окружающего пространства, рождает желание беречь и охранять её.
- Изготовление продукта социокультурной деятельности: составление коллажей; презентаций различной тематики; видеороликов или видеофильмов; электронных газет; проектная деятельность и др. Все это формирует креативное мышление и фантазию, способствует развитию навыка социального общения.
- Устанавливается гармоничная взаимосвязь между общим и дополнительным образованием.
- Сплачивается детско-родительская группа, что особенно важно в подростковом возрасте.
- Оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, благодаря тому, что каждый ребёнок может свободно высказать свою точку зрения, учится у других тому, чего не умеет сам.
- Развиваются творческие способности детей, инициативность и самостоятельность школьников.
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
- Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). -СПб.: ГП«Иматон», 1996. - 84 с.
- Давыдов, В. В. Воспитание [Текст] / Российская педагогическая энциклопедия // В. В. Давыдов. - М. : Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 2. - С. 166-168. - 608 с.