• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники)

Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективная организация воспитательной работы в образовательных учреждениях (на примере учащихся, посещающих МАОУ ЦДТ «Гном» г. Березники) Любой родившийся ребенок становится полноценным человеком только в обществе. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ на планете. И человек из него вырастает только в семье, в социуме, где его воспитывают, дают знания об окружающем мире, нормах морали и нравственности, формируют умение трудиться. Во многих пословицах, поговорках и других формах народного фольклора отображено отношение людей к воспитанию: «Человек без воспитания - тело без души», «Не важно звание, важно воспитание», «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь»" «Без дела жить - небо коптить» и др. В данной публикации мы рассмотрим условия для эффективной организации воспитательной работы среди обучающихся. Теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений [3., с. 166]. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Но наиболее эффективно воспитание осуществляется в свободное время. Центр детского творчества объединяет детей разного уровня развития, детей с ограниченными возможностями, детей различных социальных слоев, детей группы риска. Участие в выставках, конкурсах и соревнованиях разного уровня стимулирует интерес ребят к общественным поручениям, к позитивному общению друг с другом, способствует активизации личности в целом и формирует положительную самооценку. Вначале учебного года проводилось анкетирование учащихся ЦДТ «Гном», с целью отношения к работе Центра. Исходя из результатов, были сделаны следующие выводы:

  1. Большая часть детей чувствует себя комфортно в стенах Центра.
  2. Педагоги создают доброжелательную и благоприятную атмосферу.
  3. Отношение мальчиков к Центру более уверенное и спокойное, чем у девочек.
  4. Девочки больше чем мальчики обеспокоены малым количеством у них друзей. Можно предположить, что девочки больше мальчиков ориентированы на социальное общение.
  5. Большинство детей рассказывает родителям о работе Центра и своих результатах, следовательно ребёнок чувствует себя свободно, не стесняется выражать свои эмоции и мысли.
Таким образом, правильно организованная структура дополнительного образования представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Для эффективной организации воспитательной работы среди обучающихся, педагогу следует придерживаться следующих условий:
  1. Игровые моменты.
Включение игровых моментов пробуждает чувство радости и удовольствия от общения с другими детьми, способствует развитию фантазии и творческого воображения. Очень важно здесь то, что каждый способен выявить в игре свои возможности, поскольку игры вообще весьма разносторонне воздействуют на развитие ребенка. Отечественный ученый Л. С. Выготский отмечает, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя» [1., с. 16]. Использование педагогом различных игровых ситуаций позволяют не просто позабавить детей, но и разбудить творческую инициативу, придают заданию новизну, дух соревнования. Например:
  • Операция «Пластик»: сбор пластиковых бутылок, конкурс на оригинальное использование («вторая жизнь»), утилизация для дальнейшей переработки;
  • «Бенефис юных художников (музыкантов, спортсменов): одаренные дети демонстрируют свои таланты и достижения, приглашенные гости готовят для них подарки и поздравления;
  • «Академик в ползунках»: комплексное развитие детей дошкольного возраста (развитие речи, мелкой моторики, творческих способностей и др.);
  • «Передай добро по кругу»: организация культурного досуга детей, просветительская и оздоровительная деятельность.
Правильно подобранные игры и развлечения, активное участие всех детей способствуют укреплению их психического и физического здоровья. Возможность совещаться, брать ответственность на себя, находить оптимальный вариант решения проблемы позволяет удовлетворять базовую потребность детей в общении.
  1. Самостоятельное решение поставленной задачи.
Привлечение детей к самостоятельному решению отдельных вопросов позволяет формировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах. Психологи признают, что в 11-14 лет заметно усиливается застенчивость, снижается устойчивость образов «Я», снижается общее самоуважение и самооценка. Подросткам кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. Самостоятельное решение поставленной задачи убеждает подростка в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Ребёнок чувствует себя победителем, тем, кто достоин восхищения. Для того чтобы испытать это чувство ещё раз, он готов делать что-нибудь ещё. Для формирования адекватной самооценки педагогу следует найти в работе то, за что можно похвалить, например: «Умница, что поняла, как это нужно сделать», «Мне очень нравится, как получилось вот здесь и здесь». Успешным и активным ребёнку быть легче, если наметить четкую, конкретную цель данной работы, которая будет актуальна для ребёнка. Например, овладев искусством вышивки, ребенок сделает подарок маме или другу.
  1. Общественно-полезная значимость.
Обеспечение поэтапного выполнения задания, с ориентировкой на будущие перспективы, которые были бы интересны как каждому ребенку, так и коллективу в целом, способствует формированию навыков социального общения учащихся друг с другом и взрослыми. При организации воспитательной работы среди обучающихся педагог может использовать следующие формы работы:
  • Обслуживающий труд в семье и в творческом коллективе (уборка рабочего места после занятия, санитарно-гигиенические навыки и т.д.) Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.
  • Общественно-полезный труд: «Уютный двор» - уборка территории от мусора; «Спасем березовую рощу» - сбор макулатуры; ««Улыбнитесь, ветераны!» - помощь престарелым, ветеранам войны и труда; «Операция Друг» - помощь животным и др.
  • Художественно-эстетическое направление: вышивание, выполнение аппликаций, вязание, выжигание, выпиливание. Творческую и социальную активность младших школьников повышают смотры, выставки поделок, конкурсы рисунков, презентаций, праздники и турниры различной направленности «Юные мастерицы», «Снежная фантазия», «Золотые ручки».
В процессе творчества происходят значительные изменения личности, укрепление и формирование характера. В нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка, изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Творчество является средством для совершенствования человека. Джой Пол Ги́лфорд выделил основные способы стимуляции творческой активности: обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка [3, с. 4]. Одним из способов развития творческих способностей и фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий: - чудо-зверь (фантастическое, несуществующее животное, составленное из элементов различных зверей); - сказочные птицы, птицы-фантазии; - геометрические фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д.) - необычная игрушка из необычного материала - иллюстрация эмоций (радость, грусть, гнев и др.) - волшебные кляксы (техника монотипии)
  • Экологическое направление: «Посвящение в Центровцы» - посадка деревьев и кустарников на территории учреждения; «Зеленая планета» - привлечение детей к озеленению помещения, уход за комнатными растениями; «Огород на подоконнике» - посадка семян лекарственных растений, с дальнейшим вручением их людям старшего поколения; «Операция Синица» - изготовление кормушек. Природа помогает ребенку стать более чутким, добрым, отзывчивым, учит понимать и ценить красоту окружающего пространства, рождает желание беречь и охранять её.
  • Изготовление продукта социокультурной деятельности: составление коллажей; презентаций различной тематики; видеороликов или видеофильмов; электронных газет; проектная деятельность и др. Все это формирует креативное мышление и фантазию, способствует развитию навыка социального общения.
В заключение, можно сделать вывод, что такая организация воспитательной работы обладает значительным развивающим эффектом для всех ее участников, так как:
  1. Устанавливается гармоничная взаимосвязь между общим и дополнительным образованием.
  2. Сплачивается детско-родительская группа, что особенно важно в подростковом возрасте.
  3. Оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, благодаря тому, что каждый ребёнок может свободно высказать свою точку зрения, учится у других тому, чего не умеет сам.
  4. Развиваются творческие способности детей, инициативность и самостоятельность школьников.


Список литературы:
  1. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
  2. Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). -СПб.: ГП«Иматон», 1996. - 84 с.
  3. Давыдов, В. В. Воспитание [Текст] / Российская педагогическая энциклопедия // В. В. Давыдов. - М. : Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 2. - С. 166-168. - 608 с.

















© 2010-2022