- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 3 класса по программе Планета знаний
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 3 класса по программе Планета знаний
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галецкая В.А. |
Дата | 16.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 426
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № _____ от «___» _______2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Е. А. Стогова
Приказ № _____ от «___» _______ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир» для 3-в класса
учителя Галецкой В. А.
Ф.И.О. учителя
на 2014-2015 учебный год
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3-В класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). - М.: Астрель, 2012;
- Письмо Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 15.05.14 № 03-20 1920/14-00;
- Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 класс. Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштат М.Л. - СПб, 2006;
- Устав ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- Положение о рабочей программе учителя ГБОУ гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- Учебный план ГБОУ гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Учебный предмет «Окружающий мир» является составной частью предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» учебного плана начального общего образования ГБОУ гимназия № 426. Изменения, внесенные в авторскую программу, обусловлены спецификой класса, особенностями ГБОУ гимназия № 426, региональной спецификой учебного плана. В соответствии с Письмом Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 15.05.14 № 03-20 1920/14-00, в календарно-тематическое планирование включены темы Программы учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 класс (Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштат М.Л. - СПб, 2006). В 3-в классе обучается 24 учащихся. Все учащиеся успешно усвоили программу по окружающему миру 2 класса, качество знаний по итогам учебного года составляет 100%. В соответствии с планом работы ИМЦ Петродворцового района и планом внутришкольного контроля ГБОУ гимназии № 426, 8-9 апреля 2014 года проводилась диагностическая работа. Цель проведения: выявить уровень сформированности метапредметных умений учащихся вторых классов для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы, и уточнения плана коррекции для формирования универсальных учебных действий в 3 классе. Коэффициенты выполнения заданий представлены в таблице:
№
Класс
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
Итого
2
2-в
0,29
0,79
0,92
0,63
0,88
0,83
0,25
0,66 Учащиеся показали высокий уровень умения использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов, для решения задач; умения задавать вопросы, определять задания и отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей, причем последнее умение находилось на низком уровне в начале учебного года. Учащиеся показали низкий уровень владения умением самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, планировать последовательность выполнения учебных действий. Работа над данными метапредметными умениями будет продолжена в 3 классе, что отражено в календарно-тематическом планировании через характеристику деятельности учащихся. Будет организована дифференцированная работа с учащимися, показавшими низкие (3 человека) и высокие (2 человека) результаты при диагностике. Принимая во внимание реализацию в начальной школе ГБОУ гимназии № 426 проекта «Росток» - «Развивающая образовательная среда: творчество, образование, компетентность», в рабочей программе, по сравнению с авторской, усилена такая сторона, как проектная деятельность учащихся. Работа по данному направлению позволяет вести обучение детей на достаточно высоком уровне сложности, способствует развитию познавательного интереса, формированию универсальных учебных действий. В связи с этим, в календарно-тематическое планирование включены уроки с использованием технологии проектной деятельности по темам: «Освоение воздушного пространства человеком», «Сохраним мир живой природы», «Физкультура и спорт», «Мой родной край». В соответствии с региональной спецификой базисного учебного плана, в рабочей программе отражена интеграция информационных и коммуникационных технологий в школьные дисциплины. В 3 классе, в соответствии с ФГОС НОО, умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, переработка, презентация информации) включено во все предметы учебного плана. Содержание данной работы отражено в календарно-тематическом планировании в разделах «Характеристика учебной деятельности учащихся, в том числе освоение ИКТ в ходе использования» и «Использование ЦОР и ЭОР». Обучение окружающему миру осуществляется по учебникам, входящим в состав УМК «Планета знаний». В состав УМК входят:
- Учебник «Окружающий мир» в 3 частях - Москва, Астрель, 2013. Авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). - М.: Астрель, 2012.
- Компакт-диск к учебнику Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для 3 класса.
- Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир": Программы, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Астрель, 2012. - 96 с. - (Планета знаний).
- Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику "Окружающий мир" 3 класс.
- О.Б. Калинина. Обучающие КОМПЛЕКСНЫЕ работы. 3 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.
- О.Б. Калинина. Обучающие КОМПЛЕКСНЫЕ работы. 3 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.
Планируемые результаты освоения программы
(конец 3 класса) ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир');
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
- ориентация на выполнение правил здорового образа
- жизни на основе знаний об организме человека;
- осознание своей этнической принадлежности;
- восприятие историко-географического образа России;
- чувство гордости за свою Родину.
- осознание себя как гражданина России;
- уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
- понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- объяснять, что такое экология;
- понимать, что такое горизонт, линия горизонта; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
- рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
- устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
- характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
- объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
- рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
- характеризовать органы растений и животных и их значение;
- характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
- различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
- рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
- характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
- выполнять основные правила личной гигиены;
- проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
- различать существенные и несущественные признаки;
- приводить примеры физических и химических явлений природы;
- рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
- рассказывать о четырёх царствах живой природы;
- рассказывать о строении листовых и цветочных почек цветка и семени;
- рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
- объяснять особенности питания и дыхания растений;
- характеризовать условия прорастания семян;
- рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
- приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество Учащиеся научатся:
- характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
- рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
- описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
- различать символы государства;
- показывать на политической карте РФ столицу России город MOCKBУ;
- описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
- характеризовать главный закон страны;
- рассказывать об устройстве нашего государства;
- раскрывать основные права и обязанности ребёнка.
- узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
- устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
- рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
- рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
- объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
- приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
Регулятивные Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).
Познавательные Учащиеся научатся:
- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в учебнике; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную на исторической карте.
- получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
- самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
- ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя) сравнивать исторические события.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
- выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
- совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
Тематическое планирование
- Природа вокруг нас - 8 часов
- Вода, воздух, горные породы и почва - 16 часов
- О царствах живой природы - 16 часов
- Человек - 10 часов
- Человек в обществе - 18 часов
Календарно-тематический план
68 часов
№
п/п
Дата
Тема урока, страницы учебника
Характеристика учебной деятельности учащихся, в том числе освоение ИКТ в ходе использования
Использование ЦОР и ЭОР
по плану
факт
1 четверть (18 ч)
Природа вокруг нас (8 часов)
01.09-05.09
Часть 1
Что нас окружает
С. 3-9
ТПО с. 3
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой.
Объяснять значение экологии как науки.
Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
Презентация ppt4web.ru/obzh/doroga-ejo-ehlementy-i-pravila-povedenija-na-nejj.html
Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»
ПДД «Дорога, её элементы и правила поведения на ней»
08.09-12.09
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы, выражать своё эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. Составлять план наблюдений.
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.
С. 10-12
ТПО с. 4 Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая).
Презентация viki.rdf.ru/item/3289/
Методическая разработка урока с презентацией
infourok.ru/material.html?mid=530
15.09-19.09
Ориентирование по компасу и местным признакам.
С. 12-14
ТПО с. 5 Тест по теме «Ориентирование» nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/test-po-okruzhayushchemu-miru-orientirovanie-go
Экскурсия
«Ориентирование на местности»
22.09-26.09
Явления природы.
С. 15-17
ТПО с. 6-7
Приводить примеры явлений природы.
Презентация «Явления природы»
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-yavleniya-prirody-3-klass
Презентация
viki.rdf.ru/item/1401
Презентация
ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/prirodnye-javlenija-i-pogoda0.html
Свойства тел и веществ.
С. 18-23
ТПО с. 7-8
Проверочная работа № 1.
Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам.
Выделять общие и отличительные свойства тел веществ; называть существенные свойства, классифицировать.
Методическая разработка урока с презентацией
festival.1september.ru/articles/638401/
Вода, воздух, горные породы и почва (16 часов)
29.09-03.10
Свойства воды в жидком состоянии.
С. 24-27
ТПО с. 9-11 Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ. Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.
Презентация
myshared.ru/slide/198427/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/svoystvo-i-sostav-vody-0
Вода-растворитель.
С. 28-30
ТПО с. 12-13 Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде, вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений.
06.10-10.10
Свойства льда, снега и пара.
С. 30-33
ТПО с. 13-14
Родники
С. 34-35
ТПО с. 14
Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть части водоёмов; рассказывать об использовании и охране водоёмов.
Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
Методическая разработка урока с презентацией
festival.1september.ru/articles/629320/
13.10-17.10
Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище)
С. 35-38
ТПО с. 15
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/byt-primernym-peshehodom-razreshaetsya
Облака, роса, туман, иней, изморозь.
С. 38-41
ТПО с. 16
ПДД «Пешеходные переходы»
20.10-24.10
Круговорот воды в природе
С. 41-42
ТПО с. 16 Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания.
Методическая разработка урока с презентацией
festival.1september.ru/articles/615410/
Презентация
myshared.ru/slide/56786/
Использование и охрана воды
С. 43-46
ТПО с. 17
Методическая разработка
festival.1september.ru/articles/213442/
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-k-uroku-po-okruzhayushchemu-miru-okhrana-vody
27.10-31.11
Значение воздуха для жизни.
С. 47-50
ТПО с. 18-19
Характеризовать значение воздуха для жизни.
Презентация
myshared.ru/slide/111864/
Презентация
apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-v-nachalnoy-shkole/337-konspekt-uroka-okrugayushego-mira-v-3-klasse-vozduch-uslovie-gizni-na-zemle.html
Свойства воздуха.
С. 51-53
ТПО с. 20-21 Сравпивать свойства воды и воздуха; обясняять, как образуется ветер. Исследовать состав воздуха на основе демонстрационных опытов; свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов.
Корректировка программы
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2 четверть (14 ч)
10.11-14.11
Ветер.
С. 54-55
ТПО с. 22
ПДД «Пешеходные переходы»
Прuводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра.
Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
Презентация «Пешеходные переходы»
o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/9871.html
Охрана воздуха.
С. 56-57
ТПО с. 23
Проекты по теме
«Освоение воздушного пространства»
Доказывать необходимость охраны воздуха.
Презентация «Воздух и его охрана»
ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/vozdukh-i-ego-okhrana.html
17.11-21.11
Горные породы.
С. 58-59
ТПО с. 24 Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Участвовать в природоохранных мероприятиях.
Методическая разработка с презентацией
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/gornye-porody
Презентация
ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/gornye-porody1.html
Методическая разработка
festival.1september.ru/articles/584920/
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).
С. 60-63
ТПО с. 24-25
24.11-28.11
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
С. 63-67
ТПО с. 25-26
Почва
С. 68-73
ТПО с. 27-29
Проверочная работа № 2.
Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость её охраны. Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации.
Презентация
ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/pochva-ejo-sostav-i-svojjstva.html
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/pochvaeyo-sostav-i-svoystva
О царствах живой природы (16 часов)
01.12-05.12
Четыре царства живой природы
С. 76-79
ПДД «Нерегулируемые перекрёстки»
Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Презентация
myshared.ru/slide/437595/
Викторина
ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/carstva-zhivojj-prirody1.html
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Презентация
ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/nereguliruemyjj-peshekhodnyjj-perekhod.html
Строение растений.
С. 80-84
ТПО с. 32-35 Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений.
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
08.12-12.12
Разнообразие растений.
С. 85-86
ТПО с. 36
Дикорастущие и культурные растения.
С. 87-88
ТПО с. 36 Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
15.12-19.12
Жизнь растений.
С. 89-92
ТПО с. 37-38 Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.
Размножение и развитие растений.
С. 93-96
ТПО с. 39-43
22.12-26.12
Охрана растений.
С. 97-98
ТПО с. 44-45
ПДД «Нерегулируемые перекрёстки» Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Методическая разработка урока с презентацией
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/okhrana-rastenii-urok-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse
Методическая разработка занятия по ПДД и презентация
festival.1september.ru/articles/585202/
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Строение животных.
С. 99-100
ТПО с. 45-46 Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих.
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Корректировка программы
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3 четверть (20 ч)
12.01-16.01
Разнообразие животных.
С. 101-105
ТПО с. 46-47 Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информацией, характерные для животных. Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных.
Презентация
ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/dikie-i-domashnie-zhivotnye0.html
Домашние и дикие животные.
С. 106-108
ТПО с. 48
ПДД «Регулируемые перекрёстки. Светофор»
Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных.
Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.
Презентация
uchportal.ru/load/46-1-0-25895
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Презентация «История создания светофора»
slideshare.net/Pedsovetsu/3-7333563
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Урок-презентация
festival.1september.ru/articles/526411/
19.01-23.01
Как животные воспринимают мир.
С. 109-111
ТПО с. 49-51
Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информацией, характерные для животных.
Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных.
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
Передвижение и дыхание животных.
С, 112-115
ТПО с. 51-52
26.01-30.01
Питание животных.
С. 116-119
ТПО с. 52-54
Размножение и развитие животных.
С. 120-123
ТПО с. 55-57
Методическая разработка урока с презентацией
festival.1september.ru/articles/595877/
Презентация
pochemu4ka.ru/load/prezentacija_quot_razmnozhenie_i_razvitie_zhivotnykh_quot/13-1-0-3792
02.02-06.02
Охрана животных.
С. 124-125
ТПО с. 58-59
Проекты по теме
«Сохраним мир живой природы» Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Презентация
ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/okhrana-zhivotnykh.html
Проекты учащихся.
Грибы и бактерии.
С. 126-131
ТПО с. 60-61
Проверочная работа № 3. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.
Методическая разработка урока
festival.1september.ru/articles/619849/
Человек (10 часов)
16.02-20.02
Часть 2
Человек - часть живой природы.
С. 3-10
ТПО с. 3
ПДД «Регулировщик и его сигналы»
Доказывать, что человек - часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Сигналы регулировщика и действия участников движения.
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/chelovek-chast-zhivoi-prirody
Методическая разработка урока с презентацией
festival.1september.ru/articles/526125/
Методическая разработка и презентация
festival.1september.ru/articles/587834/
Презентация
ppt4web.ru/obshhestvoznanija/signaly-regulirovshhika.html
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Кожа - первая «одежда».
С. 11-15
ТПО с. 4 Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья. Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы. Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Методическая разработка «Кожа»
festival.1september.ru/articles/581328/
Презентация «Кожа»
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-kozha-nadezhnaya-zashchita
17.02-21.02
Скелет.
С. 15-18
ТПО с. 5
Методическая разработка и презентация к уроку
festival.1september.ru/articles/632064/
Мышцы.
С. 19-21
ТПО с. 5
Методическая разработка с презентацией
uchportal.ru/load/46-1-0-17276
24.02-27.02
Кровеносная система.
С. 22-25
ТПО с. 6
Электронная интернет-версия учебника
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type
planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95349&type
Рабочие материалы по УМК «Планета знаний» openclass.ru/node/230710
Дыхание.
С. 26-30
ТПО с. 7-8
02.03-06.03
Питание и выделение.
С. 30-35
ТПО с. 9-11
Органы чувств.
С. 35-37
ТПО с. 12-13
Тестовый контроль.
10.03-14.03
Нервная система.
С. 38-40
ТПО с.12-13
Эмоции и темперамент.
С. 41-45
Проект «Физкультура и спорт». Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать своё участие. Участвовать в исследовании зависимости частоты пульса от физической нагрузки. Представлять результаты проектной деятельности.
Методическая разработка
festival.1september.ru/articles/551647/
Проекты и презентации учащихся.
Человек в обществе (18 часов)
16.03-21.03
Народы нашей страны.
С. 48-52
ТПО с. 16 Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической.
Методическая разработка с презентацией
festival.1september.ru/articles/621281/
Презентация
myshared.ru/slide/674830/
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Методическая разработка
festival.1september.ru/articles/586723/
Традиции народов нашей страны.
С. 53-56
ТПО с. 17
Проверочная работа № 4.
ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае»
Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях.
Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями).
Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Корректировка программы
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
4 четверть (16 ч)
01.04-03.04
Путешествие по ленте времени.
С. 57-60
ТПО с. 18 Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу.
Презентация
raduga-class.ucoz.ru/load/prezentacija_po_istorii_i_okruzhajushhemu_miru_quot_lenta_vremeni_quot_dlja_3_4_klassa/1-1-0-1
Города и сёла.
С. 61-64
ТПО с. 19-21
ПДД «Дорожные знаки и дорожная разметка»
Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-k-uroku-okruzhayushchiy-mir-3-klass-0
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-dorozhnye-znaki
06.04-10.04
Названия городов.
С. 65-69
ТПО с. 21-22 Объяснять назначение исторической застройки российских городов. Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения. Кратко характеризовать особенности их местоположения.
Презентация «Золотое кольцо России»
myshared.ru/slide/482243/
Кремль - центр города.
С. 69-75
ТПО с. 23-24
Презентация «Кремли русских городов»
infourok.ru/material.html?mid=31872
13.04-17.04
Улицы города.
С. 76-79
ТПО с. 25-26
ПДД «Где можно и где нельзя играть»
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Герб - символ города.
С. 80-83
ТПО с. 26-28
Описывать основные элементы городских гербов, объяснять их изображения.
Презентация учителя.
20.04-24.04
Памятные места городов.
С. 84-87
ТПО с. 28-31 Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать своё участие. Участвовать в исследовании происхождения названия улиц. Представлять результаты своей деятельности. Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их. Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы. Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете, показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города.
Презентации о достопримечательностях Санкт-Петербурга
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga
mygeography.ru/presentations/Saint-Peterburg
Экскурсия
«Улицы и памятные места родного города».
27.04-30.04
Современный город.
С. 88-91
ТПО с. 32-36
Проект «Мой родной край»
Проекты и презентации учащихся.
Москва - столица России.
С. 92-95
ТПО с. 37-39
Методическая разработка и презентация
festival.1september.ru/articles/617139/
04.05-08.05
Что такое государство.
С. 96-100
ТПО с. 42-44 Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства - Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти.
Методическая разработка и презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-k-uroku-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-kogda-na
Конституция - основной закон нашей страны.
С. 101-104
ТПО С. 44
Презентация
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/urok-konstitutsii-v-3-klasse
Методическая разработка
infourok.ru/material.html?mid=18542
11.05-15.05
Права ребёнка.
С. 105-108
ТПО с. 45-46
ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае»
Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребёнка.
Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Презентация
viki.rdf.ru/item/258
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/prava-rebenka-v-novom-veke-klassnyy-chas-prezentaciya-3
Методические разработки по ПДД и задания
tak-to-ent.net/load/353
Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России.
С. 109-113
ТПО с. 47
Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства.
Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна.
Рассказывать о назначении государственных наград.
Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды.
Презентация
viki.rdf.ru/item/2050
presentacid.ru/ppt/25231-prezentaciya__gosudarstvennye_simvoly_rossiyskoy_federacii__4_klass
Аудио
youtube.com/watch?v=cSJefmqPD_Y
18.05-22.05
Государственный гимн России.
С. 113-116
Государственные награды.
С. 117-123
ТПО с. 47
Проверочная работа № 5.
Презентация «Государственные награды»
viki.rdf.ru/item/2553/
Методическая разработка
infourok.ru/material.html?mid=86796
Корректировка программы
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Дополнительная
Для учителя Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающей мир. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник; Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир": Программы, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Астрель, 2012. - 96 с. - (Планета знаний).
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 вып./ под. Ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост.: Татарченкова С. С., Телешов С. В.; Под. Ред С. С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.
Для учащихся Учебник «Окружающий мир» в 2 частях - Москва, Астрель, 2013. Авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- О.Б. Калинина. Обучающие КОМПЛЕКСНЫЕ работы. 3 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.
- Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику "Окружающий мир" 3 класс.
ОБОРУДОВАНИЕ
- компьютер учителя PHILIPS с возможностью выхода в Интернет;
- проектор BENQ;
- приставка eBeam;
- компьютеры ученика TOSHIBA (мобильный кабинет);
- документ-камера AverVision.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Компакт-диск к учебнику "Окружающий мир" Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Учебник для 3 класса.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (DVD)
- Электронное учебное пособие "Природа, человек, общество" school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/?interface=pupil&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=25
- ЛабДиск ГЛОМИР. Мобильная естественнонаучная лаборатория.
МЕДИАРЕСУРСЫ
-
proshkolu.ru/
-
muzbaron.com/
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
-
festival.1september.ru/
-
youtube.com/
-
school-collection.edu.ru
-
glomir.ru
-
youtube.com/
-
hobobo.ru