Конспект урока чтения для 1 класса Н. Носов Ступеньки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока чтения. Н. Н. Носов «Ступеньки»

Оборудование:

• портрет Н.Н.Носова,

• книги Н.Н.Носова,

• выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,

• пазл с изображением Цветочного города,

• карточки со словами для «фотографирования»,

• карточки с условными обозначениями плана урока,

• карточки для работы в парах,

• диск с песней "В траве сидел кузнечик",

• компьютер;

• карточки с пословицами.

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Усвоение новых знаний

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

1. Определение темы:

Работа в парах. Задания на карточках разного цвета:

-красного: «Зачеркните одинаковые буквы»; (Николай)

-зелёного: «Найдите слово»; (Носов)

-жёлтого: «Зачеркните одинаковые буквы». (Ступеньки)

2. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем работать с произведением Носова «Ступеньки». (На доске портрет Н. Носова и тема урока)

- А что мы знаем об этом удивительном человеке?(Ответы детей)

Далее подготовленный ученик рассказывает биографию Н.Н. Носова.

Учитель дополняет.

Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: "Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём рассказать людям".В самом деле, Н.Носову "было о чём рассказать людям". Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так - для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался "Затейники", отнёс в журнал "Мурзилка". Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, 73 года назад! За этим рассказом последовали другие: "Живая шляпа", "Огурцы", "Фантазёры", "Заплатка". Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.

3. Знакомство с планом урока.

На доске перевёрнутый пазл, на каждой его части - условное обозначение:

- работа в парах;

-«день-ночь»;

-работа над текстом;

-ответить на вопросы;

-«фотографирование»;

-чтение по ролям.

По мере выполнения работы, картинки переворачиваются. Собирается общая картина.

4. Первичное восприятие текста.

Игра «день-ночь».

5. Проверка осознанного чтения.

1.Как зовут главных героев произведения? ( Петя, Валя)

2. До какого числа Петя научился хорошо считать? ( До 10)

3. А какое число забыл? (6)

4. Кто помог вспомнить Пете это число? (Валя)

6. Фотографирование. (ступенька, научился, бабушка)

-Какое первое слово я показала?

-Какое последнее?

-Какого из данных слов не встретилось нам в произведении?

3. Физкультминутка.

- Звучит песня "В траве сидел кузнечик".Учащиеся выполняют движения под музыку.

7. Работа над текстом

1. Чтение орфографическое и орфоэпическое.

2. Чтение предложений по его началу.

3. Нахождение в тексте слов, которые отвечают на вопросы: кто? что?

4. Чтение отрывка по ролям:

- Чтобы выразительно читать, надо выбрать правильную интонацию, определить настроение героев, их чувства. Давайте определим, между кем идёт диалог? (Между Петей и Валей).

- Как будем читать слова Пети? (Вначале гордо, уверенно, затем с грустью, досадой)

- Как будем читать слова Вали? (С возмущением, с недовольством)

- Чьи ещё слова включены в диалог? (Автора)

- Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Восклицательные.

- А теперь прочитаем отрывок по ролям.

8. Работа над идеей произведения.

- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- Какая из данных пословиц подходит больше всего к данному рассказу? (Дети обосновывают свой выбор)

Трудом не наказывают, а исправляют.

Если воля тверда - цели достигнешь всегда.

9. Словарная работа.

- Можно ли Петю назвать целеустремлённым? Как вы понимаете значение этого слова?

Целеустремлённый - человек, способный контролировать себя для достижения поставленных целей. Близкие по смыслу слова: увлечённый, цельный, характерный.

Картина полностью открыта.

-Что здесь изображено? (Цветочный город).

-Из какого произведения? (Незнайка и его друзья).

- Кто автор? (Носов).

-Почему на физкультминутке мы использовали песенку « В траве сидел кузнечик»? (слова написал тоже Носов).

10. Просмотр выставки книг.

Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.

11. Проверка начитанности детей.

Викторина.

-Из какого рассказа эти строчки:

1.) - Она жи-жи-живая! 2.) - А я раньше летать умел!

- Кто живая? - А ну, полети!

- Шля-шля-шляпа! - Сейчас не могу. Разучился.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые? (« Фантазёры»)

(«Живая шляпа»)

3.) Мама ушла в магазин, а Валя сказала:

- Давай, Петя, сделаем себе домик как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

(«Затейники»)

4.) Картинная викторина.

IV. Подведение итогов урока

-Как вы думаете, почему дети любят читать книги Носова? (его рассказы весёлые и поучительные).

- Попробуйте оценить свою работу: дорисуйте лицо солнышку - весёлое, если вы активно работали на уроке, часто знали ответы на вопросы, грустное, если ответы ваши чаще были неправильными.

V. Творческое задание для самостоятельного выполнения

По выбору: 1. Оформить обложку к произведению Н. Носова « Ступеньки»

2. Прочитать по ролям.

Наш урок хочу закончить словами С. Михалкова:

"… Все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".


© 2010-2022