Технологическая карта урока «Живая и неживая природа», 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «Живая и неживая природа», 2 класс (Перспективная начальная школа)

(в рамках внеурочной деятельности)

Подготовила: Ажиркова Татьяна Алексеевна

МБОУ гимназия «Перспектива», учитель начальных классов

Тема раздела: Неживая и живая природа Земли

Учебный предмет, класс: Окружающий мир, 2 класс

Тема урока: Путешествие по страницам книги «Азбука природы»

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений

Задачи деятельности учителя:

Планируемые результаты образования.

Предметные (образовательные): закрепить знания о живой и неживой природе, о взаимосвязи живой и неживой природы

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению, способности к самооценке, осознание необходимости охраны живой и неживой природы.

Оборудование урока:

  1. Медиапроектор, интерактивная доска, презентация, модель солнышка, прищепки

  2. Журнал для детей «Азбука природы. Читай! Думай! Играй!», фломастеры, клей, ножницы

  3. Федотова О.Н. окружающий мир. 2 класс: учебник/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.- М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  4. Федотова О.Н. окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, С.А. Трафимов, Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига / Учебник , 2012.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Мотивация

(самоопределение к деятельности) (Слайд 1)

Только что звонок раздался,

Впереди нас ждут дела.

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев

А вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

А вы являетесь почемучками?

Тогда для вас…


Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Введение в тему урока (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использования проблемных ситуаций)





(Слайд 2)



(Слайд 3)









(Слайд 4)

1.Ребята, наши друзья Маша и Миша побывали в гостях Анишит Йокоповны. Она подарила ребятам самый лучший подарок - это…(необычная книга) Как гласит народная мудрость, «хорошую книгу читать не в тягость, а в радость».

2.Машу и Мишу эта книга так заинтересовала, что они не могли не поделить с вами своими впечатлениями. И предлагают вам вместе с ними попутешествовать по страницам этой загадочной книги. Вы согласны? Тогда в путь!

Много разных книг на свете,

Вызывает интерес.

Но с рожденья любят дети

Тайны сказочных чудес.



3.Прежде чем начнется наше путешествие, давайте вспомним с вами правила работы в группе. Молодцы!



4.Для того, чтобы узнать о чём эта книга, необходимо составить слово из всех представленных букв. Слово запишите на листе.



5. Молодцы! Все правильно составили слово «Природа». Можно ли предположить тему нашего занятия?

Выдвигают гипотезы.

Сравнивают со своим ответом увиденное.





Называют правила работы в группе. Каждая группа высказывается по очереди.

Работа в группах. Записывают на листах.

Высказывания и предположения.

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и цель деятельности на уроке.

  1. Постановка учебной задачи

1.Да, ребята, эта книга о природе.

И говорить мы сегодня будем о…

Вы любите читать книги о природе?

Какие книги о природе читаете вы?

Назовите их.

2.Безусловно, они вызывают интерес у любой читательской аудитории.

А как вы понимаете, что такое природа?

Природа - это всё существующее во вселенной - живая и неживая природа.

Знакомство с данной книгой о природе позволит нам…(ответы детей)

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение.

Обсуждение в группах. высказывания и предположения.

Дети высказывают свои предположения.

Регулятивные: целеполагание -постановка учебной задачи

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные:

Общеучебные - самостоятельное формулирование познавательной цели;

Логические - формулирование проблемы

  1. Систематизация и обобщение знаний

и умений

(Слайд 5)

(Слайд 6)

















(Слайд 7)

(Слайд 8, 9, 10, 11)



(Слайд 12, 13)























(Слайд 14)





















(Слайд 15)































(Слайд 16)



(Слайд 17)





























(Слайд 18)

(Слайд 19)

1.Ребята, прочитайте, как называется эта книга. Да, мы с вами делаем первые серьёзные шаги знакомства с природой.

Это вам нравится? Но для того, чтобы справиться со всеми заданиями этой книги, надо внимательно читать, думать. И тогда наше путешествие будет интересным и увлекательным.

2.Велик и многообразен мир, в котором мы живём. Но всё ли многообразие и величие относится к природе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к книге и составим словосочетания, используя слова для справок. Задание понятно? Тогда приступайте. Когда работа будет закончена, дайте знак.

Настало время проверки.

Дети, обратите внимание на слова каждой группы. Следовательно, мы ещё раз убеждаемся в том, что природа бывает живая и неживая.

3. Ребята, как определить кто или что относится к живой природе?

Вспомните и запишите главные отличительные признаки, относящиеся к живой природе.

Молодцы! И с этим заданием вы справились успешно.

4.Перед вами конверт с картинками. Разделите данные объекты на 3 группы: живая природа, неживая природа и то, что сделано руками человека.

Настало время проверить.

5.Физкультминутка.

Я предлагаю немного поиграть. Каждая группа должна назвать по два предмета любой группы.

Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, надо подпрыгнуть.

К неживой природе - хлопнуть в ладоши, то что сделано руками человека - присесть.

6. Следующая страничка книги «Угадай-ка».

Вам предстоит разгадать кроссворд из 7 слов и записать слова-отгадки в нужную строку. Если задание понятно, то приступайте.

А теперь проверим, что же у вас получилось. Я читаю загадку, а вы называете отгадку. Молодцы! И с этим заданием вы справились на «отлично».

7. Не секрет, что в природе все взаимосвязано. Живая природа не может существовать отдельно от неживой, и наоборот.

На следующей страничке книги мудрая сова просит вас вставить вас пропущенные слова в предложения (самостоятельная работа детей и проверка выполненного задания).

8. Все природные явления, такие как смена времени года, дня и ночи влияют на жизнь живых организмов.

Например:

  • Перед дождем некоторые насекомые летают низко. Ласточки и стрижи охотятся за ними, пролетая низко над землей, чуть не касаясь крыльями.

  • Перед дождем и перед заходом солнца у одуванчика лепестки складываются, а после дождя рано утром цветки вновь раскрываются.

А с какими природными наблюдениями вы можете сегодня поделиться с нами?

Работая в группах, читают текст, выдвигают своих предположения и приходят к единому решению.

9. Много книг посвящено природе. На следующей страничке размещены 3 отрывка из разных книг. Ваша задача прочитать внимательно текста и озаглавить его одним словом.

1 группа - 1 отрывок

2 группа - 2 отрывок

3 группа - 3 отрывок

Когда задание будет выполнено, дайте сигнал.

Проверка задания (дети называют свои варианты названия отрывка).

Работа в группах

Высказывают своё мнение.

Работа в группах

(составляют словосочетание)

Каждая группа в порядке своей очереди высказывают свои предположения.

Делают вывод:

1 группа - живая природа;

2 группа - неживая природа;

3 группа - сделано руками человека;

Работа в группах.

Ответы детей: живое - дышит, питается, растёт, размножается и умирает.

Работа в группах.

Классификация объектов:

1 группа: ель, лиса, сорока

2 группа: река, радуга, солнце

3 группа: мяч, самолёт, компьютер

Каждая группа в порядке своей очереди высказывают свои предположения.

Дети встают в один большой круг и выполняют движения согласно инструкции учителя.



Работа в группах, читают загадки, предлагают свои варианты ответов и записывают в кроссворд.

Работа в группах, читают предложения, обсуждают варианты ответов, приходят к единому мнению и свое решение записывают в книгу.

Дети делятся своими наблюдениями (приводят примеры того, как смена дня и ночи влияет на жизнь живых организмов).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание;

Вести устный диалог, слушать собеседника; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь - при работе в группе.

Личностные - осознание ответственности каждого ученика за общее дело (положительный результат работы всей группы).

Нравственно-этическая ориентация - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Логические - анализ текста с целью выделения существенных и несущественных признаков; сравнение и классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений с применением доказательств.

Регулятивные:

Целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок.

  1. Подведение итога урока



(Слайд 20)

Вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня с вами много говорили о природе. В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее.

Берегите природу!

Природу нужно уважать,

Она нам всем - родная мать.

Она заботится о нас,

Всегда спасает в трудный час.

Она нас поит, кормит, греет,

Всегда жалеет и лелеет.

Нас любит, как родных детей,

А чем мы отвечаем ей?

Мы все должны ее хранить,

Беречь, любить и не забыть.

Да, не забыть в недобрый час,

Что лишь одна она у нас.

Приходят к согласию о создании своей книги по разделу «Свойства воздуха и воды».Ребята, мы познакомились сегодня с очень интересной и познавательной книгой. А можно ли продолжить ее, включив другие задания? (дети соглашаются с предложением учителя). Следующий раздел, с которым мы познакомимся с вами в ближайшее время, это «Свойства воздуха и воды». Я предлагаю вам придумать свою книгу, в которую бы вошли познавательные задания по данному разделу. Мы можем поделиться этой книгой с нашими друзьями - Машей и Мишей.

Путем самовыводов подводят итоги работы.

Самовыражаются через беседу по подведению итога урока. Анализируют свою деятельность на уроке.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Итоговая рефлексия учебной деятельности

Ребята, мне кажется, что у нас в классе стало еще теплее и светлее. Ваши лица сияют и светятся. И я могу сделать вывод, что вам понравилось наше путешествие.

Если я права, то я попрошу вас зажечь на нашем солнышке еще по одному лучику.

Звучит песня «Солнышко лучистое».

Спасибо всем вам за активную работу, за ваш интерес и улыбки!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: умение провести самооценку, самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Список использованных источников информации

  1. Федотова О.Н. окружающий мир. 2 класс: учебник/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.- М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. Федотова О.Н. окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, С.А. Трафимов, Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига / Учебник , 2012.

  3. festival.1september.ru

  4. Картинки с сайта images.yandex.ru

  5. sites.google.com



© 2010-2022