- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»
Статья «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вишневская Ю.В. |
Дата | 16.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по теме «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»
на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (05.11-09.11.2013 г.; 11.11-15.11.2013 г.)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ №134 г.о.Самара
Вишневская Юлия Владимировна
Самара - 2013 I Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Внедрение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе образования, отвечает новым социальным запросам. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена важнейшая цель современного отечественного образования- это воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок - будущий первоклассник легко адаптировался к школьному обучению, чтоб свободно общался со сверстниками, не комплексовал в общении с учителями, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта, мог предвидеть последствия своего поступка и высказанного им слова. Волнует родителей и то, на сколько самостоятелен его ребенок в организации своей деятельности (подготовить необходимый материал, своевременно и правильно его разложить, по завершению работы аккуратно убрать на место ит.д.). Образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности обучающегося, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми. Безусловно, каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в школе, их интересами и заботами Тем более, что без родительского участия, процесс воспитания невозможен, или по крайне мере, неполноценен. Мы понимаем, что без родительской поддержки и помощи в воспитании и обучении детей, создание для них уюта и радости - задача невозможная. На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таком нормативном документе как Закон Российской Федерации «Об образовании», [5 ] в котором возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании и адаптации обучающихся к новым условиям. С другой стороны, процесс адаптации к новым условиям обучающихся как правило не заслуживает должного внимания учителя и протекает стихийно, в то время, когда адаптация первоклассника теснейшим образом связана с родительскими установками в семьях обучающихся. II На основе анализа недостатков выявляется значимая профессиональная проблема: обеспечение интерактивного взаимодействия с семьями обучающихся с целью снижения рисков затянувшейся адаптации к условиям школы первоклассников. III В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна. Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в классе с индивидуализацией, личностной неповторимостью [1]. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено. В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых (дети из асоциальных семей). В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно.[2]. Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Исходя из выше сказанного, мы выдвигаем гипотезу. Предполагается, что создание определенных социально-психологических условий ведут к успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Для исследования успешной адаптации обучающихся к школе проводится мониториг . Объектом исследования являются учащиеся 1«А» класса (испытуемый класс), 1 «В» класса (контрольный класс), их родители. Предметом исследования являются взаимосвязи адаптации первоклассников к школе и пути ее успешного преодоления: - интеллектуальная готовность первоклассников к школьному обучению; - личностная (социально-психологическая) готовность; - волевая готовность. Цель исследования - анализ результатов педагогической деятельности по проблеме адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: а) провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения феномена адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения; б) подобрать методы исследования по заявленной проблеме (анкеты, диагностические методики, наблюдения). в) применить диагностические материалы на практике. На основе выводов исследований определить пути работы над проблемой. Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе мы использовали методику Л.Е. Журовой.(Приложение №1.) Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе которой, выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец. Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников»(Приложение№ 2).В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.(Приложение № 3) Данная диагностика позволяет определить стартовую педагогическую готовность будущих первоклассников, запас знаний, умений и навыков к началу школьного обучения.
Определение педагогической готовности детей к школьному обучению Таблиц№1 Контрольный класс Испытуемый класс Уровень Число первоклассников Уровень Число первоклассников Высокий 5 Высокий 8 Средний 14 Средний 15 Низкий 8 Низкий 4 Анализируя результаты диагностики, мы видим, что целенаправленная работа по подготовке детей к школе в испытуемом классе дает более высокий результат по сравнению с результативностью учеников контрольного класса в параллели. И хотя данные уровни педагогической готовности детей к обучению в школе являются общепринятыми и условными они позволяют нам определить исходные возможности ребенка и спрогнозировать направление индивидуального продвижения его в дальнейшем обучении. Результаты оценки уровня школьной мотивации первоклассников. Таблица №2
После каждой работы провожу мониторинг и диагностику в виде тестовых заданий.
Тестирование : «Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» - родители и т. д..
Анкетирование :«Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?».
Диагностика : «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе».
V Характеристика изменения условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровое,научно-методическое,материально-техническое,нормативно-правовые,информационные,организационные)
Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность педагога. Поэтому необходимо, чтобы учитель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат.
а) К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).
б) Научно-методические изменения:
- создание методической копилки по теме «Профессии»;
- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;
- доступность интернет-ресурсов [nsportal.ru, maaam.ru, sipkro.ru] для получения знаний по заданной теме;
- разработать серию консультаций для родителей;
в) Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования(библиотечный фонд (книгопечатная продукция);печатные пособия; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия, оборудование класса)
г) Нормативно-правовое обеспечение проектирования - это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
д) Информационные изменения - это создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов).
е) К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе учителя в соответствии с разработанным образовательным стандартам. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов).
Список литературы:
1. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000.
2. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.:Просвещение-1995.
3.Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная школа.-2001. -№ 1. 4. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 - 72.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Федеральные законы и кодексыРФ.М.,2011. .
6. maminsite.ru/pages.files/trudnosty_adaptacii_pervoklassnikov.html
7.nsportal.ru/.../ispolzovanie-interaktivnyh-form-i-metodov-v-profilaktich...