Статья «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ









ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»






на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (05.11-09.11.2013 г.; 11.11-15.11.2013 г.)


Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ №134 г.о.Самара

Вишневская Юлия Владимировна









Самара - 2013 I Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Внедрение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе образования, отвечает новым социальным запросам. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена важнейшая цель современного отечественного образования- это воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок - будущий первоклассник легко адаптировался к школьному обучению, чтоб свободно общался со сверстниками, не комплексовал в общении с учителями, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта, мог предвидеть последствия своего поступка и высказанного им слова. Волнует родителей и то, на сколько самостоятелен его ребенок в организации своей деятельности (подготовить необходимый материал, своевременно и правильно его разложить, по завершению работы аккуратно убрать на место ит.д.). Образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности обучающегося, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми. Безусловно, каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в школе, их интересами и заботами Тем более, что без родительского участия, процесс воспитания невозможен, или по крайне мере, неполноценен. Мы понимаем, что без родительской поддержки и помощи в воспитании и обучении детей, создание для них уюта и радости - задача невозможная. На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таком нормативном документе как Закон Российской Федерации «Об образовании», [5 ] в котором возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании и адаптации обучающихся к новым условиям. С другой стороны, процесс адаптации к новым условиям обучающихся как правило не заслуживает должного внимания учителя и протекает стихийно, в то время, когда адаптация первоклассника теснейшим образом связана с родительскими установками в семьях обучающихся. II На основе анализа недостатков выявляется значимая профессиональная проблема: обеспечение интерактивного взаимодействия с семьями обучающихся с целью снижения рисков затянувшейся адаптации к условиям школы первоклассников. III В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна. Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в классе с индивидуализацией, личностной неповторимостью [1]. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено. В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых (дети из асоциальных семей). В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно.[2]. Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Исходя из выше сказанного, мы выдвигаем гипотезу. Предполагается, что создание определенных социально-психологических условий ведут к успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Для исследования успешной адаптации обучающихся к школе проводится мониториг . Объектом исследования являются учащиеся 1«А» класса (испытуемый класс), 1 «В» класса (контрольный класс), их родители. Предметом исследования являются взаимосвязи адаптации первоклассников к школе и пути ее успешного преодоления: - интеллектуальная готовность первоклассников к школьному обучению; - личностная (социально-психологическая) готовность; - волевая готовность. Цель исследования - анализ результатов педагогической деятельности по проблеме адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: а) провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения феномена адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения; б) подобрать методы исследования по заявленной проблеме (анкеты, диагностические методики, наблюдения). в) применить диагностические материалы на практике. На основе выводов исследований определить пути работы над проблемой. Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе мы использовали методику Л.Е. Журовой.(Приложение №1.) Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе которой, выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец. Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников»(Приложение№ 2).В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.(Приложение № 3) Данная диагностика позволяет определить стартовую педагогическую готовность будущих первоклассников, запас знаний, умений и навыков к началу школьного обучения.

Определение педагогической готовности детей к школьному обучению Таблиц№1 Контрольный класс Испытуемый класс Уровень Число первоклассников Уровень Число первоклассников Высокий 5 Высокий 8 Средний 14 Средний 15 Низкий 8 Низкий 4 Анализируя результаты диагностики, мы видим, что целенаправленная работа по подготовке детей к школе в испытуемом классе дает более высокий результат по сравнению с результативностью учеников контрольного класса в параллели. И хотя данные уровни педагогической готовности детей к обучению в школе являются общепринятыми и условными они позволяют нам определить исходные возможности ребенка и спрогнозировать направление индивидуального продвижения его в дальнейшем обучении. Результаты оценки уровня школьной мотивации первоклассников. Таблица №2

Уровни школьной мотивации Контрольный класс Испытуемый класс 1 . Высокая школьная мотивация 4 человека 8 человек 2. Нормальная мотивация 1 1 человек 15 человек 3. Внешняя школьная мотивация 7 человек 3 человека 4. Низкая школьная мотивация 4 человека 1 человек 5. Дезадаптация 1 человек 0 человек Всего 27 человек 27 человек
Анализ данного исследования позволяет сравнить уровни школьной мотивации учащихся испытуемого и контрольного классов. Результаты данной диагностики позволяют судить о положительной динамике школьной мотивации, обучении и развитии детей, прослушавших курс классных часов «Здравствуй, школа!» и прошедших адаптационные занятия «Я - первоклассник». Эти мероприятия дали положительную динамику в принятии ситуации школьного обучения первоклассников. Дети достаточно хорошо адаптировались к школе, успешно осваивают новую социальную роль ученика, принимают новые требования, овладевают новой для них деятельностью, активно вступают в новые отношения со сверстниками и учите. Результаты анкеты для родителей «Адаптация ребенка к школе». Таблица №3 Показатели уровня адаптации Контрольный класс Испытуемый класс Адаптация к школе 6 человек 19 человек Возможная дезадаптация 1 6 человек 7 человек Дезадаптация 5 человек 1 человек Всего 27 человек 27 человек Данные анкеты позволяют сравнить уровни адаптации детей к школе контрольного и испытуемого классов. В результате сравнения показателей видны значимые различия.Таким образом, из наших данных видно, что рост числа учащихся, успешно адаптировавшихся к школе, в испытуемом классе составило 70,4 %, это на 48,2 % больше, чем в контрольном классе на начало ноября месяца 2012-2013 учебного года. IV Я в своей практике использую различные интерактивные формы работы по взаимодействию с родителями обучающихся. Содержание взаимодействия школы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Интерактивные формы и методы взаимодействия с родителями в период адаптации первоклассника должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы взаимодействия с родителями обучающихся . Таблица №4 Традиционные формы взаимодействия c родителями Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Родительские собрания: Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Цель: проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах), Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Цели: преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке; дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке; выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи. (Поверка в форме мониторинга,) Посещение семьи -индивидуальная работа педагога с родителями. Цель-знакомство с условиями жизни семьи и ребенка в семье. Родительское собрание-форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. 1) Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. 2) Классные родительские собрания. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.(Приложение №4) Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Примерная тематика консультаций для родителей: Адаптация ребенка к школе .Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей - друзья или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. Родительские вечера .Цель: сплатить родительский коллектив. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров: Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Песни, которые пели и поют наши дети. Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг для родителей «В школу с радостью» Цель: содействие успешной адаптации первоклассников. Задачи: помочь родителям спокойно пройти период начала обучения ребёнка в школе. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье». Родительские ринги - Цель: формирование родительского коллектива из дискуссионных форм общения родителей . Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. Конкурс проектов «Родительский дом» Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть гармоничной и самоценной. Цель: сохранение и укрепление семейных ценностей. Задачи: сплочение семьи в процессе выполнения проекта; формирование чувства принадлежности к своему роду; осознание ценности и уникальности родительской семьи. В пресс-центре вывешивается объявление о начале конкурса, условиях и сроках проведения, учащимся в дневники раздаются памятки об условиях участия в конкурсе. Сроки проведения: в течение месяца. Условия проведения: проект должен содержать краткий рассказ с презентацией .

После каждой работы провожу мониторинг и диагностику в виде тестовых заданий.

Тестирование : «Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» - родители и т. д..

Анкетирование :«Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?».

Диагностика : «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе».
V Характеристика изменения условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровое,научно-методическое,материально-техническое,нормативно-правовые,информационные,организационные)

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность педагога. Поэтому необходимо, чтобы учитель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат.

а) К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).

б) Научно-методические изменения:

- создание методической копилки по теме «Профессии»;

- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- доступность интернет-ресурсов [nsportal.ru, maaam.ru, sipkro.ru] для получения знаний по заданной теме;

- разработать серию консультаций для родителей;

в) Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования(библиотечный фонд (книгопечатная продукция);печатные пособия; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия, оборудование класса)

г) Нормативно-правовое обеспечение проектирования - это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.

д) Информационные изменения - это создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов).

е) К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе учителя в соответствии с разработанным образовательным стандартам. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов).
















Список литературы:

1. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000.

2. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.:Просвещение-1995.

3.Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная школа.-2001. -№ 1. 4. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 - 72.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Федеральные законы и кодексыРФ.М.,2011. .

6. maminsite.ru/pages.files/trudnosty_adaptacii_pervoklassnikov.html‎

7.nsportal.ru/.../ispolzovanie-interaktivnyh-form-i-metodov-v-profilaktich...‎


























© 2010-2022