- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 1 классе
Урок окружающего мира в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дяченко О.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ
«В семье друзей пернатых»
Учитель: Дяченко О.Н.
ТЕМА. В семье друзей пернатых.
ЦЕЛИ: знакомство детей с разнообразием птиц, выделение их существенных и отличительных признаков; воспитание доброго отношения к птицам; развитие творческих способностей, речи, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации птиц, таблица (схема), презентация.
ПЛАН
I.Организационный момент.
II. Совместное открытие знаний. - Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто в ней живет, догадайтесь сами. Я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи Зауэра. « Уже около 140 млн. лет назад воздушное пространство было густо населено: летали насекомые, которых едва бы мы удостоили вниманием, оживи они снова - это стрекозы, ночные бабочки, кузнечики и жуки. Тем не менее, в истории был великий момент, когда в воздух поднялось совершенно своеобразное существо - первая птица. У первоптицы были ноги, крылья, а пасть ящера. Это была еще зубастая птица». У. - Так о ком же мы сегодня будем говорить? (о птицах)
- Попасть в гости к ним не очень просто, нужно выполнить задание.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим
И быстрее полетим.
-
Умный ворон нас встречает (иллюстрация ворона), в царство птичье приглашает. Задание.
-
Но чтобы туда зайти, надо разгадать ключевое слово (учебник-тетрадь, задание № 1; ключевое слово - птица).
- Каких птиц вы наблюдали в лесу? У реки? В зоопарке? Во дворе? (ответы детей)
( открывается доска, на которой иллюстрации птиц)- Вот мы и попали в царство птиц. У. - Птицы - это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор, степей. Песни птиц звучат на земле круглый год. На земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов. Птиц можно встретить в угольных шахтах и на вершине гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы вы не бросили взгляд, вы всегда заметите птиц. Есть птицы крошечные, меньше мотылька (57 мм), это колибри; есть огромные, выше человеческого роста - это страусы. Некоторые птицы неутомимые путешественники, способные в буквальном смысле слова, облететь вокруг земного шара, другие вообще не могут летать.
Задание.
-Посмотрите на иллюстрации птиц (учебник-тетрадь № 2). Сравните их. Чем они сходны и чем отличаются?
( Заполняется на доске таблица - схема)
птицы
сходство различие
2 ноги размер
клюв окрас
оперение домашние, дикие
крылья зимующие-перелетные
растительноядные (снегирь, клест)
насекомоядные (кукушка, большая синица)
хищные (ястреб, сова)
всеядные (дятел, сойка) - А сейчас учащиеся нашего класса (заранее подготовленные) расскажут о роли в жизни птиц клюва, оперения, крыльев. 1 ученик (клюв): - Птицы не жуют, потому что у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. По форме клюва можно определить, чем питается птица. Пеликаны ловят рыбу в мешки под клювом. Фламинго добывают пищу, процеживая ил через клюв. У цапли клюв - пика. Удар - и добыча оглушена. У попугая нос крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнезд. 2 ученик (оперение): - Перья гораздо теплее меха. Видите, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы и перья не намокают. Но все равно рано или поздно перья обтрепываются и изнашиваются. Поэтому, по крайней мере, раз в год птица сбрасывает старые и отращивает новые перья. 3 ученик (крылья): - При помощи крыльев птицы могут изменить направление полета. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух и очень быстро машет крыльями. Правда, есть птицы такие тяжелые, что им приходится взлетать с разбега, чтобы набрать необходимую скорость. Крупные птицы широко раскрывают крылья и медленно машут ими. Они парят в воздушных потоках, высматривая на земле пищу. Мелкие птицы машут крыльями часто. Колибри работает крыльями так быстро, что может висеть в воздухе, лететь назад и вперед. 4 ученик (ноги): - У всех птиц есть ноги, их две. У птиц, которые не летают, например, у африканского страуса, сильные ноги, так что он легко может убежать от врагов. У. - Природа создала огромное разнообразие птиц, но только часть из них смог приручить человек.
III. (Учитель открывает доску, на которой иллюстрации зимующих и перелетных птиц) - Посмотрите внимательно на этих птиц и послушайте стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали»…
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
- Каким птицам оно посвящено? (перелетным)
- Каких перелетных птиц вы еще знаете? (ласточки, грачи, стрижи, утки…)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (снегирь, воробей, ворона, клест…)
- Почему птицы улетают в теплые края? (ответы детей) У. - Некоторые птицы совершают дальние перелеты. Каждую осень они улетают в теплые места, туда, где много пищи. Каждой весной птицы возвращаются со своих зимовий в родные места. Во время таких перелетов некоторые их них преодолевают тысячи километров. Выведя птенцов, они вновь отправляются на зимние квартиры, где не испытывают недостатка в корме. Птицы летят по-разному: утки, как правило, дугой; гуси летят шеренгой, а журавли - клином.
- Назовите сказки, где действующие герои - птицы.