Организация дифференцированной работы на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация дифференцированной работы

на уроках русского языка в начальной школе»


В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Одной из форм индивидуализации обучения является дифференцированный подход, или организация дифференцированной работы с учащимися на уроках.

Понимая, что и для самых слабеньких необходима учебная мотивация, ситуация успеха и поощрение, учитель осознает необходимость применения дифференцированных заданий. И в то же время, при подготовке к уроку, сталкивается с трудностями. Начиная от подбора упражнений, заканчивая организацией работы и проверкой выполнения разноуровневых заданий на уроке, так как на это уходит достаточно много времени.

В этой статье я хотела бы поделиться с учителями начальных классов опытом работы по подбору упражнений и организации дифференцированной деятельности обучающихся на уроке. Думаю, что актуальность этой темы не будет утрачена, потому что год от года в школу приходят дети с большой разницей в интеллектуальном развитии, соответственно в уровне познавательной активности, здоровье и других значимых составляющих успешности обучения.

Приведу несколько упражнений, используемых на уроках русского языка в начальной школе при организации дифференцированной работы.

Ученики разделены на 3 группы по успеваемости:

1 группа - учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.

2 группа - учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа - сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.

Урок русского языка в 4 классе по теме: « Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных». Тип урока: повторение и обобщение знаний.


  1. Работа с понятием одушевленности имени существительного.

1 группа

Задание. Из данной группы слов выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Хозяин, зелень, боль, гость, олень, дождь, люди, руки, ученик, зима, сердце, водитель.

2 группа

Задание. Добавь в каждый столбик еще по два слова. Фронтальная проверка

3 группа

Выборочный диктант.

Ёжики живут в чулане,

Мышки скачут по поляне,

В камыши залез зайчонок,

Напугал его щуренок.

Вдоль по берегу тайком

Крался кот за окуньком.

Из глубин поднялся сом

Наподдал коту хвостом.

Проверка по эталону и

заполнение карточек самооценки

Виды дифференциации: по объему и по сложности.

  1. Работа с понятием числа имени существительного

1 группа

Образуйте существительные во множественном числе:

Диктует учитель:

Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат.

Проверка по эталону. Заполнение карточек самооценки.

2 группа

Задание. Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.

Прошли осенние дождливые денёк. Весело закружились в воздухе лёгкие снежинка.

Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси.

3 группа

Продолжи текст. Составь и запиши одно сложное предложение. Обозначь число имен существительных.

Проверка фронтальная.


  1. Работа с понятиями: имя собственное и нарицательное.

1 группа

Образуйте от данных слов по образцу клички животных.

Друг, шар, мурлыкать, белая, пестрая, рыжий, черная , умный.

Проверка по эталону.

2 группа

Замени имена собственные, данные в тексте, на придуманные тобой.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Тимом и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая!

Сдают карточки.

3 группа

Задание.

Составьте заявку на радиопередачу «Детское время», укажите о ком или о чем вы хотели бы послушать. Можете указать имя любимого писателя, ученого, героя, любимую книгу.

Пример: Дорогая радиопередача «Детское время», меня зовут Смагина Ира, я ученица 4 класса. Мне очень нравятся сказки Астрид Линдгрен, включите, пожалуйста, радиоспектакль «Малыш и Карлсон».

Фронтальная проверка

4)Работа по развитию речи

Даны слова: лето, жара, река, солнце.

1 группа: Составить с данными словами простое предложение.

2 группа: Составить сложное предложения, используя данные слова.

3 группа: Прочитай предложение.

Нынешнее лето будет очень жарким.

Составь предложение, передав эту же мысль другими словами.

Примеры:

  1. К августу, вероятно, реки пересохнут.

  2. Вплоть до октября дети смогут купаться и загорать.

Уровень 1 группы является репродуктивным, когда ученик применяет известные ему приемы деятельности, работает по образцу.

Уровень 2 группы - конструктивный. Прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий, понятия, законы позволяют ученику использовать свои знания в измененной ситуации.

Уровень 3 группы - творческий. Самостоятельный поиск, предвидение, прогнозирование способов деятельности.


Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Список литературы. 1. Ахременкова Л.А., К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором, М.: Просвещение, 2002. - 288 с. 2. Грабчикова Е.С. , Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов, Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. - 192 с. 3. Пчелина Л.В., Нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград: Учитель, 2004. - 76 с. 4. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного
обучения //Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн.,
«Народная асвета», 1992. 5. Н.Н. Деменёва, Дифференциация учебной работы младших школьников. -М: Изд-во «Аркти»;2005 6. Журова Л.Е. Беседы с учителем- 2 класс, -М: Изд-во «Вентана- Граф»- 2007 7. Лисицина Т.В. Активные формы и методы обучения русскому языку.- Волгоград изд-во «Учитель» 2009

4


© 2010-2022