Лес и его обитатели

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Черногорска









Тема:

«ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Окружающий мир, урок ознакомления с новой темой.

УМК «Начальная школа 21 века».







Рехлова Елена Викторовна

учитель начальных классов









2013 г. Цель: сформировать представления обучающихся о природном сообществе леса. Задачи:

  1. Познакомить с ярусами растений леса.
  2. Углубить знания учащихся о многообразии растительного и животного мира леса.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование для учителя:
  • мультимедийный проектор;
  • учебник «Окружающий мир»;
  • раздаточный материал.
Оборудование для учащихся:
  • учебник;
  • тетрадь для самостоятельных работ;
Медиаматериалы:
  • презентация «Лес и его обитатели»
Планируемые результаты: Личностные УУД:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • воспитание чувства любви к родной природе.
Регулятивные УУД:
  • умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
  • умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация);
  • умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
  • умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
  • умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
  • умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
  • умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

1.Создание эмоционального настроя. Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте и на уроке не зевайте. У вас хорошее настроение? А чтобы у вас было настроение ещё лучше, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира. Активизируем свои мыслительные способности: - разотрем ушные раковины; разотрем ладошки. - Ребята, мы сегодня начинаем новую главу ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. [слайд 1] - Какие вы знаете природные сообщества? 2. Введение в тему урока и создание проблемной ситуации. Постановка цели и задачи урока. Послушайте стихотворение. [слайд 2]

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. (Смирнов) - Ребята, как вы думаете? Какому храму будет посвящен наш урок? - Для того, чтобы убедиться в правильности ваших предположений, разгадаете кроссворд. [слайд 3] Лес и его обитатели. 1.Хвойное дерево. (Лиственница) 2.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи

3. Пусть я птичка - невеличка.
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь) -Какое слово получилось? (ЛЕС) 3.Совместное изучение нового материала. (на слайде появляется тема урока: «Лес и его обитатели»). [слайд 4] А мне вчера пришло письмо по электронной почте с Севера. Вот послушайте его. (Зачитываю письмо из слайда). Что же нам делать? Как помочь девочке Аинэ. [слайд 5] - А бывали ли вы в лесу? Как вы понимаете, что такое лес? Вывод: [слайд 6] - Лес - это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо! - Какие виды лесов вы знаете? [слайд 7] - Назовите представителей лиственного леса. [слайд 8] -А как вы определили, что это лиственные деревья? [слайд 9] -Какое лиственное дерево является символом России? (Берёза). - Какие деревья относятся к хвойным? Почему? [слайд 10-11] -Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? [слайд 12-13] -Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? [слайд 14] -Как называются леса, в которых растут только хвойные деревья? [слайд 15] -А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? [слайд 16] Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Откройте свои учебники, рассмотрите какие леса нарисовали художники на этих картинах, в подсказках вы найдёте названия к данным картинам. [1,с. 43-44] - Ребята, в лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Вот как об этом пишет Михаил Пришвин. Лес надо слышать, чувствовать и знать. Входишь в лес - и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности, зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением - и ты очищаешься. -Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. [слайд 17-19] (Текст загадок на слайдах: крапива, ландыш, мох, малина, земляника, брусника). Физминутка. [слайд 20]

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ножками топали!
Хорошо гуляли
И немножечко устали! -Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? [слайд 21] -Какие растения относятся к травянистым? (Дети выделяют). [слайд 22] -А какие растения можно отнести к кустарникам? [слайд 22] -Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) [слайд 22] -Так какие же растения растут в лесу? [слайд 22] -Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? (дети объясняют). [слайд 23 -25] Игра «Рассели жильцов». Работа по группам. (Листы, с названием деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов, лишайников). Проверка: [слайд 26-30]. А почему же растения в лесу располагаются ярусами? Ярусность в лесу помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. Растениям помогает жить рядом, не мешая друг другу разный срок цветения. Например, ранней весной, когда на деревьях ещё нет листьев и они не мешают солнечному свету проникать до самой поверхности земли, расцветают первые травянистые растения - первоцветы, перелески, ветреницы. Так что же такое природное сообщество? (Ответы детей). Вывод: Растения, животные, грибы, бактерии не могу существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах, приносят пользу друг другу. Поэтому учёные называют лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ. - Кроме растений в лесу кто ещё живёт? (животные,птицы, насекомые,пресмыкающиеся-ужи, ящерицы). Назовите их? [слайд 31] А что же необходимо для жизни растений и животных ? В тетрадях отметьте тот ответ, который вы считаете верным. [2,с.19] ( свет, тепло, воздух, влагу и питательные вещества из среды обитания). 4.Обобщение. - Над какой темой работали сегодня на уроке? Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом? Работа над кроссвордом "Берегите лес!" Ребята, а сейчас я вам загадаю кроссворд,а вы постарайтесь разгадать его. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. Ключевое слово, которое будет являться главным девизом нашего урока. [слайд 32 - 42] 1.Животное - национальная гордость России. 2.Растения нижнего яруса. 3.Растения среднего яруса. 4. «Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку,» 5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа? 6.Растения верхнего яруса. 7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна? 8.Лесной доктор. 9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья? 10. «В птичник повадится - жди беды. Рыжим хвостом заметает следы.» -Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось в выделенных клетках? -Почему нужно охранять лес? -Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? [слайд 42] Помните: [слайд 43] из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём. ( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар») Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. [слайд 44-45] Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг - красота мира, красота природы. Она дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!

5.Подведение итогов. [слайд 46] -Что нового узнали на уроке? Что вас удивило? Что показалось особенно интересным? На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках? 6.Самооценка [слайд 47] -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто: - работал в полную силу; - работал хорошо, но мог бы работать лучше. Наш урок подошел к концу. Послушайте стихотворение, которое является заветом нам с вами. [слайд 48] Любите родную природу - Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились. Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. Никогда не забывайте о том, что для леса и его обитателей вы должны быть друзьями! Как много интересного мы сможем написать девочке Аянэ, взяв информацию о лесе с нашего урока. 7. Домашнее задание. [слайд 49] -Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. [1,стр.45- 59; с. 64-73] -Молодцы, спасибо за урок! [слайд 50]

Список использованных источников

  1. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф. Виноградова.-5-е изд.,дораб. -М.: Вентана-Граф, 2012.-160с.-(Начальная школа XXI века).
  2. Окружающий мир. 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2. - М.: Вентана-Граф, 2012.(Начальная школа XXI века).
  3. Окружающий мир. 2 кл.:поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/авт.-сост.О.А. Исакова.-2-е изд.,перераб. И испр.-Волгоград: Учитель, 2008.-143 с.


9


© 2010-2022