Урок информатики на тему Кодирование информации (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок информатики

в 3 классе «В»










Тема:"КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ".


Учителя начальных классов, ВКК
МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.

Новичковой Ольги Владимировны


г. Воронеж
2012-2013 гг.

Урок информатики в 3-м классе
по теме: "Кодирование информации"

Цели урока:

  1. Образовательные: Познакомить с различными видами кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.



  1. Воспитательные: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.



  1. Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Оборудование и материалы:

  1. Учебник для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова

  2. Рабочая тетрадь для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова

  3. Электронная рабочая тетрадь для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова

  4. Медиапроектор.

  5. Экран.

  6. «Семицветик» для оценивания работы учащихся - для каждого ученика.

  7. Справочные карточки (алфавиты кодирования).

  8. Приложение

Оценивание: Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом, их всего семь, например, красный цвет - упражнение-диктант, синий - задача №1 и т.д., затем составляется «семицветик». Каждый «семицветик» соответствует определенной оценке, например полный «семицветик» соответствует оценке «отлично».

План урока:

1. Оргмомент.
2. Разминка
3. Постановка темы и целей урока
4. Проверка домашнего задания
5. Изучение нового материала
6. Закрепление изученного материала
7. Физминутка
8. Выдача домашнего задания
9. Работа на компьютере
10. Минутка релаксации
11. Подведение итогов, оценивание, выставление отметок

1 мин.
4 мин.
1 мин.
4 мин.
6 мин.
6 мин.
2 мин.
2 мин.
10 мин.
2 мин.
2 мин.

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Сообщение темы урока.

Учитель. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!

Прозвенел уже звонок.

Нам пора начать урок.

Наш урок мы начнем с разминки.

2. Разминка.

На экране показаны ребусы [3], в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и объясняют его значение.

3. Постановка темы и целей урока.
Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

4.Проверка домашнего задания.

Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Ученик - Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе.
- Какими способами представления информации вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Ответы учеников)

- Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.
- Какие формы представления информации вы знаете? (таблица на экране)

Упражнение-диктант. Представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране). Выполните следующие действия: 1 шаг вверх - 1 шаг влево -1 шаг вниз - 1 шаг влево -
1 шаг вниз -1 шаг вправо - 1 шаг вниз - 1 шаг вправо -
1 шаг вверх -1 шаг вправо - 1 шаг вниз -1 шаг вправо -
1 шаг вверх - 1 шаг вправо - 1 шаг вверх - 1 шаг влево -
1 шаг вверх - 1 шаг влево - 1 шаг вниз - 1 шаг влево.

Проверка: по образцу на экране.

- У кого рисунок не получился? Как вы думаете, почему?
За правильно выполненное задание учащиеся получают красный лепесток.

5. Изучение нового материала [1].

- Кодирование - это одно из действий с информацией. (с.50)

Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем - обратно в звук.

Действие с информацией «кодирование» обладает очень важным свойством. При кодировании сообщения его смысл остаётся прежним, а изменяется только форма представления информации.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы - «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу.
Кодирование - это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора).

Человек воспринимает и хранит в своей памяти любую информацию: звуковую, зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую. Представить информацию, которая хранится в памяти человека (о запахе, вкусе или внешнем облике вещи), на носителе информации в виде текста или рисунка - значит, закодировать её.

В памяти компьютера информация хранится в виде нулей и единиц - это цифровые данные. При вводе информации в память компьютера с клавиатуры происходит её кодирование.

Закодированная информация - это данные. Например, текст - это текстовые данные, рисунок - это графические данные, число - это числовые данные.

5. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о десяти шариках.

Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

•••••

•••••

Десять шариков

10

Упражнение (устно). Заполнить таблицу (задание на слайде).

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Рассмотрим несколько таких правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):

  • Код Цезаря (выполнить упражнение).

  • Индейская азбука.

  • Семафорная азбука.

  • Азбука Морзе.

  • Пляшущие человечки.

  • Кодировочная таблица.

6. Решение задач.
Учащиеся решают задачи№2, №3, №4 в рабочей тетради [2]. За каждую правильно решенную задачу - получают лепесток «семицветика». Процесс решения отдельных упражнений учитель может организовать в виде соревнования. Целью упражнения 1 является формирование представления о кодировании. Учащиеся отмечают нужное продолжение галочкой. (Правильный ответ: а) «Кодирование - это преобразование одной формы представления информации в другую»; б) «Перевод текста с одного естественного языка на другой - это кодирование информации»; в) «При кодировании сообщения происходит преобразование информации из одной формы в другую с сохранением прежнего смысла»; г) «Кодирование используют для изменения формы представления данных».) Цель упражнения 2 - закрепить представление учащихся о кодировании как о преобразовании информации из одного вида в другой. Учащимся предлагается информация, представленная в форме рисунков. Требуется представить ее текстом и числами. (Правильный ответ: Пять ручек, 5; Семь снежинок, 7; Три книги, 3.) Цель упражнения 3 - закрепить представление учащихся о кодировании как преобразовании информации из одного вида в другой: из текстового в числовой. В этом упражнении для кодирования используется алфавит русского языка; с таким способом кодирования учащиеся уже знакомы. Учащиеся, используя порядковые номера букв алфавита, кодируют сообщение. (Правильный ответ: «12 16 14 17 30 32 20 06 18», «14 161510 20 16 18», «12 13 01 03 10 01 20 21 18 01».) Упражнение 4 может заинтересовать учащихся в большей степени: используя код Цезаря, они должны закодировать предлагаемые слова. Это упражнение можно выполнить в классе не полностью, оставив часть для домашнего выполнения.

Правильный ответ:

КОМПЬЮТЕР

МОНИТОР

КЛАВИАТУРА

лпнрэяуёс

нпойупс

лмбгйбуфсб

КНИГА

БУМАГА

ПАПИРУС

лойдб

вфнбдб

рбрйсфт

ПРИНТЕР

ТЕТРАДЬ

РАДИО

рсйоуёс

уёусбеэ

сбейп

АЛФАВИТ

БУКВА

ЗНАК

бмхбгйу

вфлгб

иобл

ПРИЗНАК

ЖЕСТ

ВИД

рсйиобл

зёту

гйе

7. Физминутка для глаз

8. Выдача домашнего задания.
Придумать свой алфавит и закодировать пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

9. Работа на компьютере.
Учащиеся выполняют задания из электронной рабочей тетради [4] (параграф 9, задания № 6-8). За каждое верно выполненное задание - цветной лепесток «семицветика».

10. Минутка релаксации.

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 - 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел.

11. Подведение итога урока.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Чему вы сегодня научились?

  • У кого собрался полный «семицветик»? Тот получает оценку «5», у кого не хватает одного или двух лепестков - оценка «4», трех или четырех лепестков - «3».

  • Спасибо за урок. Все свободны!

Литература:

  1. Учебник для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова.

  2. Рабочая тетрадь для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова.

  3. Ребус. Электронное пособие негосударственного сетевого Роботландского университета.

  4. Электронная рабочая тетрадь для 3 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова.





Слайд 1-2



Слайд 3.





Слайд 4.

Слайд 5.





Учебник, ЭОР,т.9,1



Учебник, ЭОР,т.9,2

Учебник, ЭОР,т.9,3

Учебник, ЭОР,т.9,4

Учебник, ЭОР,т.9,5





Слайд 6.



Слайд 7.

Слайд 8-13.















Слайд 14.

Слайд 15.







Слайд 16.



11


© 2010-2022