Урок по литературному чтению. Волшебная сказка. Признаки и особенности волшебной сказки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1544









УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

«ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»











Учитель I категории Вайсенберг Мария Викторовна



МОСКВА 2013г.

Разработка урока


Цель: Стимулировать интерес:

- к содержанию и героям волшебной сказки;

- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

- о понятии: "волшебные помощники", "волшебные предметы", "троекратные повторы".

• Актуализировать умение:

- работать с текстом сказки.

• Научить:

- раскрывать значение слова "признак", "особенности", и использовать их в активном словаре;

- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия "признаки" и "особенности";

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.



Наименование оборудования и материалов Количество Компьютер 1 Проектор 1 Интерактивная доска или аудиторная магнитная 1 Мультимедийная презентация 1 Рабочие листы 5 Ватман 1















Ход занятия


1 этап . Организационный момент Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня! -С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? ( прибаутка, сказка, пословица…..) В руках учителя « сундучок знаний» , из которого достаются названия-карточки . (…….) На доске вывешиваются таблица «произведений устного народного творчества» и заполняется по мере их названия. (Приложение 1) -Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку . -«Повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». -Определите ,о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? ( о сказке) -Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд1 -Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица «Виды сказок» . Заполняется по мере их названия. ( Приложение 2) -Послушайте отрывок из сказки ( «Теремок») . (Приложение 3) - Как называется эта сказка? -Определите ,к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? ( о животных) -Докажите свой ответ. ( животные -действующие лица, цепевидность -повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия). -Послушайте еще один отрывок.( «Каша из топора»). (Приложение 4) -Как называется эта сказка? - К какому виду сказок она относится? ( бытовые). - Докажите. ?( реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал). -Послушайте еще один отрывок. -Как называется эта сказка? ( « Царевна -лягушка»). (Приложение 5) - А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (дети высказывают свои гипотезы , которые записываются на листы- тучки и вывешиваются на доску). -Почему получились разные гипотезы? ( Не хватает фактов) -Что мы не знаем?( признаки и особенности волшебной сказки). - На какой вопрос урока будем искать ответ ? ( Учащиеся опираются на «ключи-помощники» ,формулируют вопрос урока.) (Приложение 6) - КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску. -Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока? -Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
2 этап. Основная часть. -Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание. ( Приложение 7) -Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы. -На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы ,группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.
Физкультминутка. Слайд 3
3 этап .Защита работ.
- Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме « Волшебные сказки». (Приложение 8) 1группа , 2группа ,3группа ,4группа
4этап. Обобщение. -Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ». -Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. «КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОБЛАДАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?» -Вывешивается лист бумаги ,на котором записывается учителем обобщение ,сформулированное детьми. «Волшебная сказка- это сказка ,в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения.» -Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап Подведение итогов. - Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема «Сказка». -Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися. ( Сказка, Волшебная, загадочная, Рассказывает, завораживает, поучает, Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.) -Игра завершит сегодняшний урок. « Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что……» .Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.
6 этап. Рефлексия « Волшебство настроения». Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы «стрелы» трех цветов: красные-ничего не усвоил, зеленые- понял, не до конца, желтые-все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение - отношение он получил от урока, вывешивает»стреляет» на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. ( Приложение 9).
7.этап. (Домашнее задание) Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист «Анализ волшебной сказки». (Приложение 10).

© 2010-2022