- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс (Начальная школа 21 века)
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс (Начальная школа 21 века)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Царева О.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой. (Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы/Н.Ф. Виноградова. - М.:Вентана - Граф, 2012) Данная программа соответствует основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебному плану МБОУ «Школа № 48» на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель обучения: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: 3 класс - 68 часов
2. В результате обучения детей окружающему миру предполагается достижение следующих результатов: Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Предметные результаты обучения
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
-приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой. К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- проводить несложные опыты по размножению растений.
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
3. Cодержание программы
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля - наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Бактерии (1 ч)
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:
перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,«крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Повторение (1ч)
Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".
4. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1 ч
2
Земля - наш общий дом
7 ч
3
Человек изучает Землю
3 ч
4
Царства природы (бактерии, грибы, растения, животные)
27 ч
5
Наша Родина: от Руси до России
9 ч
6
Как люди в старину жили
8 ч
7
Как трудились люди в старину
16 ч
8
Повторение
1 ч
5. Учебно-методическое обеспечение Учебник «Окружающий мир», 1, 2 ч. «Начальная школа 21 века». Вентана -Граф 2011 год. Авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова
Учебник интегрирует знания о природе, человеке и обществе. В процессе изучения «Окружающего мира» решаются различные образовательные задачи: у младших школьников формируются знания о планете Земля, ее растительном и животном мире; воспитывается культура отношения человека к природе. Система обучающих заданий развивает умственные способности учащихся, их восприятие, мышление, воображение. В комплект с учебником входят рабочая тетрадь «Окружающий мир» и альбом «Окружающий мир в произведениях живописи».
Формирует культурологические знания школьников. Обогащаются знания учащихся об истории России, формируются представления об историческом времени. Познавательные задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьника.
В комплект с учебником входит рабочая тетрадь.
6. Учебное оборудование и компьютерная техника
Мультимедийный проектор.
Компьютер: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Интерактивная доска.
МФУ (принтер, копир, сканер) А4.
Видеофильмы по предмету (в цифровом варианте).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровом варианте).
Мультимедийные презентации по предмету.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Коллекции плодов и семян растений.
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 3 класс
№
Дата проведения
Тема урока
Тип, вид урока
Планируемые результаты
Вид контроля
Домашнее задание
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.
3в-
3г-
3д- 03.09
3е-
Где ты живёшь.
Когда ты живёшь.
Счёт лет в истории
(Урок открытия новых знаний)
Тип урока: вводный, усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России;
понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», «год», «век», «историческое время», «столетие», «тысячелетие»
Уметь применять римские цифры для обозначения веков
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Текущий
С.8-10, т.с.3
2.
3в-
3г-
3д- 07.09
3е-
Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь различать объекты живой и неживой природы.
Усвоить понятие о телах, веществах, явлениях.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.11-17, т.с.4-5
3.
3в-
3г-
3д- 10.09
3е-
Земля - планета жизни. Условия жизни на Земле Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. Вид урока: анализ ситуаций.
Знать форму и размер Земли;
- основные условия жизни на Земле; Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
С.18-22, т.с.8
4.
3в-
3г-
3д- 14.09
3е-
Земля - планета жизни. Условия жизни на Земле
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. Вид урока: анализ ситуаций.
Знать форму и размер Земли;
- основные условия жизни на Земле;
- причины смены дня и ночи;
- причины смены времен года
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
С.23-26, доклад об источнике пресной воды
5.
3в-
3г-
3д- 17.09
3е-
Земля - планета жизни. Условия жизни на Земле Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. Вид урока: анализ ситуаций.
Знать форму и размер Земли;
- основные условия жизни на Земле;
- причины смены дня и ночи;
- причины смены времен года;
- как охранять природные богатства
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
С.27-32, т.с.12
6.
3в-
3г-
3д- 21.09
3е-
Как изображают Землю.
План и карта Тип урока: урок открытия новых знаний, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Уметь пользоваться географической картой и глобусом
Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы; умение устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
С.34-40, т.с.13-17
7.
3в-
3г-
3д- 24.09
3е-
Как изображают Землю.
План и карта
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Уметь пользоваться географической картой и глобусом
Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы; умение устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
С.40-44, т.с.18-20
8.
3в-
3г-
3д- 28.09
3е-
Бактерии
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение бактерий в природе и в жизни человека
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.46-48, т.с.22
9.
3в-
3г-
3д- 01.10
3е-
Грибы
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
С.49-53, т.с.23
10.
3в-
3г-
3д- 05.10
3е-
Растения встречаются повсюду. Если
бы на Земле не
было растений...
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: анализ ситуаций.
Знать общие условия для жизни живых организмов
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.
Знать признаки растения как живого организма
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.54-58, т.с.24-25
11.
3в-
3г-
3д- 08.10
3е-
Растения встречаются повсюду. Если
бы на Земле не
было растений...
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: анализ ситуаций.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Самоконтроль и взаимоконтроль Текущий
Т.с.26-28
12.
3в-
3г-
3д- 12.10
3е-
Разнообразие растений на Земле
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Тематический
С.59-67
13.
3в-
3г-
3д- 15.10
3е-
Растения - живые существа (организмы)
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
С.68-70,Т.с.29-30
14.
3в-
3г-
3д- 19.10
3е-
Растения - живые существа(организмы)
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
С.70-74
15.
3в-
3г-
3д- 22.10
3е-
Растения - живые существа(организмы)
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
с.74-76
16.
3в-
3г-
3д- 26.10
3е-
Распространение плодов и семян
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
понятие о плоде и его функциях, знакомство с разнообразием плодов и семян
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.76-78
17.
3в-
3г-
3д- 29.10
3е-
Размножение растений
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, как размножаются растения
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.78-83
18.
3в-
3г-
3д- 09.11
3е-
Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Раскрытие значения хлеба, важности труда земледельца.
Расширение знаний о процессе создания хлеба и о его пользе.
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.84-87
19.
3в-
3г-
3д- 12.11
3е-
Красная книга
России
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
сформировать представление о Красной книге России;
- формировать потребность познавать природу своей малой родины;
- расширять знания об окружающем мире
Регулятивные : коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог, умение работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования
Контроль и учёт знаний учащихся по данной теме в виде докладов и рефератов.
С.88-94
20.
3в-
3г-
3д- 16.11
3е-
Роль животных в природе Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: анализ ситуаций.
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
Регулятивные - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные - осмысление взаимосвязи животных с природой.
Коммуникативные - совершенствование умений работать в группе.
формирование личного (эмоционального) отношения ко всему живому на планете
Текущий
С.95-97
21.
3в-
3г-
3д- 19.11
3е-
Разнообразие животных
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: анализ ситуаций.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
Регулятивные - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные - осмысление взаимосвязи животных с природой. Коммуникативные - совершенствование умений работать в группе.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.98-99, т.с.37
22.
3в-
3г-
3д- 23.11
3е-
Животные - живые тела (организмы)
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Получение возможности открыть отличительные особенности живых организмов: животных от растений
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
С.100
23.
3в-
3г-
3д- 26.11
3е-
Животные - живые тела (организмы) Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
С.102-103
24.
3в-
3г-
3д- 30.11
3е-
Животные - живые тела (организмы) Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Текущий
С.104-106
25.
3в-
3г-
3д- 03.12
3е-
Животные - живые тела (организмы)
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебную цель совместно с учителем
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию отличительных особенностей живых организмов
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.107-109
26.
3в-
3г-
3д- 07.12
3е-
Поведение животных
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: анализ ситуаций.
Знать особенности поведения животных Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
27.
3в-
3г-
3д- 10.12
3е-
Беспозвоночные животные
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать признаки беспозвоночных и позвоночных животных.
- условия, необходимые для жизни животных;
- способы размножения животных;
- способы приспосабливания животных к условиям жизни;
- правила поведения человека в природе;
Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения
познавательные: формирование познавательной цели, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение информации, доказательство;
регулятивные: постановка учебной задачи, планирование (определение плана последовательности действий), контроль, коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения)
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.110-116
28.
3в-
3г-
3д- 14.12
3е-
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии.
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
коммуникативные: донести свою позицию до других; учиться выполнять различные роли в группе
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.117-123
29.
3в-
3г-
3д- 17.12
3е-
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии.
Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.124-129
30.
3в-
3г-
3д- 21.12
3е-
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.129-132
31.
3в-
3г-
3д- 24.12
3е-
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.133-138
32.
3в-
3г-
3д- 11.01
3е-
Природное сообщество
Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока: комбинированный
Знать, что природное сообщество - это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.139-144
33.
3в-
3г-
3д- 14.01
3е-
Животные и человек
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.145-146
34.
3в-
3г-
3д- 18.01
3е-
Животные и человек. О заповедниках. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
представление о заповедниках и о причинах их создания; значимость заповедников в жизни человека
Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Текущий
С.147-153
35.
3в-
3г-
3д- 21.01
3е-
Древняя Русь. Восточнославянские племена
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России;
- кто такие славяне Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.6-11, т.с.4
36.
3в-
3г-
3д- 25.01
3е-
Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные события древнерусской истории
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.12-17, т.с.5
37.
3в-
3г-
3д- 28.01
3е-
Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.17-21, т.с.6
38.
3в-
3г-
3д- 01.02
3е-
Как Москва стала столицей. Иван Грозный
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.22-25, т.с.7
39.
3в-
3г-
3д- 04.02
3е-
Пётр I Великий - император России
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Петра I Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.26-32
40.
3в-
3г-
3д- 08.02
3е-
Екатерина II Великая
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Екатерины II Великой Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С32-34
41.
3в-
3г-
3д- 11.02
3е-
Император Николай II
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Императора Николая II Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.34-36, т.с.8
42.
3в-
3г-
3д- 15.02
3е-
Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные события в истории России XX века Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.37-38, т.с.9
43.
3в-
3г-
3д- 19.02
3е-
Из истории имён
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Что отражают имя,
отчество и фамилия
человека. Как рождались имена и фамилии
Познавательные:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы; умение устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.40-45, т.с.9
44.
3в-
3г-
3д- 22.02
3е-
Как выглядели
наши предки
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
общее представление о наших предках; рассмотреть характерные качества славянина
регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в
устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
интерес к познанию окружающего мира; воспитывать предпосылки готовности самостоятельно
оценивать успешность своей деятельности; воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание
следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие.
Текущий
С.46-48, т.с.10
45.
3в-
3г-
3д- 25.02
3е-
Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, как изготавливали одежду;
- как изготавливали обувь;
- традиции славян
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.49-52, т.с.11
46.
3в-
3г-
3д- 29.02
3е-
Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Текущий
С.52-55, т.с.12
47.
3в-
3г-
3д- 03.03
3е-
Какие предметы окружали русских людей Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;
- давать характеристику быта русских людей
регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена
С.56-64, т.с.13
48.
3в-
3г-
3д- 07.03
3е-
Какие предметы окружали русских людей Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;
- давать характеристику быта русских людей
регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена
С.65-76, т.с.14
49.
3в-
3г-
3д- 10.03
3е-
Русская трапеза Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена
регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена
С.77-80, т.с.15
50.
3в-
3г-
3д- 14.03
3е-
Русская трапеза Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена
регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена
С.81-83
51.
3в-
3г-
3д- 17.03
3е-
Во что верили славяне Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, во что верили славяне, причины появления у славян многобожия (язычества) Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Тематический
С.84-89т.с.16
52.
3в-
3г-
3д- 31.03
3е-
Во что верили славяне Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Знать, во что верили славяне, причины появления у славян многобожия (язычества) Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
С.90-96,т.с.17
53.
3в-
3г-
3д- 04.04
3е-
Что создавалось трудом крестьянина Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать название нашей страны и ее столицы.
Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.98-105, т.с.18-19
54.
3в-
3г-
3д- 07.04
3е-
Труд крепостных крестьян Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, кто такие крестьяне и помещики;
- что такое крепостное право Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.106-108, т.с.20
55.
3в-
3г-
3д- 11.04
3е-
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники, различать характер ремесла по результату труда ремесленника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.109-112, т.с.20
56.
3в-
3г-
3д- 14.04
3е-
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
С.113-115 реферат о народной игрушке
57.
3в-
3г-
3д- 18.04
3е-
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Текущий
С.116-117,т.с.21
58.
3в-
3г-
3д- 21.04
3е-
О гончарном
ремесле Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, что такое гончарный круг, различать характер ремесла по результату труда ремесленника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.117-118
59.
3в-
3г-
3д- 25.04
3е-
О труде ткачей Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок, различать характер ремесла по результату труда ремесленника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
С.119-121
60.
3в-
3г-
3д- 28.04
3е-
Русские оружейники Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, что такое оружейное мастерство, кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле славян Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
С.121-125
61.
3в-
3г-
3д- 02.05
3е-
Что создавалось трудом рабочего.
Первые российские мануфактуры Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать что такое фабрика, завод;
- кто такие капиталисты, рабочие;
- что такое торговля; для чего нужны деньги Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
Тематический
С.126, т.с.22-23
62.
3в-
3г-
3д- 05.05
3е-
Что создавалось трудом рабочего.
Первые российские мануфактуры Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.127, т.с.24-25
63.
3в-
3г-
3д- 13.05
3е-
Железные дороги в России
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать, когда появились первые железные дороги
познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
Самоконтроль и взаимоконтроль
С.128-130,
64.
3в-
3г-
3д- 16.05
3е-
Первые пароходы
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать наиболее важные изобретения человека
познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.131-134
65.
3в-
3г-
3д- 19.05
3е-
Автомобилестроение в России
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать историю изобретения первого автомобиля
познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
С.135-138, т.с.25
66.
3в-
3г-
3д- 23.05
3е-
Самолётостроение в России Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать историю изобретения первого самолета
познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
С.139-143
67.
3в-
3г-
3д- 26.05
3е-
Время космических
полётов Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Знать историю первых космических полетов;
- первых космонавтов.
понимать значение освоения человеком космоса;
- знать имя первого человека, совершившего полёт
в космос;
- понимать значение искусственных спутников Земли.
познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, любознательность
Тематический
С.144-148
68.
3в-
3г-
3д- 30.05
3е-
Повторение Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: комбинированный
Выполнение тестовых заданий по всему курсу 3 класса. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Регулятивные: развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Контроль в виде тестовых заданий