Урок - проект по литературному чтению в 3 классе «Моя осень»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Урок - проект по литературному чтению в 3 классе

УМК «Гармония»

Тема урока: «Моя осень» (Слайд 1)

Цели урока:

  1. Создание представления об осени на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

  2. Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах.

  3. Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Проектные цели:

  • Развивать умение строить монологическую речь;

  • Умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

  • Умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова)

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского "На тройке" из цикла "Времена года".

3. Листы формата А- 4- странички журнала.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок.

Отгадайте загадку и вы узнаете чему будет посвящен наш урок.

Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечною краской.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень) (Слайд 2)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся! (Слайд 3)

Наш урок мы посвящаем этому великолепному времени года.

2. Вступительное слово учителя

Прошло лето, становится холоднее, вы уже не можете так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Но начало осени тоже красиво, ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят с наступлением осени.

Это чудесное время года привлекало внимание и поэтов и писателей, и художников.

По-разному они видели и слышали осень.

-Какой раздел мы изучали в последнее время на уроках чтения?

-Мы завершили изучение раздела «Унылая пора! Очей очарованье!..».

-Давайте сейчас ещё раз вспомним эти прекрасные стихотворения великих поэтов.

Посмотрите на экран и по двум строчкам угадайте произведение и его автора и продолжите это стихотворение.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее… (К. Бальмонт «Осень») (Слайд 4)

Ласточки пропали,

А вчера зарёй… (А. Фет «Ласточки пропали…») (Слайд 5)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса… (А. Пушкин «Осень») (Слайд 6)

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит… (Н.Некрасов «Славная осень!..») (Слайд 7)

-Чему были посвящены произведения этих авторов?

-Произведения были посвящены красоте русской природы.

-Чему мы учились, читая стихотворения поэтов?

-Мы учились видеть прекрасное вокруг себя, чувствовать музыку стихотворений, наблюдать за словом, понимать, что поэзия - это чудо.

Поэзия - это один из удивительных видов искусства. Мы ходим по земле и не видим вокруг себя много любопытных и прекрасных вещей. А поэт способен увидеть, как чудесен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый пышный султан, или осенний лист, трогательно дрожащий на ветру.

- Осень - одно из самых красивых времён года. Послушайте еще одно стихотворение

Е.Трутнева «Осень» и полюбуйтесь ее картинами (Слайд 8-14)

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки,

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит. Должно быть, это

Улетает наше лето.

3. Сообщение темы урока

-Вам понравилось стихотворение? Вы любите осень?

-Как выражают люди свою любовь к природе? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к осенней природе через создание проекта на тему: «Моя осень»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете?

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет литературный журнал. А знание изученных произведений об осени поможет вам в создании этого журнала.

-Работать, ребята, будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своей «осенней » странички. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками и выразите на ней свои чувство к осени. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от вас обоих, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

Создание продукта проектной деятельности

4.Основная часть урока

1 задание

Ребята! Пусть каждая страничка нашего литературного журнала имеет своё название. Вот и вы начнёте работу с выбора заголовка. На экране вы можете увидеть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, напишите заголовок на вашу страницу. (Слайд 15)

Варианты названия странички:

1. Золотая осень 2. В гости к осени

3. Славная осень 4. Осенние мотивы

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

2 задание

Удивительно красиво это время года. И эту красоту поэты, писатели, художники отобразили в своих произведениях по-своему. А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

3 задание

Художники слова, создавая свои рассказы, очень тщательно работают над словом, кропотливо подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.

Попробуйте и вы создать небольшие тексты - осенние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Дополните уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте к ней название. Оформите работу.

Особенно красив и печален ... лес в ... дни. На ... фоне пожелтевшей листвы выделяются ... пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез ... листья. От дерева к дереву протянуты ... нити ... паутины.

Тихо в ... лесу.

Словарь-подсказка: русский, ранние, осенние, золотом, яркие, пожелтевшие, мягкие, тонкие, серебристые, осеннем.

По окончании работы дети зачитывают осенние зарисовки.

Физкультурная минутка.

Дует ветер, задувает.

(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает.

(кружатся на месте)

И летят листочки, кружат по дорожке

(на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки.

(повернувшись вокруг себя на месте, приседают).

4 задание

Необычайно красива бывает осень у нас в России. За это и любима она многими поэтами. Мы читали стихи русских поэтов, а теперь я вам предлагаю творческое задание по вашему выбору:


  1. Восстановите стихотворение:

За окошком лист осенний ____________,(пожелтел)

Оторвался, закружился, _____________.(полетел)

Жёлтый листик подружился с __________,(ветерком)

Всё кружатся и играют под ____________.(окном)

(Задание в конвертах)

2) Сочините стихотворение. (Слайд 16)

Восемь - осень

Дождь - гость

Ветер - третий

Лужа - стужа

  1. Допиши стихотворение:

Опустел скворечник,
Улетели птицы…

5 задание

-Вы называли разные приметы осени. И интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение.

Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение.

-А у самих листьев может быть настроение, они могут чувствовать, о чем-то думать? (Да, в сказке, в стихах).

- Вспомните стихотворение Федора Тютчева «Листья», прочитанное в этом разделе учебника и скажите, с каким настроением улетают листочки? (Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение).

- Найдите и зачитайте эти строчки.

-А теперь послушайте стихотворение Аполлона Майкова, у него тоже после слов рассказчика есть слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев?

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел».

-Какое же настроение у этих листьев?

(Этим листьям страшно, они не хотят улетать, «в тревоге вопят». Настроение тревожное).

-Вот видите, явление природы одно - листопад, а настроение у листьев - разное.

Сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно творческое задание - придумать свою сказку о путешествии осеннего листочка.

6 задание

Красота осенней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников.

Перед вами репродукции картин «Золотая осень» И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова. (Слайд 17-19)

1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса.

2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.) Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.

3. И.Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Что объединяет все картины?

- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими рисунками в технике эстампа. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла "Времена года".

(Ребята украшают рисунками свои страницы)

5.Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ.

3) Определить, где можно использовать готовый продукт.

6. Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Вы создали удивительную красоту - словом, рисунком.

- Молодцы! Вам понравилось? Из ваших страничек мы сделали осенний журнал.

-А осень ещё в полном разгаре. И все-таки немножко грустно: уж слишком недолговечна эта красота. День-два - и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета.

Но с нами останутся произведения великих поэтов, писателей, художников, композиторов. Мы всегда можем к ним вернуться и вспомнить, оживить у себя в сознании чудесные картины осени. И можем заглянуть в наш журнал «Моя осень».

- Дома вы готовили свои осенние листочки и писали на них сочинение про осень. Сейчас, кому понравился наш урок выйдите и прикрепите свои листочки к нашему дереву.

-У нас в классе появилось осеннее дерево!!! Осень заглянула в наш класс!!! И я думаю, что оно еще долго будет напоминать нам об этом золотом и очень быстротечном времени года.

Спасибо! Урок окончен.

7. Домашнее задание.

Дома попробуйте написать синквейн «Осень» и нарисовать картину, которая будет называться «Моя осень». Попытайтесь выразить свое отношение к осени, свое настроение. Мы потом попробуем угадать, какое настроение вы хотели выразить, а «разгадку «настроение» напишите на другой стороне своего рисунка.


© 2010-2022