- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Воспитание игрой
Рабочая программа внеурочной деятельности Воспитание игрой
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дрожилина А.Н. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Воспитание игрой»
Воспитатель ГПД
Пятаева Тамара Ивановна
Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Воспитание игрой» разработана на основе внеурочной программы игровой деятельности авторы Д.В.Григорьев и Б.В.Куприянов. Актуальность использования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств. Первое обстоятельство - это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздавать значительное число решения тех или иных задач. Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т.е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности. Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль. Четвёртое обстоятельство - снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников. Теоретическую основу программы составили такие гуманитарные и социогуманитарные концепции, как необихевиоризм, антропология, герменевтика, гуманистическая психология, идеи групповой игровой терапии и групповой психотерапии. В русле названных подходов ярко проявляются такие аспекты педагогически целесообразного использования игры, как:
- значение имитируемых событий;
- психодраматичность игрового действия(избавление индивида от субъективных барьеров общения);
- совокупность субъективных и коллективных обстоятельств праздника (компенсация специфики будней - отсутствия яркости, необычности; нарушение повседневной нормативности, обретение возможностей для релаксации, отдыха);
- искусственное расширение произвольности;
- нравственное значение собственных поступков (обретение установок осознанного нравственного поведения).
- интеллектуально-познавательная;
- подвижная;
- настольная;
- игра-драматизация;
- ситуативная игра-упражнение;
- игра на кооперацию;
- комплексная игра на местности;
- комплексная игра - приключение.
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
п/п
Темы
занятий
Содержание
деятельности
Кол-во
часов
1
Первая встреча с игрой
Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и взрослые. Многообразие игр.
2
2
Интеллектуально-познавательные игры (викторины)
Интеллектуально - позна-вательная игра - соревнование в информированности и сооб-разительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улице).
6
3
Подвижные игры
Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.
8
4
Настольные игры
Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки - классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино.
8
5
Игры-драматизации
Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство».
6
6
Ситуативные игры-упражнения
Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию.
4
34
Тематическое планирование
3 класс (34часа)
№
п/п
Темы
занятий
Содержание
деятельности
Кол-во
часов
1
Встреча с игрой
Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил игры. Цена выигрыша. Опасности игры.
2
2
Интеллектуально-познавательные игры
Правила интеллектуально-познавательных игр. Правила подготовки к познавательной игре. Типы вопросов в интеллектуально-познаватель-ных играх. Викторины на знание правил поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, музее, парке, магазине).
6
3
Подвижные игры
Игры народов России (лапта). Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений (бег, удары, прыжки). Народные подвижные игры, включающиеся упражнения с внешним сопротивлением. Игры народов разных стран. Подвижные игры с малым (теннисным ) мячом.
6
4
Настольные игры
Противостояние игроков в настольных играх. Классическая настольная игра шахматы, правила игры в шахматы. Мир современных шахмат. Настольные игры как способы времяпровождения в семье и компании. Удовольствие от игры.
6
5
Игры-драматизации
Игровой конфликт и конфликт в игре. Конфликтная ситуация в игре: интересы участников, предмет конфликта, действия участников ситуации, варианты развязки. Сюжет игр «Приём гостей у себя дома», «В больнице», «В магазине», «Экстремальная ситуация». Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия.
4
6
Ситуативные игры-упражнения
Парное взаимодействие в игре. Упражнение в отказе на предложение (отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание, отказ-конфликт). Поведение в конфликтной ситуации.
4
7
Игры на кооперацию
Игровое взаимодействие в группе, кооперация, сотрудничество, соревнование, взаимопомощь в игре. Взаимодействие в малой группе, распределение обязанностей. Межгрупповое взаимодействие в игре. Осознание индивидуальных особенностей участия в кооперации.
6
34
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
п/п
Темы
занятий
Содержание
деятельности
Кол-во
часов
1
Новая встреча с игрой
Роли а игре и жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьёзное отношение к игре и игровое отношение к жизни.
2
2
Интеллектуально-познавательные игры
Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы. Правила формулировки вопросов.
2
3
Подвижные игры
Сложные подвижные - полуспортивные игры - состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
6
4
Настольные игры
Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур (фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в кости, нарды.
6
5
Игры-драматизации
Игровые диалоги-импровиза-ции. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.
4
6
Ситуативные игры-упражнения
Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнёром, конкуренция.
4
7
Комплексные игры на местности
Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности.
6
8
Комплексная игра - приключение
Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
4
34
Ожидаемые результаты
реализации программы Воспитательные результаты игровой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня ( формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя - М. 1987.
Афанасьев С.П. Весёлые конкурсы для больших и маленьких \ С.П.Афанасьев, С.В. Коморин. - М.2004.
Афанасьев С.П День рождения: как поздравить именинника. Как выбрать подарок. Во что играть за столом. Гадания в день рождения. / С.П.Афанасьев, Л.Груздева. - М.2001.
Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб для студентов пед. вузов - М.2000.
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.2000.
Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М.2004.