Рабочая программа внеурочной деятельности Воспитание игрой

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Воспитание игрой»

Воспитатель ГПД

Пятаева Тамара Ивановна

Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Воспитание игрой» разработана на основе внеурочной программы игровой деятельности авторы Д.В.Григорьев и Б.В.Куприянов. Актуальность использования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств. Первое обстоятельство - это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздавать значительное число решения тех или иных задач. Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т.е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности. Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль. Четвёртое обстоятельство - снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников. Теоретическую основу программы составили такие гуманитарные и социогуманитарные концепции, как необихевиоризм, антропология, герменевтика, гуманистическая психология, идеи групповой игровой терапии и групповой психотерапии. В русле названных подходов ярко проявляются такие аспекты педагогически целесообразного использования игры, как:

  • значение имитируемых событий;
  • психодраматичность игрового действия(избавление индивида от субъективных барьеров общения);
  • совокупность субъективных и коллективных обстоятельств праздника (компенсация специфики будней - отсутствия яркости, необычности; нарушение повседневной нормативности, обретение возможностей для релаксации, отдыха);
  • искусственное расширение произвольности;
  • нравственное значение собственных поступков (обретение установок осознанного нравственного поведения).
Игровое действие может быть обозначено как своего рода психодрама, т.е. как некий спектакль, в котором каждый участник достаёт из своего внутреннего плана и показывает стереотипы поведения и общения с окружающими (Г.Ю.Арзамасцева, И.И. Фришман). Можно говорить о реализации на игровом материале индивидуального целостного мировидения, проигрывании своей жизненной истории (Ю.В. Тихонравов). Основываясь в объяснении поведения участника игры на трансактных схемах, разработанных Э.Берном, несложно предположить грандиозные потенциалы игры в обучении взаимодействию, в выявлении и корректировке непродуктивных стереотипов общения. Широко известен психотерапевтический эффект игры, позволяющий выплеснуть негативные эмоции, подавленные установки (К.Р.Роджерс). Конечность игры, протекание её здесь и теперь обеспечивают безопасность ребёнка, формируют опыт принятия решений; соблюдение правил игры учит участника игры контролировать собственное поведение (Г.Л.Лэндрет). Внеурочная программа игровой деятельности школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности. Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя. Возрастосообразительность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразительности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи. Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Трактовка принципа коллективности применительно к игровой деятельности предполагает, что детская игра, как правило, осуществляется в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого игрового взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия. Программа предусматривает следующие виды игр:
  • интеллектуально-познавательная;
  • подвижная;
  • настольная;
  • игра-драматизация;
  • ситуативная игра-упражнение;
  • игра на кооперацию;
  • комплексная игра на местности;
  • комплексная игра - приключение.

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)


п/п

Темы

занятий

Содержание

деятельности

Кол-во

часов

1

Первая встреча с игрой

Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и взрослые. Многообразие игр.

2

2

Интеллектуально-познавательные игры (викторины)

Интеллектуально - позна-вательная игра - соревнование в информированности и сооб-разительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улице).

6

3

Подвижные игры

Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.

8

4

Настольные игры

Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки - классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино.

8

5

Игры-драматизации

Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство».

6

6

Ситуативные игры-упражнения

Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию.

4




34



Тематическое планирование

3 класс (34часа)


п/п

Темы

занятий

Содержание

деятельности

Кол-во

часов

1

Встреча с игрой

Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил игры. Цена выигрыша. Опасности игры.

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

Правила интеллектуально-познавательных игр. Правила подготовки к познавательной игре. Типы вопросов в интеллектуально-познаватель-ных играх. Викторины на знание правил поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, музее, парке, магазине).

6

3

Подвижные игры

Игры народов России (лапта). Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений (бег, удары, прыжки). Народные подвижные игры, включающиеся упражнения с внешним сопротивлением. Игры народов разных стран. Подвижные игры с малым (теннисным ) мячом.

6

4

Настольные игры

Противостояние игроков в настольных играх. Классическая настольная игра шахматы, правила игры в шахматы. Мир современных шахмат. Настольные игры как способы времяпровождения в семье и компании. Удовольствие от игры.

6

5

Игры-драматизации

Игровой конфликт и конфликт в игре. Конфликтная ситуация в игре: интересы участников, предмет конфликта, действия участников ситуации, варианты развязки. Сюжет игр «Приём гостей у себя дома», «В больнице», «В магазине», «Экстремальная ситуация». Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия.

4

6

Ситуативные игры-упражнения

Парное взаимодействие в игре. Упражнение в отказе на предложение (отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание, отказ-конфликт). Поведение в конфликтной ситуации.

4

7

Игры на кооперацию

Игровое взаимодействие в группе, кооперация, сотрудничество, соревнование, взаимопомощь в игре. Взаимодействие в малой группе, распределение обязанностей. Межгрупповое взаимодействие в игре. Осознание индивидуальных особенностей участия в кооперации.

6




34

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)


п/п

Темы

занятий

Содержание

деятельности

Кол-во

часов

1

Новая встреча с игрой

Роли а игре и жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьёзное отношение к игре и игровое отношение к жизни.

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы. Правила формулировки вопросов.

2

3

Подвижные игры

Сложные подвижные - полуспортивные игры - состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.

6

4

Настольные игры

Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур (фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в кости, нарды.

6

5

Игры-драматизации

Игровые диалоги-импровиза-ции. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.

4

6

Ситуативные игры-упражнения

Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнёром, конкуренция.

4

7

Комплексные игры на местности

Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности.

6

8

Комплексная игра - приключение

Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.

4



34


Ожидаемые результаты

реализации программы Воспитательные результаты игровой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня ( формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.

Список литературы

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя - М. 1987.

Афанасьев С.П. Весёлые конкурсы для больших и маленьких \ С.П.Афанасьев, С.В. Коморин. - М.2004.

Афанасьев С.П День рождения: как поздравить именинника. Как выбрать подарок. Во что играть за столом. Гадания в день рождения. / С.П.Афанасьев, Л.Груздева. - М.2001.

Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб для студентов пед. вузов - М.2000.

Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.2000.

Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М.2004.


© 2010-2022