Урок литературного чтения по теме: Изложение «Осень наступила» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс

Тема урока: Изложение «Осень наступила»

(по отрывку из рассказа В. Путилиной «Вишневая ветка»)

Цель: формирование умения работать с текстом, писать изло­жение.

Задачи урока:

  • научить связно излагать текст, пополнять и активизировать словарь учащихся;

  • развивать умение анализировать текст, выделять главное и письменно излагать его;

  • воспитывать любовь к природе, интерес к пониманию прекрас­ного.

Тип урока: развитие речи.

Материальное обеспечение: записи на доске, репродукции с картин художников:

В. Поленов. Золотая осень.

А. Куинджи. Осень; Г. Мясоедов. Осеннее утро.

Музыка: П. Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года»)

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство.

Планируемые результаты

предметные: понимать цели чтения и пересказа прозаическо­го текста;

уметь излагать содержание произведения в письменном виде;

личностные: проявлять эмоционально-ценностное отношение к художественному тексту с описанием времени года (осени); актив­ность при обсуждении, иметь нравственную позицию.

системно-деятельностные: применять при объективной оцен­ке собственных возможностей и достижений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, читательского опыта учащихся и уровня художественного восприятия произведений искусства.

  1. Вступительная беседа-экскурсия. Дети рассматривают репро­дукции картин художников, читают эпиграф к уроку: «Осень золотая н гости к нам пришла».

  • Тема нашего урока «Осень наступила». Вы ознакомились с репродукциями картин художников, посвященных осени. Что вам особенно в них понравилось?

  • Вспомним стихотворения, посвященные осени (А. Плеще­ева, 3. Федоровской, У. Турманжанова, О. Высотской и др.) Что их объединяет с картинами художников?

  • Художник использует краски, чтобы передать всю красоту и прелесть природы, а у поэтов свои средства для достижения этих целей. Назовите их.

(Образные слова и выражения.)

  • Почему у художников и поэтов, писателей осень часто золотая?

(Осенью листья на деревьях, кустарниках теряют обычный зе­леный цвет и приобретают разные оттенки желтого.)

  • Какое настроение вызывают у вас стихи об осени и картины художников?

  1. Уточнение основной темы урока.

  • Мы продолжим тему осени и напишем изложение по от­рывку из рассказа писательницы В. Путилиной «Вишневая ветка».

  • Вы уже писали изложение на уроках русского языка. Что значит написать изложение?

(Письменно пересказать текст, который услышали или прочи­тали.) ^

  • А что такое текст?

(Это несколько предложений, связанных между собой по смыс­лу.)

  • Мы прочитаем вначале весь рассказ «Вишневая ветка», а потом выберем для изложения отрывок, связанный с темой осени.

  1. Работа с рассказом и текстом-отрывком.

  1. Чтение рассказа учителем. Мотивация чтения: в процессе чтения учащиеся должны представить себе содержание рассказа, обратить особое внимание на описание осени в начале рассказа, образы учительниц, главной героини Лены; определить основную мысль рассказа, его идею, свое впечатление от содержания и на­строение.

  2. Беседа по содержанию.

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Почему рассказ называется «Вишневая ветка»?

- Какими вы представляете себе учительниц Лидию Алексеев­ну и Ольгу Сергеевну?

  • Дайте характеристику Лены.

  • Назовите основную мысль рассказа, его идею.

-Расскажите о своих впечатлениях от рассказа.

  1. Работа над текстом (от: «Тихо в осеннем лесу» и до «И только Лена...»)

  1. Чтение отрывка учащимися (по частям).

  2. Определение темы отрывка.

  3. Пересказ отрывка (вариант: по цепочке).

  4. Составление плана.

Примерный вариант (цитатный).

  1. «Тихо в осеннем лесу».

  2. «Ау-ау».

  3. «А осень была необыкновенной».

  4. «Правда красиво?»

  5. «Кри-кри-кри!»

  6. «Одни птицы улетают, а есть такие - пешком уходят от зимы».

  7. «Потом они разбрелись по лесу».

  1. Словарно-орфографическая подготовка к изложению.

А) определение значения:

Пылают - становятся красными.

Багровый - темно-красный.

Дробно - часто.

Перепелка - маленькая полевая птица.

Допытывается - спрашивает.

Б) запомнить написание:

Пожелтели (березы), изредка, задумчивая, необыкновенная, се­ребряные нити, зимовать, кое-как, доберется, бегунья, разбрелись, перекликались, редкие.

  1. Подготовка к изложению текста-отрывка.

А) повторное чтение (по частям) выбранного отрывка.

Б) пересказ (вариант: по цепочке)

  1. Письменное изложение текста-отрывка.


© 2010-2022