Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Автор работы: Тюрина Т.В.

учитель начальных классов.

Судогда

2011

Методика обучения учащихся начальной школы проектной деятельности.

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг.

Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Учителя начальных классов понимают степень своей ответственности, поэтому не останавливаются на достигнутом и ищут новые , эффективные формы преподавания. Очередное подтверждение тому - интерес к проектной деятельности и востребовательность этой технологии в современной школе.

Реализация идей проектной технологии возможна лишь в том случае, если учащиеся подготовлены к такого рода деятельности, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения, мотивированы к занятиям проектной деятельностью. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, « зрелость», заключающаяся в следующем :

1.Сформированность ряда коммуникативных умений: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться.

2. Развитие мышления учащихся, определённая « интеллектуальная зрелость»: развитие аналитико - синтетических действий, сформированность алгоритма сравни тельного анализа, умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи, возможность выделять общий способ действия, перенос общего способа действия на другие учебные задачи. К « интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3.Опыт развёрнутой, содержательной, дифферецированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей совсем или практически не осуществляется, использование метода проектов неэффективно.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек»- дошкольников вырастить « почемучек»- учеников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого - физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности - презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого задаются вопросы:

- Обращаясь к определённой потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект?

- Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?

- Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?

- Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

Также необходимо помочь учащимся оценить процесс проектирования. Для этого тоже можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:

- Правильно ли сформулировали задачу?

- Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

- Обосновали ли вы каждый из критериев?

- Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?

- Обосновали ли вы своё решение пи выборе одной идеи?

- Была ли достаточна полной проработка выбранной идеи?

- Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?

- Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?

- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

А также, необходимо помочь учащимся подготовить проект к презентации. Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте по плану. Но самое главное - на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.

Результативность.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях - инициативы и самостоятельности в решении проблем. Оценка выполнения проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Четвёртый класс - это время, когда учащиеся достигли наивысших результатов в проектной деятельности, время, код отмечается положительный уровень обученности проектной деятельности. Но это не конечный результат, а лишь начальный этап в дальнейшей проектной деятельности в среднем и старшем звене.

В современной педагогике метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками.

Проектная деятельность - метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

Работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности. С этой целью А. И. Савенковым была разработана программа « Я - исследователь», направленная на подготовку учащихся к исследовательской деятельности, без которой бессмысленно говорить о деятельности проектной. Задачи данной программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как способе учебной деятельности. Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать: Основные особенности проведения исследований разных видов; методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь: самостоятельно выбирать тему и объект исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; выделять главное и второстепенное в собранном материале; выделять из текста основные понятия и давать им определения; классифицировать предметы, процессы, явления и события; выявлять и обозначать замечательные парадоксы; ранжировать выдвигаемые идеи, предлагать примеры, сравнения и сопоставление относительно определённой темы; делать умозаключения и выводы; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно - практические задачи: самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме ;реализовать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения: без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; работать в коллективе, группе; презентовать работу общественности.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе.//Завуч начальной школы. 2007. №6

  2. Савенков А. Как провести самостоятельное исследование?//Педагогика.2001.№8.
  3. Организация проектной деятельности в школе: система работы./авт. - сост. С. Г. Щербакова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт. - сост.Н. В. Засорина и др.- Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Савенков А. Методика исследовательского обучения младших школьников./- Cамара: Издательство « Учебная литература», 2008 г.

  6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д.Проектная деятельность младших школьников: кн ига для учителя начальных классов. - М:ИЦ « Вента - Граф», 2002.



© 2010-2022