- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок музыке по теме Музыкальные инструменты. Волынка, 1 класс
Урок музыке по теме Музыкальные инструменты. Волынка, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марущак Д.Н. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
Технологическая карта урока музыки по теме
«Музыкальные инструменты. Волынка»
1 класс.
(Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).
Подготовила:
учитель музыки
МАОУ «СОШ№ 63»
Марущак Джамиля Наилевна
г. Пермь
2015 год
Предмет: музыка 1 класс.
Тема урока: «Музыкальные инструменты. Волынка».
Цели урока:
- Формирование у обучающихся представления о волынке как о народном инструменте.
- Знакомство с музыкальными произведениями:
«Заиграй, моя волынка» русская народная песня, «Волынка» И.С. Бах,
«У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня.
Задачи урока:
Образовательные:
-Получение знаний о музыкальном инструменте - волынка, истории её создания и особенностях звучания;
-Закрепление имеющихся знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, тембр.
Развивающие:
-Развитие навыков анализа музыкального произведения;
-Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
Воспитательные:
-Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного.
Формируемые универсальные учебные действия
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- понимание средства музыкальной выразительности «Тембр».
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;
- формирование информационной компетенции, связанной с оценкой и восприятием информации;
- освоение способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.
- формирование коммуникативных компетенций.
Личностные результаты:
- формирование интереса к музыкальным занятиям;
- понимание эмоциональной силы музыки иформирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
Оборудование и средства обучения:
- фонохрестоматия к учебнику Г.П. Сергеевой «Музыка». 1 класс- магнитофон, компьютер, проектор, экран.
Организационная структура урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент
Вступительное слово учителя.
Звучит «Веселый музыкант»
авт. А Филипенко
песня
Подготовка класса к работе.
Регулятивные:
- настрой на урок.
Личностные УУД:
- формирование эмоциональной отзывчивости.
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Скажите вам знакома эта песня?
- Как называется услышанное нами произведение? У вас на парте карточки с музыкальными инструментами, о которых поет музыкант.
Расставьте их, пожалуйста, в той очередности, в которой поется в песни.
Давайте, покажем, как играют на этих инструментах (ребята имитируют игру на инструментах- скрипка, балалайка, барабан).
Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.
Индивидуальные ответы.
Познавательные УУД:
- повторение ранее изученного материала.
Коммуникативные УУД:
- умение строить грамотное, красивое сообщение.
Регулятивные УУД:
- контроль;
- коррекция.
Личностные УУД:
- формирование интереса к музыке;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
3.Фиксация затруднений в деятельности.
Слушаем темы из сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Выполняем задание по карточке - расставить стрелочками правильно героев сказки и музыкальные инструменты.
- Как мы определяем какому герою- какой инструмент принадлежит.
- Верно, мы узнаем по голосу- тембру музыкального инструмента.
Слушаем произведение И. Баха «Волынка». (собираем пазлы с изображение волынки).
- Что вы знаете об этом инструменте?
- Где и когда появились первые волынки?
Стихотворение «Волынка»
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотонное звучанье,
Много в нем тоски страданья,
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот- музыкальный,
Только слишком он печальный.
Слушание темы из сказки
Выявление характерных признаков произведений (анализ характер звучания, узнавание музыкальных инструментов); сравнение и поиск схожести и различия.
Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу.
Познавательные УУД:
- повторение произведения Прокофьева.
Регулятивные УУД:
- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД:
- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.
Личностные УУД:
- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.
4.Определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Волынка».
А главная задача нашего урока: познакомиться с волынкой, узнать, как звучит этот инструмент, и почувствовать, какое настроение можно передать с помощью этого инструмента.
Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение темы и целей урока;
Регулятивные УУД:
- планирование деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и размышлять.
Личностные УУД:
- формирование интереса к музыкальным занятиям.
История музыкального инструмента.
- Давайте сейчас ещё раз послушаем «Волынка» И. Баха. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает этот инструмент своим необыкновенным голосом?
(Звучит запись произведения).
- О чём же рассказывает волынка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?
Слушаем песню «Заиграй моя волынка»
русская народная песня
- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как волынка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке И. Баха и русской народной песенке.
Слушают рассказ учителя.
Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает инструмент.
Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки.
(Возможные ответы детей:
-настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности).
Слушают пояснения учителя.
обосновывают выбранное название произведения.
Осознание смысламузыкального термина «тембр».
Познавательные УУД:
- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Волынка» И. Баха и «Заиграй, моя волынка» русскую народную песню;
- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;
Регулятивные УУД:
-прогнозирование.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.
Личностные УУД:
- формирование интереса к музыке.
5.Физ. пауза.
Музыкальная игра
«Уселась кошка на окошке»
стихи Тамары Малевич
Музыкально-
ритмические движения.
Коммуникативные УУД:
- учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.
Личностные УУД:
- формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.
6.Вокально-хоровая работа
1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)
2.Дыхательная гимнастика.
3.Распевание.
- «Петушок»;
- «Лесенка» муз. Тиличеевой сл. Долинова.
4.Разучивание новой песни
«У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня
- Показ песни учителем.
- Разучивание по фразам.
- Пение трудных мелодических оборотов.
- Работа над текстом.
- Исполнение.
Коллективно-исполнительская деятельность.
Познавательные УУД:
- знакомство с мелодией и словами новой песни.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;
- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.
Личностные УУД:
- формирование исполнительских навыков;
- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
7.Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Как оцениваете свою работу на «5», а на «4»?
- А работу класса в целом?
Разговор о волынке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.
Регулятивные УУД:
- осмысление своих действий и самооценка.
Коммуникативные УУД:
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- смыслообразование.