Урок литературного чтения в 2 классе К. Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 2 классе

(УМК «Начальная школа ХХI века»)

Автор:Шиблева Ю.П. Тема: К.Ушинский «Проказы старухи - зимы. Сказка». Цель урока: формирование положительной мотивации предмету. Предметные УУД:чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла. Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради. Регулятивные УУД: сознательное чтение текста. Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности. Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи - зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно. Материально-техническое оснащение урока: Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор, Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . - М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии. Парная работа: карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? - Пожелайте друг другу удачи.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт - учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.
- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):
  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.

  1. Речевая разминка. (Слайд №2)
- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола. 1. Прочитайте глазками. 2. Прочитайте шёпотом. 3. Прочитайте вслух. 4. Прочитайте медленным темпом. 5. Прочитайте быстрым темпом. 6. Прочитайте с восклицательной интонацией. 7. Прочитайте с вопросительной интонацией. - Молодцы!

  1. Работа в парах.
- Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах). - Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания. - А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3) - Молодцы!
  1. Знакомство с автором. (Слайд №4)
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такиекнигикак: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д.(Слайд №5,6) -Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт - учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
  1. Словарная работа.(Слайд №7)
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают. На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.
  • ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ - САНКИ
  • ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  • СТРЕХА - СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ

  1. Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

- Как зима решила расправиться с птицами?

- Что сделали птицы?

- Как звери спасаются зимой от мороза?

- Что сделала зима с реками и озерами?

- Как спрятались рыбы?

- Как приготовились люди к зиме?

- Почему не боятся зимы дети?

- Почему зиме стало обидно?


  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз - росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела.


  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).
Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации).(Слайд №10,11,12,13) Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

- как спасались от зимы птицы? (1 точка)

- что сделали звери, чтобы защититься от холода?(2 точка)

- как спрятались рыбы?(3 точка)

- о зимних забавах детей?(4 точка)


Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт - учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.


  1. Составление модели обложки.

- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

- Итак, назовите автора произведения? (К. Ушинский). - Жанр нашего произведения? (Сказка).( Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

- Тема сказки? (О природе).

- Заголовок? (Проказы старухи - зимы).

- А теперь самостоятельно составьте модель обложки. - Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)


  1. Работа в тетради.(с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57. - Назовите имя и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем работать?

- Прочитайте заголовок.

- Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

- Давайте поработаем над 1 заданием. Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

- А про 2 задание я вам скажу немного позже.


  1. Итог урока. (Слайд № 15,16)

- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

- Что больше всего понравилось? Запомнилось? - Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима? СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 17)
Х. 1 часть с.16-19выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.
  1. Рефлексия. (Слайд № 18)







© 2010-2022