Дополнительная образовательная программа по здоровому питанию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г.Печоры, РК













Дополнительная образовательная программа

«Алфавит в твоей тарелке»







Автор: учитель начальных

классов Олюнина

Анастасия Владимировна























Печора, 2015 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение …………………………………………………………………….с. 3

  • Основная часть ……………………………………………………………с. 5

  • Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ ………………………………………………..с. 5

  • Основные постулаты правильного питания ……………………с. 6

  • Витамины нужно знать в лицо …………………………………….. с. 9

  • Дополнительная образовательная программа «Алфавит в твоей тарелке» ………………………………………………………………….с. 11

  • Заключение …………………………………………………………………с. 21

  • Список литературы ………………………………………………………..с. 23

  • Приложения …………………………………………………………………с. 24





































  • Введение



Сластями, печеньями и конфетами нельзя

вырастить из детей здоровых людей.

Подобно телесной пище, духовная тоже

должна быть простой и питательной.

Р. Шуман





Каждое утро стою на остановке и вижу, как один и тот же

мальчик покупает в ларьке «запасы на день»: чипсы, сухарики, жвачку и прочее. Изменяется содержание покупки, а покупатель - никогда. Почему для детей да и для некоторых взрослых эти товары «неземного вкуса», а иногда и цвета, так притягательны?

Да, современный мир трудно представить без фастфудов, блюд быстрого приготовления и всевозможной продукции для «заморения червячка». Но не кажется ли вам, что мы морим не червячка, а свой организм? Взглянув на упаковку любого из таких продуктов, мы увидим половину таблицы Менделеева, а на некоторых - и почти всю (исключим драгоценные металлы). Так хочется не задумываясь принимать пищу и получать от этого удовольствие. Знать, что в твоей тарелке не таблица Менделеева, а алфавит (витамины А, В, С, D, E, F, K, P, U ). Так стоит ли каждый раз перед покупкой продуктов задумываться, во благо они пойдут или нанесут вред? Как за свои же деньги себе не навредить? Меня как молодую маму этот вопрос очень волнует, как классного руководителя - настораживает, как педагога - заставляет принять меры. Не могла догадаться, что такая банальная и изъезженная вдоль и поперёк тема может оказаться столь интересной для изучения. Люди тратят многие годы на то, чтобы составить свой рацион, рацион своей семьи так, чтобы он приносил пользу. А для того чтобы такое питание действительно приносило пользу - оно должно войти в привычку.

Посмотрите на наших детей - леность мам в приготовлении домашней пищи, совместных прогулках, сидяче-планшето-телофоно-компьютеризированный образ жизни, малое количество информации и отсутствие силы воли при самостоятельных покупках - эти факторы превращают подвижных и любознательных непосед в безвольную и бесформенную массу. За последние двадцать лет число тучных детей и подростков увеличилось в несколько раз. По статистическим данным в России каждый четвёртый человек страдает от избыточного веса. В классах - это минимум 2 детей из 25. Да, современные учебники имеют в себе несколько тем по здоровому питанию (это и окружающий мир и физическая культура). Но тенденции складываются так, что этого недостаточно. Стало просто необходимо знакомить детей начальной школы с правильным питанием, чтобы исключить ряд проблем в подростковом, старшем школьном возрасте и взрослой жизни. Я предлагаю дополнительную образовательную программу «Алфавит в твоей тарелке» - как выход из подобной ситуации.































































  • Основная часть.

  • Концепция государственной политики в области

здорового питания населения РФ

После второй мировой войны, пережив лишения витаминов, оккупацию и нацистские концлагеря, ряд европейских стран просто «заболел витаминизацией». Появился даже такой термин как «витаминомания». «Пик её пришёлся на 50-е годы, когда все предназначенные для детей напитки, начиная от молока и кончая фруктовыми соками, оказались гипервитаминизированы, причём с использованием синтезированных веществ» [9, c.7]. Постепенно витаминизация дошла и до СССР, но не в таких масштабах. Как же обстоят дела в наше время?

В апреле 2012 года исследовательский холдинг Ромир провёл всероссийский опрос на тему потребления россиянами витаминов за последние 6 месяцев. Согласно полученным данным, почти треть (29%) россиян укрепляли иммунитет в зимний период. 37% россиян сознательно отказывались от покупки аптечных витаминов, считая их бесполезными или даже вредными для здоровья.

С 1996 года по заданию Правительства РФ рядом министерств, ведомств, НИИ стала разрабатываться Концепция государственной политики РФ в области здорового питания. «Здоровье подрастающего поколения, здоровье нации в целом, а также безопасность страны требуют принятия безотлагательных мер по улучшению структуры питания населения страны. Только здоровое питание способно обеспечить рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствовать профилактике заболеваний» [10, с.4].

























  • Основные постулаты правильного питания

Жизнь современной женщины - это сплошь дефицит времени.

Домохозяйки проводящие весь день у плиты, девушки, усиленно осваивающие кулинарное искусство (а то замуж не возьмут), и бабушки, увлечённо пекущие пироги и прокручивающие мясо для котлет, - нетипичны. Женщины сегодня трудятся на разных поприщах и делают карьеру, девушки учатся и ищут себя, а бабушки не только не покидают своего рабочего поста по достижении 55 лет, даже наоборот, наращивают обороты и часто являются незаменимыми работниками.

Но как бы женщина ни была занята, нельзя опускаться до фастфуда и наспех нарубленных бутербродов и, тем более, кормить этим своих детей. Ведь главное в приготовлении блюд сохранение вкусовых качеств и питательных свойств.

Полноценное питание ребёнка возможно только при хорошем аппетите. При его отсутствии ребёнок может часто болеть, отставать в физическом развитии. Основной причиной ухудшения аппетита является несоблюдение режима питания. Отсюда первый постулат - старайтесь принимать пищу в одно и то же время. Аппетит утрачивается, если между кормлениями ребёнку дают сладости. Достаточно одной конфеты, чтобы он отказался от обеда. Отсюда второй постулат - сладости только на десерт. Большое влияние на аппетит оказывает обстановка, в которой ест ребёнок. Не торопите его! Он есть должен спокойно, тщательно пережёвывая пищу. Третий постулат - за едой не отвлекайся - хорошо пережёванная пища лучше усвоится организмом. Старайтесь чтобы наиболее питательным был завтрак - он даст силы и заряд энергии на весь день. Менее - ужин. Постулат четыре - обязательно завтракай, откажись от ужина, но не от завтрака. Недаром в народе говорят: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу».

Наш организм на 80% состоит из воды, поэтому для человека вода не только жизненно необходима, но и будет являться участником почти всех процессов происходящих в организме. Обязательно нужно пить чистую воду: детям от 1,5 литров и более, взрослым от 2 литров и более. Естественно, что к таким объёмам нужно приучаться постепенно, а не вливать в ребёнка или себя насильно! Постулат пять - употребляйте чистую воду в больших количествах.

А теперь перейдём непосредственно к наиболее распространённым и «вертящихся на языке» вариантах питания, иногда они звучат как диета.

Наука рассматривает человека как тело, для поддержания жизнеобеспечения которого необходима разнообразная пища, богатая белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами. Такой взгляд и сформировал определённые модели питания, которые известны во всём мире. Назовём и охарактеризуем наиболее известные [7, с.12].

  • традиционное смешанное питание

Основывается на всеядности человека для получения белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Просчитывается их суточная норма для взрослого и ребёнка, а также для людей разных профессий.

  • Раздельное питание

Основатель - Г.Шелтон. Главное: не объединять в один приём пищи углеводы с белками; включать в рацион как можно больше овощей и фруктов; потреблять жиры, крахмал, белки в ограниченном количестве; употреблять в пищу изделия из непросеянной муки, избегать белую муку, сахар и маргарин; между приёмами пищи соблюдать интервал около 4 часов.

  • Питание по группам крови

Основатель - американский врач Питер Д`Адамо. Согласно его теории генетический код человека связан с эффективностью усвоения пищи. Другими словами, для нормальной деятельности иммунной и пищеварительной систем человеку нужно употреблять продукты соответствующие группе крови. Потребление чужеродных продуктов приводит к быстрой зашлакованности организма и быстрому росту жировых отложений.

  • Диетическое питание

  • Монодиета

Основывается на употреблении одного продукта в течение определённого времени.

  • Макробиотическое питание

Древняя система питания Японии. В основу положена система восточной философии, которая зиждется на принципах равновесия Ян и Инь. Употребляя в пищу Инь или Ян продукты, можно поддерживать в организме динамическое равновесие этих энергий.

  • Вегетарианское питание и его разновидности

Система питания исключающая или ограничивающая потребление продуктов животного происхождения. Основано прежде всего на этических соображениях - не есть плоть других существ.

Многие слышали и про новомодную кремлёвскую диету. Многие уже знают, что её секрет не в том, чтобы ограничивать себя в еде или есть что-то несъедобное, а чтобы уменьшить количество съедаемых в день углеводов, делая основной упор на белки, как основной строительный материал.

Таким образом, в любой системе питания, да и во всём остальном, надо придерживаться универсального закона, который гласит: всякое излишество приносит вред; всякая еда хороша в небольших количествах; пищевой режим из которого исключены те или иные продукты, а соответственно и витамины, в них содержащиеся, неизбежно нарушает равновесие в рационе. А вот о витаминах мы поговорим в новой главе.























  • Витамины нужно знать в лицо

«Учёные до сих пор не открыли ещё всех секретов, связанных с такими чудесными и таинственными источниками жизни, как витамины. К сегодняшнему дню открыто всего лишь около 30 витаминов (почти как букв в алфавите)». [9, c.17]

Данная глава не только познакомит вас с витаминами, но и научит быстро, без врача, по симптоматике, определить какого витамина не хватает организму для полноценной работы. Конечно, это не поставит вам диагноз, но и рациональный прием витаминов вреда не принесёт точно. Тем не менее, изучив и приняв к сведению симптоматику вы сможете организовать свое питание так, чтобы восполнить организму недостающие витамины.

Далее предлагаю информацию «Какого витамина не хватает?» [9, с.46].

Вам не хватает витамина А, если:

  • вас ослепляет слишком яркий дневной свет;

  • вас ослепляет свет фар идущей навстречу машины;

  • При переходе от света к сумеркам вы наблюдаете у себя «куриную слепоту» с нарушением цветового зрения;

  • У вас краснеет кожа на локтях, коленях и под ягодицами;

  • очень часто бывает раздражение слизистой оболочки горла;

  • у вас появляется перхоть



Вам не хватает витаминов группы В, если:

  • на вашем лице можно увидеть следы себореи,

  • у вас ярко-красный язык и слизистые,

  • Вы непривычно часто нервничаете;

  • если напала ничем не объяснимая бессоница;

  • вас беспокоят усиливающиеся головокружения;

  • у вас ухудшается память;

  • при малейшем усилии начинаете задыхаться;

  • перед глазами пляшут пятнышки или летают чёрные мушки.



Вам не хватает витамина С, если:

  • у вас распухают и кровоточат дёсны;

  • Даже при легком ударе остается кровоподтёк;

  • без видимой причины болят мышцы;

  • начали шататься зубы;

Вам не хватает витамина Е, если:

  • вы постоянно ощущаете страшную усталость;

  • резко снизилось половое влечение;

  • порой случаются минуты необъяснимой слабости;

  • медленно заживают царапины и раны;

  • у женщин наблюдаются нарушения менструального цикла.



Вам не хватает витамина К, если:

  • часто идёт кровь из носа;

  • сильное кровотечение из носа;

  • быстро возникают и быстро рассасываются гематомы;

  • у женщин обильные менструации.

Потребность в витаминах зависит от того, о каком витамине идёт речь, от обычаев принятых в народе, от климата, от образа жизни и других факторов. Где найти витамины (особенно у нас, жителей районов Крайноего Севера), спросите вы? Всё что даёт нам Природа - это и есть витамины (см. приложение 1). И чем меньше посредников между тобой и Природой при доставке тебе в пищу продуктов - тем лучше.



























  • Программа дополнительного образования

«Алфавит в твоей тарелке»



Данная программа рассчитана на один учебный год. Целевая аудитория дети 1-2 классов (7-9 лет) и их родители. Кроме указанных ранее, для достижения целей программы, участниками будут являться: общественность, медицинские и социальные работники.

Цели программы: создание условий, способствующих укреплению здоровья детей, формирование навыков правильного питания, повышение мотивации к здоровому образу жизни.

Исходя из поставленных целей, выделим следующие задачи:

  • организация и проведение просветительской работы со всеми участниками образовательного процесса;

  • вовлечение всех заинтересованных лиц к процессу формирования культуры питания обучающихся;

  • профилактика поведенческих рисков, связанных с неправильным питанием школьников;

  • проведение систематической разъяснительной работы среди родителей о необходимости не только горячего, полноценного, но и правильного питания.

Данная программа предполагает ведение работы по следующим направлениям:

- познавательная - деятельность, расширяющая кругозор, любознательность обучающегося, формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

- социальная - деятельность, формирующая активную позицию школьника, приучающая к самообслуживанию и общественно полезному труду;

- профилактическая - деятельность, направленная на предотвращение неправильного поведения в «пищевых вопросах».

В основу программы заложены следующие принципы:

  • принцип добровольности - основан на сознательном и добровольном желании детей и взрослых начать работу по формированию культуры питания;

  • принцип сознательности - нацеливает на формирование у детей и взрослой аудитории, понимание, интерес, положительное отношение к правильному питанию;

  • принцип систематичности - проявляется во взаимосвязи всех методов и форм работы по формированию культуры правильного питания;

  • принцип активности - проявление инициативы и творчества всех участников образовательного процесса;

  • принцип здоровьесбережения - решает задачи укрепления здоровья обучающегося в процессе формирования навыка культурного питания.

Для подтверждения актуальности программы, мной были

получены данные анкеты проведённой среди учащихся 1-4 классов. В анкетировании приняли участие около 200 детей. Анкета называлась «Правильно ли вы питаетесь?» (см. приложение 2). Результаты анкетирования таковы, что у 50% опрошенных, по данным анкеты есть проблемы с питанием и нужна корректировка (см. приложение 3). В данном же приложении, можно увидеть результаты ответов на некоторые наиболее важные, на мой взгляд, вопросы. Например, о количествах приёма пищи. 16% детей кушают менее 3 раз в день. А это уже свидетельствует о нарушениях аппетита либо нарушении режима питания.

Естественно, что на вопросы об энергетической ценности продуктов и биологически чистых продуктах, некоторым детям было трудно ответить, т.к. этим вопросом в семье занимаются родители. Тем не менее, из данных анкеты они не были исключены ввиду того, чтобы узнать имеют ли вообще дети об этом представление. И, вернусь к вышеупомянутому, как же дети относятся к вредной пище: сухарикам, чипсам и прочему? Результаты опроса показали, что 32% опрошенных любят все эти «вредности». 1% - не знают (хотя такого варианта ответа не было). И, что порадовало, 67% всё таки стараются избегать данные продукты. Исходя из выше сказанного, делаем вывод о целесообразности создания данной образовательной программы дополнительного образования.

Этапами реализации программы можно считать:

1 этап «Подготовительный». Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик обучающихся; проведение анкетирования, для определения «гастрономических предпочтений» детей, выявление воспитательных и обучающих возможностей родителей, изучение методическое литературы по данной тематике.

2 этап «Внедрение программы». Выявление способов и условий для развития личности в формировании привычки правильно питаться, апробация мероприятий, форм и методов совместной деятельности, создание развивающей среды для личности ребёнка.

3 этап «Заключительный. Рефлексия». Подведение итогов совместной деятельности, осуществление комплексной рефлексии всеми участниками внедрения программы.

Планируемые результаты деятельности:

Образовательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнком основ правильного питания, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Образовательный эффект внеурочной деятельности - это влияние результата, влияние приобретения данных основ на процесс развития личности ребёнка

Да, направление данной программы уже не ново, но до сих пор актуально. В рамках реализации ФГОС НОО мы должны отслеживать результаты любой образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные. Остановимся на них:

личностные результаты: формирование установки на правильный, здоровый, безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду и общественной деятельности, бережному отношению к материальным ценностям.

Метапредметные результаты: готовность слушать учителя и товарища, умение признавать наличие нескольких точек зрения и право каждого участника иметь свою, уметь договариваться о собственной роли в совместной деятельности.

Предметные результаты: знать режим питания, правила гигиены и этикета, простейшие рецепты; уметь правильно питаться, оценивать свой рацион, беречь свое здоровье, представлять результаты своей и коллективной работы на творческих конкурса, выступлениях агитбригады.

Реализация программы позволит решить ряд социальных проблем, направленных на создание условий для организации рационального, сбалансированного питания детей:

  • Улучшатся показатели физического развития детей.

  • Повысится сопротивляемость организма к различным заболеваниям и неблагоприятным факторам внешней среды, вследствие чего снизится уровень заболеваемости.

  • Улучшаться показатели успеваемости школьников.

  • Расширятся знания о правильном питании, об основных направлениях в вопросах правильного питания.

  • Повысится уровень информированности родителей в вопросах организации здорового питания.

  • Повысится уровень культуры приёма пищи.

Результативность программы определяется участием агитбригады в школьных постановках, выпуск буклета, создание родительской группы в одной из соц. сетей и другими практическими мероприятиями.



Планирование деятельности на год (34 часа)

Направление

Задачи

Мероприятия

дата

Диагностика

Планируемый результат

Познавательное

Познакомиться с детьми, выявить их вкусовые предпочтения, начать процесс формирования таких качеств личности, которые станут определяющими в повседневном поведении детей: уважение к пище и чужому труду, культура поведения за столом, выполнение простейших правил этикета, познакомить с правилами сервировки

направление

теоретич.

практич.


Анекта «Правильно ли вы питаетесь?»











Подвижная

игра «Накрой на стол»



































































Опрос родителей

«Питание ребёнка»


Учащиеся должны знать: что такое режим питания, пища, питательные вещества, рациональное питание, здоровое питание.

Понимать ценность человеческой жизни и здоровья, формирование самодисциплины, открытие себя и своего характера. Продвижение учащихся в интеллектуальном развитии.


классное

Викторина

«Вкусовые предпочтения

героев м/ф и книг»





«Мой организм. Куда девается еда?»






Цвет пищи и его влияние на организм





Беседа. Энергия пищи


Каждому сезону - свои продукты


Самые полезные продукты


«Отдать ли ужин врагу?»






Правильное сочетание пищевых продуктов


Дары Нептуна.







Культура поведения за столом








Сервировка стола.







Полезно ли моё любимое блюдо.
















Игра-соревнование «Мы -кулинары»






сентябрь






сентябрь




сентябрь





октябрь





октябрь




декабрь



декабрь




январь



февраль




февраль



март





апрель




апрель

внешкольные






Библиотечный час «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»



Библиотечный час «Как питались на руси?»





Библиотечный час «Не солоно хлебавши…»

(беседа о соли)



Экскурсия «Где получить витамин D?»














Экскурсия «В поход за витаминами»




сентябрь





октябрь







декабрь





май




май

Работа с родителями

Беседа на родительском собрании «Здоровое питание - успешное образование»


Индивидуальные беседы и консультации


сентябрь









по необходимости


Социальное

Формирование детско-взрослой общности группы. Приобщение к традициям семьи. Формировать умение жить и работать с другими людьми в команде, коллективе

направление

теоретич.

практич.














Итоговый опрос «как я стал питаться и что изменилось»

Понимание социально-значимой, волонтёрской деятельности, проявлять активность в решении практических задач социальной направленности должны не только дети. но и их родители.

Уч-ся должны знать нормы поведения принятые в обществе, получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получить опыт самостоятельного общественного действия.

классное

Сюжетно-ролевая игра «Идём в магазин»







Кулинарная ярмарка выходного дня


Итоговое занятие совместно с родителями «Кулинарное шоу»

декабрь






январь





май

внешкольные


выступление агитбригады «Витамины - это сила»


Инсценировка

«Спор овощей»


Экскурсия «Кулинарное путешествие»


Инсценировка «Сказка об Иване Сидорове, агенте 002 и правильном питании»

март





февраль





март




апрель

Работа с родителями


Создание группы в соц.сети по направлению

«Правильное питание»


Индивидуальные беседы и консультации

октябрь








по необходимости


Профилактическое

Способство-вать формированию у детей хороших пищевых привычек, умения оценивать состав и качество пищи

направление

теоретич.

практич.























































Учащиеся должны меть представление о продуктах, которые следует избегать, о воздействии разных продуктов на организм, о значении пищи для роста и развития.


Уменьшение факторов риска, приводящих к отравлениям, злоупотреблениям пищевыми продуктами

классное

Беседа «Как не стать жертвой отравления»


беседа «Реклама - правда или вымысел?»

Игра «Создай рекламу»






Занятие «Сколько нужно есть?»


Здоровые привычки в питании


О пользе и вреде диет















Конкурс рисунков

«антиреклама»

октябрь






ноябрь






ноябрь




ноябрь




апрель




май

внешкольные










Библиотечный час «Поговорим о пище духовной»

Выпуск буклетов

«Питайся правильно!»


Акция на дороге «Ешь - витамины!»

январь






февраль




март

Работа с родителями

Беседа «Как не воспитать в ребёнке обжору»


Индивидуальные беседы и консультации



декабрь




по необходимости








  • Заключение



Мы не для того живём,

чтобы есть, а едим для

того чтобы жить.

Сократ

Задумывались ли мы, что проблему питания современному человеку предлагают решать практически «с пелёнок». Перед мамами уже в родильном доме стоит вопрос: кормить естественным путём или искусственное вскармливание? Прошёл первый год переходим на твёрдую пищу, и вновь у многих мам вопрос: ребёнок аллергик, как и чем кормить? И если, находясь пока в домашних условиях, ребёнку можно предложить диет-меню (если мамочка, конечно, не из ленивых), то по приходу в детские учреждения могут возникнуть проблемы: начиная несоблюдением режима питания и заканчивая обострением или приобретением новой проблемы.

Данная программа, еще не прошла апробацию, можно только предположить результаты её действия, но в любом случае необходимость обучения наших детей (в последствии самих родителей) и их родителей основам правильного рационального и сбалансированного питания необходимо. Да, кто-то скажет, что программа не единственная универсальная панацея, есть и другие способы: самостоятельное изучение темы, просмотр телепередач на данную тематику (благо их сейчас как грязи) и прочие средства.

Таким образом, только самообладание, благоразумие и здравый смысл помогут вам, если встретится ситуация или выбор: как питаться, которыми так богата наша повседневная жизнь. чем пустые разглагольствования скучных медицинских книг и выкладки статистики на тему истинных потребностей вашего организма.

Ешьте мало и запомните раз и навсегда: плохо подействовать на организм может только большое количество пищи, в продуктах питания вы не найдёте ни одного по-настоящему вредного вещества, если ваши порции будут маленькими [9, с.224].

Поверьте, что даже в дефицитных северных регионах проживания, хорошо приспособленное к потребностям нашего организма и хорошо сбалансированное питание сотворит с вашим телом куда больше чудес, чем все лекарства с синтетическими веществами. Хотя некоторые врачи утверждают, что для того, чтобы не утратить иммунитета к перевариванию различных продуктов, рекомендуется раз в 2 недели употреблять продукты, относящиеся к неполезным. Т.о., как показывает практика лечение, корректировка питания обеспечит возможность поворота вспять большинства заболеваний в любом возрасте. Поэтому одним из наиболее эффективных способов оздоровления, как отдельных людей, так и общества в целом , является изменение структуры потребляемых продуктов и увеличением витаминных продуктов



















































Список литературы



  • 4 группы крови - 4 пути к здоровью/ Д`Адамо П., Уитни К. /Пер. с англ. А.Ф. Зиновьев; Худ. обл. М.В. Драко.- 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2002. - 416с.: ил.



  • Диета пятнашки: Как прекратить «париться» и начать жить здорово/ О. Терн - СПб.: Издательство «Вектор», 2012. - 160 с.



  • Как питаться правильно/ Тато Ташев. - София.: Медицина и физкультура, 1988, - 175 с.



  • Как правильно питаться / И.М. Скурихин, В.А. Шатерников, - М.: Агропромиздат, 1985, - 240 с.



  • Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года, утверждённая постановлением Правительства РФ № 917 от 10.08.1998г.



  • Кулинария здоровья. От принципов - к рецептам / И.И. Литвина. - М.: Физкультура и спорт, 1994.- 303 с.



  • Питание в благости/ Под ред. В. Синельникова. - М.: Центрполиграф, 2010. - 251 с.



  • Полезная еда. Развенчивание мифов о здоровом питании / Колин Кэмпбелл, Г. Джейкобсон, 2013 / электронная версия на



litres.ru/static/trials/06/98/17/06981721.a4.pdf



  • С витаминами - к здоровью! / Гюстав Матье.- М.: Издат-во «Покупки на дом», 2000, 250 с.



  • Технологии пищевых производств / А.П. Нечаев, И.С. Шуб, О.М. Аношина, и др.; Под ред. А.П. Нечаева. - М.: КолосС, 2005.- 768с.: ил.







Приложения

Приложение 1

Где найти витамины?

Дополнительная образовательная программа по здоровому питанию











Приложение 2



Анкета ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?

На вопросы отвечать «да» или «нет».

1. Едите ли Вы минимум три раза в день?

2. Обилен ли Ваш завтрак?

3. Едите ли Вы на завтрак каши или хлеб.

4. Едите ли Вы три раза в день молочные продукты.

5. Едите ли Вы три раза в день сырые овощи?

6. Съедаете ли Вы один фрукт ежедневно?

7. Съедаете ли Вы мясо минимум два раза в неделю.

8. Съедаете ли Вы вареные овощи?

9. Едите ли Вы ежедневно крахмалистые продукты (рис, макароны, манную кашу)?

10. Используете ли Вы оливковое масло?

11. Ограничиваете ли Вы потребление соли и сахара?

12. Потребляете ли Вы в день полтора литра воды?

13. Оцениваете ли Вы при покупке энергетический состав пищи?

14. Стараетесь ли Вы покупать биологически чистые продукты?

15. Стараетесь ли избегать таких продуктов как сухарики, чипсы, газировка?


Если у Вас вышло:

- 15 ответов «Да» - у Вас все шансы дожить до 100 лет;

- более 11-ти ответов «Да» - очень хорошо, но еще маленькое усилие;

- менее 10-ти ответов «Да» - ваши привычки в еде во многом правильны, но нужна корректировка;

- менее 6-ти ответов «Да» - пора задуматься о своем питании.





















Приложение 3



Диаграмма 1. Общий анализ опроса учащихся.



Диаграмма 2. Результаты ответа на вопрос «Едите ли вы минимум 3 раза в день?»







Диаграмма 3. Результаты опроса, ответ на вопрос «Стараетесь ли вы избегать

таких продуктов как сухарики, чипсы, газировка?























© 2010-2022