Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе


Работа учителя начальных классов

ГБОУ Школа № 1028

Перовой Ирины Евгеньевны


Оглавление



Введение

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено на развитие творческой личности школьника. Главный показатель всесторонне развитой личности - знания в синтезе с творческими способностями, а не сумма полученных знаний.

Развитие творческих способностей учащихся является одним из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, толерантности, критичности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Данные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных экономических системах и социальных общностях.

Современное общество нуждается в самостоятельно критически мыслящем, умеющем видеть и творчески решать возникающие проблемы, человеке. Переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса является особенно важным.

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Каждый ребенок имеет потенциальные способности; каждый ребенок должен познать себя, знать свои наклонности, способности, а учитель тем более должен знать ребенка, его наклонности, способности и развивать их; на основе этого ребенок под мудрым руководством воспитателя самосовершенствуется, саморазвивается, самоутверждается.

Именно учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива школы во внеурочное время, организация жизнедеятельности ребенка в стенах школы приобретают педагогическое содержание, поскольку дают возможность педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в соответствующих группах: коллектив кружка, секции, отряда, школьной производственной бригады.

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вырабатывает художественный вкус, вызывает стойкий интерес к предмету.

Цель работы педагога заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе происходит формирование мышления, эмоциональной сферы, воображения, умения выражать свои мысли, сотрудничать, общаться, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формирование актуальных сегодня компетенций, определяющих успешность человека в социуме.

Основная задача педагога заключается в создании условий для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, содержательного сотрудничества, создания замысла, осознание успеха.

Сущность внеклассной учебно-воспитательной деятельности определяется как педагогически продуманная и логически построенная организация свободного времени и рационального использования досуга учеников, привлечение к ее реализации родителей и общественности.

«Воспитание умных, всесторонне развитых людей возможно лишь тогда, когда дети, подростки, юноши используют каждый день не меньше как пяти-шести часов свободного времени по своему желанию (а желание эти необходимо воспитывать каждодневно)… Желание учиться никогда не угасает лишь тогда, когда после уроков воспитанник занят творческой деятельностью в кружке, на пришкольном участке, в саду, чтением художественной и научно-популярной литературы».1

Именно учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива школы во внеурочное время, организация жизнедеятельности ребенка в стенах школы приобретают педагогическое содержание, поскольку дают возможность педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в соответствующих группах: коллектив кружка, секции, отряда, школьной производственной бригады. Такая организация учебно-воспитательной работы с детьми является альтернативой их неорганизованному досугу.

Основные задачи внеклассной учебно-воспитательной деятельности:


  1. Необходимость обогащения и углубления знаний учащихся,

  2. Расширение общеобразовательного кругозора,

  3. Формирование интереса к разным областям науки, техники, спорта,

  4. Выявление и развитие индивидуальных творческих наклонностей и способностей,

  5. Организация культурного досуга и отдыха, развлечений учеников за пределами учебного процесса, продуманных с педагогической точки зрения.

Во внеурочное время ученики должны жить богатой интеллектуальной жизнью и, главное, чтобы эта жизнь позитивно отражалась на духовном развитии не только отдельных ребят, но и коллектива, тем самым обеспечивая умственный и духовный рост всех учеников. Только тогда развиваются задатки и одаренность ребенка, когда у него каждый день есть время для занятия своей любимой деятельностью. «Со знаниями интереснее работать: ребенок ощущает гордость от того, что благодаря добытым знаниям он делает что-то нужное людям, красивое».2

Эффективная деятельность внеклассных объединений учащихся должна строиться на принципах гуманизма и демократизма для создания благоприятных условий для свободного профессионального самоопределения, творческой самореализации и самоутверждения личности каждого школьника.

Внеклассная учебно-воспитательная деятельность должна быть рассчитана не только на развитие и поддержку способных и талантливых учеников. Каждый ребенок является способным; каждый ребенок должен познать себя, знать свои наклонности, способности, а учитель тем более должен знать ребенка, его наклонности, способности и развивать их; на основе этого ребенок под мудрым руководством воспитателя самосовершенствуется, саморазвивается, самоутверждается. «Каждый человек может достичь мастерства в какой-нибудь области деятельности».3

В ребенке никогда не угаснет желание учиться, если он будет занят творческой деятельностью во внеурочное время, самостоятельно будет стремиться к деятельности в кружке, на пришкольном участке, в саду, во время чтения художественной, научно-популярной литературы, к самостоятельному познанию культурных ценностей.

Развитие творческих способностей у учащихся тесно связано с процессом формирования познавательного интереса к предмету. Этотпроцесс может происходить под влиянием многих факторов: это и содержание предмета, это и различные методы обучения, и деятельность учащихся. Но решающее значение для формирования познавательного интереса оказывает разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

«Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика. Работы сочетают в себе знания, полученные на уроках с творческой фантазией ученика, и дают учителю возможность выявить уровень знаний и увидеть творческий потенциал детей».4

Таким образом, творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьника. Эта деятельность позволяет учащимся получать новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что «умственная деятельность школьника при решении творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников».5 Задача такого типа одной из самых эффективных средств формирования творческой личности.


Заключение

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.


Список литературы

  1. Карымсакова А.Ж., Узбекова С.Ж. Самостоятельная работа как условие развития творческих способностей учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №4.

  2. Кожабаев К.Г. Научно-методические основы подготовки будущих учителей к реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики. - Кокшетау, 2003.

Сухомлинский В.А. О воспитании ребенка в процессе внеклассной работы. - К., 1976

1Сухомлинский В.А. О воспитании ребенка в процессе внеклассной работы. - К., 1976. - С. 194-195.

2Сухомлинский В.А. О воспитании ребенка в процессе внеклассной работы. - К., 1976. - С. 215.

3 Сухомлинский В.А. О воспитании ребенка в процессе внеклассной работы. - К., 1976. - С. 135.

4Кожабаев К.Г. Научно-методические основы подготовки будущих учителей к реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики. - Кокшетау, 2003. - С. 284.

5 Карымсакова А.Ж., Узбекова С.Ж. Самостоятельная работа как условие развития творческих способностей учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №4. - С. 76.


© 2010-2022