Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Л.Пантелеев «Честное слово»

Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.

Предметные УУД:

1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубины содержания произведения и его главной мысли.

2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.

3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.

4. Ввести понятие «автор-герой произведения».

Формировать УУД:

Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Предметные:

-продолжат знакомство с биографией и творчеством Л. Пантелеева;

-научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям;

-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:

- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

Метапредметные:

Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы,поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока.

1) Организационный момент. 5 мин.

Слайд 2

«Чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок - это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?

Слайд 3

Девизом нашего урока будут слова Френсиса Бэкона:

« Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»

- Как вы понимаете эти слова?

2. Введение в тему урока. 10 мин

- Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. Работа в группе. Синяя карточка

Слайд 4

БОРДOАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВИЛЖСЬТО НСТЬЧЕТОС

По щелчку

(доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность)

- Попробуйте назвать эти понятия, одним словом. (Это качества человека.)

- Какое задание можно предложить к расшифрованным словам? (исключить лишнее)

По щелчку

- Назовите это слово и объясните свой выбор. ( Лживость.)

Потому что, лживость - это отрицательное качество человека; а все остальные - положительные.

- Объясните, значения слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

Доброта - стремление делать добро другим…

Отзывчивость - готовый помочь человек…

Честность- человек, который держит слово…

- Какое из данных слов связано с произведением, с которым вы познакомились дома?

- Почему? ( Честность. Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».)

- Что вы знаете о фамилии автора? (… псевдоним.)

Слайд 5

- Что такое псевдоним? (Это вымышленное литературное имя, которым автор подписывал свои произведения.)

По щелчку

- Назовите настоящую фамилию автора. Алексей Иванович Еремеев

- Где вы об этом узнали?

- А, что вы еще узнали о авторе? Сообщение детей

- Зная тему урока, какую бы цель вы поставили перед собой? Слайд 6

Определить… (Главную мысль произведения, его жанр….)

Учиться… (Выразительно и правильно читать.)

Развивать… (Речь.)

(А также ответим на главный вопрос - с какой целью Л.Пантелеев написал это произведение?)

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, что надо хорошо знать - продолжите мою мысль ….содержание.

3.Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово». 10 мин

1. Исследовательская деятельность.

- Прочитайте название произведения ещё раз.

- Подберите родственные слова к первому слову. (Честность, честь, честный…)

- Что вкладывает автор в это понятие?

- Ребята скажите, какой словарь нам поможет выяснить значение этого слова?

- Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.

Слайд 7

Честь -

• достойные уважения и гордости моральные качества человека;

• хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);

• почёт, уважение (честь по труду).

- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? Докажите. (В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека. Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.) 2. Словарная работа. Работа в группах.

- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Рассмотрите карточку и подумайте задание, какое я вам предлагаю? Слайд 8 (проверка по щелчку) Карточка оранжевая
- Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение. Слайд

  1. Помещение для сторожа - …
  2. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
  3. Не находя утешения - …
  4. Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
  5. Ни с чем - …
  6. Кое - как пробраться, через что-нибудь-
  7. Боец Красной Армии-
  8. Самое высокое воинское звание -
9. Звание младшего начальствующего состава в Армии.

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, не солоно хлебавши, протискиваться, красноармеец, маршал, сержант.

- Проверим.

СТОРОЖКА - помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО - не находя утешения.

ЧАСОВОЙ - военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ - воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ - кое - как пробраться, протиснуться через что-

нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ - самое высокое воинское звание.

СЕРЖАНТ - звание младшего начальствующего состава в Армии.

- Молодцы! Вы все справились с заданием.

Физминутка

- От чьего имени ведётся повествование? автора

- Где происходили действия? В саду

Работа в группе.

Расположите картинки по порядку, восстанавливая последовательность событий.

Дети делают на листочках, один у доски, потом идет проверка.

Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)

1 2 4 3 5

- Оперяясь на данные иллюстрации, скажите, какой момент был самым напряженным?

- А теперь подумайте, какое задание можно выполнить для совершенствования навыков выразительного чтения.

Слайд 9

Ребята первого ряда найдите диалог, в котором участвуют автор и мальчик

* Автор и мальчик 1 ряд

* Автор и майор II ряд

* Майора и мальчик III ряд

- Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.

Это Физминутка поможет нам снять напряжения глаз

5. Анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».

1. Работа над жанром произведения.

- Ребята, определите жанр произведения и объясните ваш выбор.

(Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.)

- Почему главного героя произведения не называют по имени?

Потому что автор в потёмках даже не успел, как следует разглядеть его лицо.

- Как Пантелеев описывает внешний вид мальчика? (Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.)

- По вашему мнению, почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли?

Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:» найдите в тексте отрывок подтверждающий это : Я думаю они ушли», «Забыли».

- Что он почувствовал, когда на улице стемнело? Прочитайте подтверждающее это.

(Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)

- Почему же он не ушёл?

(Но он не ушел, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Когда даешь честное слово, трудно ли его сдержать?

- Какой выход из данной ситуации нашел рассказчик? Позвать военного, чтобы он снял мальчика с поста.

- Почему только военный мог снять мальчика с караула? Потому что мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный.

- Чтобы дать характеристику главному герою, выполните задания на голубой карточке. Подчеркните нужные слова качества.


Смелый, стойкий, трусливый, серьёзный, мужественный, слабый, ответственный, лживый, честный

Слайд 10

Проверка. Поменяйтесь карточками, и проверти по слайду. Взаимопроверка.

- Чтобы вы сказали про поступок старших мальчиков?

- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

Два взрослых человека - Герой-рассказчик и Молодой майор - понимают, что стойкость и верность своему слову - это очень важные качества характера.

- На основании сказанного сделайте вывод. Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения со стороны взрослых и почему?

Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.

- Почему автор крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу?

- Что думает рассказчик о будущем мальчика? Найдите отрывок из рассказа. Найдите и зачитайте.

6. Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».

- Ребята, а «настоящий человек» - это какой человек?

- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»? стремление и желание выполнить что- либо; сдержанное слова.

Некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется, и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.

- Ребята, а вы когда нибудь попадал в подобную ситуацию? (когда нужно показать силу воли и сдержать силу воли)

- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?

- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность - главные достоинства человека.

6. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

- Так, какова главная мысль произведения « Честное слова»?

- А вот теперь мы можем ответить на вопрос, который ставили в начали урока: С какой целью Пантелеев написал этот рассказ?

Рефлексия

-А теперь я вам предлагается оценить вашу деятельность при работе в группе. (показ слайда)

Самооценка работы в группе, в паре.

Всегда (3 балла)

Иногда (2 балла)

Никогда (1 балл)

Я активно участвую в работе группы, в паре.

Я прислушиваюсь к мнению других членов группы, в группе.

Я предлагаю свои идеи

Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы, в паре.

9-12 баллов - Я работал в группе на отлично!

6-8 баллов - Я работал в группе хорошо.

2-5 баллов - Я должен улучшить работу.

Д/З дифференцированно

- Домашнее задание вы выберите самостоятельно. И так задание на красном листке высокого уровня сложности, на зеленом средний уровень сложности, на желтом низкий уровень сложности, не сложное. Подумали, оценили свои возможности, взяли и положИли в дневник. Глазки на меня.

1. Низкий уровень сложности. Не сложное задание. Зеленый

Какое будущее ждёт главного героя, по мнению автора?

Найди ответ в тексте и прочитай отрывок выразительно.

2. Работа с пословицами.

Средний уровень сложности зеленый

Восстанови пословицы..

Слезами горю не поможешь.

Честность всего дороже.

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Не давши слова, крепись, а давши - держись.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?

- Какую бы вы из них выбрали для себя?

Примерный план отзыва

Высокого уровня сложности

1. Какова основная тема и основная мысль произведения?

2. Для кого и зачем писал автор?

3. Где и когда происходит событие, описанное в рассказе?

4. Кто главные герои? Кто особенно запомнился? Почему?

5. Что в рассказе показалось самым интересным, волнующим? Почему?

6. Над чем заставил задуматься рассказ?

7. Что бы вы хотели изменить в сюжете?

Слайд 11

Сегодняшний урок я хочу закончить словами поэта Юрия Энтина. Ведь ты Человек, Ты сильный и смелый! Своими руками Судьбу свою делай. Иди против ветра, На месте не стой. Пойми: не бывает Дороги простой.


© 2010-2022