Мастер - класс Как на масленой неделе. .. для педагогов изо направленности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Динской район

«Центр внешкольной работы»





Мастер-класс

«Как на масленой неделе…»

Изготовление тематического сувенира из жатой бумаги

на занятиях ИЗО-направленности





Подготовила и провела

Педагог дополнительного образования

Татьяна Тофиковна Велиева













станица Динская

Краснодарский край


Февраль 2015 года





Цели и задачи:


  • Изучение исторических и культурных традиций России.

  • Закрепление понятия стилизация форм в декоративно-прикладном творчестве.

  • Дать понятие о компоновке объемных элементов на плоскости.

  • Научить элементарным приемам работы с жатой бумагой (крепом).

Материалы и оборудование:

Для изготовления

сувенира:

цветная жатая бумага, деревянные шпажки, ножницы, клей ПВА, клей «Момент», шаблоны, одноразовые тарелки с имитацией росписи Гжель, ленты цветные бумажные, стиплер для бумаги

Зрительный ряд:

платки головные Сергиево-Посадские, одноразовые тарелки с росписью под Гжель, масленичные куклы из ткани и соломы

Музыкальный ряд:

Русские народные мелодии. Масленичные заклички, запевки

Литературный ряд:

А.Н.Афанасьев, И.П.Сахаров

Ход занятия

  1. Организационная часть
  2. Диалогическая беседа «Как на масленой неделе…»
  3. Практическая работа «Леденцы-сладости для всех» (бумажная пластика и коллаж)
  4. Индивидуальная работа.
  5. Обсуждение (рефлексия) во время практической работы.
  6. Викторина «Назови дни масленой недели?»
  7. Просмотр и обсуждение готовых работ.
  8. Уборка рабочих мест.


Содержание


  • Многие коллеги также как и мои ученики часто задают вопрос: «Откуда вы берете идеи и темы для своих занятий?» На что я часто отвечаю: «Из своей головы».
Но прежде чем что-то брать «из головы» туда надобно и положить много чего. А именно всевозможной информации: об окружающем мире, истории, науке, о взаимоотношениях людей. А еще надо уметь эмоционально «сопереживать» всевозможные события окружающей жизни. Добывать определенную информацию из этих переживаний, воспоминаний, знаний, как научных, так и имперических и превращать их в творческий потенциал мозга. Так получилось и в этот раз. Несколько месяцев подряд вертелась в голове фраза, заявленная мною для мастер-класса: «Как на масленой неделе…», при этом услужливый мозг выдавал информацию о соломенных чучелах, куклах, блинах и кулачных боях. Все здорово, но все не моё. А потом вдруг открываются картинки, описанные И.П.Сахаровым и А.Н.Афанасьевым, а там приметы и обычаи, название дней масленой недели и рецепты блинов. Но больше всего по душе оказалась фраза: «Масленица-это катальные горы и качели, сладкие яства и скоморошьи потехи, кукольные балаганы, ряженные, кулачные бои и прочие развлечения». После слов о «сладких яствах» и появилась идея о сладостях, о детских сладостях той эпохи, вспомнились из далекого детства петушки на палочке, карамельные витые «медальоны», тросточки, «тянучки» - вот и тема для сувенира. А еще тарелочка с имитацией гжельской росписи, ну тут уж и совсем идея борьбы зимы, смерти, холода с яркими солнцем, цветами и купола храма и воскресный благовест, еще чуть-чуть, побегут ручьи, и появится первая зелень. Собрать это все вместе с любовью, верой и надеждой и получится нежный сувенир для ваших гостей на масленой неделе. Самое главное, что сувенир этот могут выполнить, как самые маленькие, так и взрослые или как принято сейчас писать 6+.
  • В диалогической беседе можно использовать информацию сообразно возрасту присутствующих на занятии.
«Звал, позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости на широк двор. Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай, ко мне на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…» «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание смерти или зимы,- пишет А.Н.Афанасьев. Они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее смерть, топят его в реке или предают его сожжению, а пепел бросают в воду, ибо Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов…» Но это последний день, заключительное действо. У исследователя старинных обычаев И.П.Сахарова мы узнаем название каждого дня масленой недели: Понедельник-встреча Вторник-заигрыш Среда-лакомка Четверг-широкий разгул Пятница-перелом тещины вечерки Суббота-золовкины посиделки Воскресенье-проводы, прощанье, прощеный день. На сырную неделю главное угощение блины. Опара для блинов готовилась в строжайшей тайне. Богатые ели блины с понедельника, а бедные с четверга. В субботу совершались обряды, символизирующие борьбу Весны с Зимой и поражение последней. Строили Снежный городок с башнями и воротами царство Зимы, которому предстояло пасть под ударами Перуна… «Взятие снежного городка» В.И.Суриков
  • Практическая часть состоит из нескольких этапов.
Сначала выполняются заготовки из крепа. Тонко нарезанные полосы крепа скручиваются в плотный жгут, который затем приклеивается на заранее заготовленный шаблон. Шаблоны имеют форму леденцов: солнце, глава храма, цветок. На каждой из заготовок жгуты укладываются, в определенном порядке имитируя карамельный леденец солнце или главу храма. На «солнце» укладываются параллельно два жгута по спирали от центра. На шаблон «глава храма» жгуты кладутся снизу вверх, по форме слегка приподнимая один край, должен получиться эффект одной из глав собора Василия Блаженного. На леденец «цветок» выкладываются мятые кусочки крепа в виде бусин. Делается это так квадратные кусочки крепа последовательно сложенные «конвертиком» вовнутрь несколько раз, после чего получается гладкий выпуклый комочек, который и превратится в сердцевину или лепесток.
Второй этап представляет собой: выбор композиции и размещение элементов в круге, т.е. на бумажной тарелке. Для элементов находится композиционно наиболее удачное место, и они приклеиваются к основе клеем «Момент» или клеевым пистолетом (педагогом).
Последний этап состоит в украшении тарелки: прежде всего, приклеиваются палочки под «леденцы». Для этого используют деревянные шпажки и клей «Момент». Затем изделие украшают зелеными лентами (бумага или атлас), символизирующими приближение весны. Ребятам постарше и взрослым есть поле для фантазии в виде элементов из цветного крепа, которые добавляются по усмотрению автора (спиральки, комочки, завитки и проч.)
  • Наше занятие подошло к завершающей фазе, я предлагаю выставить наши работы для просмотра и обсудить сделанное.
  1. Как вы считаете, к какому виду искусства принадлежит изготовленная работа? (ДПИ)

  1. Найдите более удачные композиционные решения в работах покажите их.


  1. Какие технические приемы мы использовали при изготовлении данной работы? (аппликация, бумажная пластика, работа с шаблоном, умение композиционно грамотно решать пространство рабочей плоскости).


  1. Назовите дни Масленой недели.
Понедельник-встреча Вторник-заигрыш Среда-лакомка Четверг-широкий разгул Пятница-перелом тещины вечерки Суббота-золовкины посиделки Воскресенье-проводы, прощанье, прощеный день.


  1. Для чего можно использовать данную работу (для украшения интерьера кухни, столовой, гостиной).



















Фото приложение №1

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности




Фото приложение №2

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности





Фото приложение №3

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности



Фото приложение №4

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности


Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности


Фото приложение №5 Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности


Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности





Примечания После проведенного мастер-класса по теме «Как на масленой неделе…» педагоги района провели в своих творческих объединениях занятия с применением техник и приемов, полученных на этом мероприятии и взятых за основу. Возраст детей изготовивших поделки варьировался от шести до четырнадцати лет. Опрос учащихся показал высокий интерес к данной теме, как в историческом плане, так и в работе в технике бумажной пластики.

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности

Мастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленностиМастер - класс Как на масленой неделе... для педагогов изо направленности


Использованные материалы:

  • Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Иллюстрированный энциклопедический словарь», изд. ЭКСМО, Москва, 2007г.
  • И.П. Сахаров, сборник «Сказания русского народа», издание А. С. Суворина, С.-Петербург, 1885г.
  • Н.А. Афонасьев «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями», статья в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.
  • Фотоматериалы из личного архива педагога Т.Т. Велиевой



Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)

© 2010-2022