Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности ». Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если мы научим детей в младшем возрасте ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Обучение в школе - серьёзная нагрузка на ребёнка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте. Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Всё это создаёт предпосылки для развития у школьников отклонений в состоянии здоровья. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Мною собран материал, который я использую на уроках. Это позволяет:

  • Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
  • Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
  • Сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности.
  • Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
  • Создать условия для самореализации личности учащихся.
  • Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
  • Осуществить дифференцированный подход к учащимся,
  • Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
  • Способствует пропаганде здорового образа жизни.
Современные психологи утверждают, что надо всегда пребывать в хорошем настроении и любить себя и окружающих. Обязательно предлагаю перед уроком минутку доброго общения. «Чтоб всем проснуться, надо подтянуться. Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть и семь - с улыбкой встать. Восемь - можно день начать».

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Стараюсь, чтобы дети на уроке находились в режиме постоянного поиска. Использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться в любой точке кабинета.

А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих технологий:

- Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Использую следующие виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления; Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений. Дети закрывают глаза
«Напряженье улетело и расслабило всё тело. Будто мы лежим на травке, греет солнышко сейчас, Руки тёплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется… Нам понятно, что такое, состояние покоя». Откройте глаза. Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливают силу и работоспособность. Появляется приятное ощущение лёгкости.
  • пальчиковая гимнастика. Она приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам - дать полноценный отдых.

  • Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  • Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

  • Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

  • Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

  • Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять - будем сверху нажимать.

  • Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить

  • Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

  • В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

  • «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

  • Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

  • Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

  • упражнения для профилактики плоскостопия («Хождение по камушкам», по коврику с нашитыми пуговицами.)
  • дыхательные упражнения.( Упражнение «Синьор помидор». Рот закрыт. Вдох носом. Зажимаем нос. Раздуваем щёки. Выдох ртом.

  • использую гимнастику для глаз
  • упражнения, корректирующих осанку.
Большое внимание я уделяю обучению правильной посадке. Не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
  • работа в парах сменного состава;
  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • фронтальный опрос с использованием предмета ;
  • использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
  • хлопанье в ладоши;
  • использование сигнальных карточек различного цвета;
  • На переменах между уроками стараюсь занять детей полезными коррекционными физкульминутками: игры на внимание; игры, помогающие раскрыть личностные возможности ребенка; игры, развивающие глазомер, наблюдательность; игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции чувства детей.

Я вижу острую необходимость поддержания положительного эмоционального фона на уроках и во внеурочное время. Не секрет, что физическое здоровье детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Отдельно хочется остановиться на внеклассной работе с учащимися, направленной на оздоровление детей, привитие им тяги к здоровому образу жизни. Один раз в четверть в классе устраиваются спортивные праздники, на которых присутствуют и родители ("Мама, папа, я-спортивная семья") Понятие «правильное питание» у детей успешно формирую в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование. Не менее важная цель - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессильно. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.


© 2010-2022