- Преподавателю
- Начальные классы
- Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности
Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фирузи Н.А. |
Дата | 25.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности ». Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если мы научим детей в младшем возрасте ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Обучение в школе - серьёзная нагрузка на ребёнка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте. Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Всё это создаёт предпосылки для развития у школьников отклонений в состоянии здоровья. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Мною собран материал, который я использую на уроках. Это позволяет:
- Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
- Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
- Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
- Сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности.
- Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
- Создать условия для самореализации личности учащихся.
- Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
- Осуществить дифференцированный подход к учащимся,
- Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
- Способствует пропаганде здорового образа жизни.
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Стараюсь, чтобы дети на уроке находились в режиме постоянного поиска. Использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться в любой точке кабинета.
А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих технологий:
- Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Использую следующие виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления; Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений. Дети закрывают глаза
-
пальчиковая гимнастика. Она приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам - дать полноценный отдых.
-
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
-
Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
-
Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
-
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
-
Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять - будем сверху нажимать.
-
Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить
-
Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
-
В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
-
«Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
-
Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
-
Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.
- упражнения для профилактики плоскостопия («Хождение по камушкам», по коврику с нашитыми пуговицами.)
- дыхательные упражнения.( Упражнение «Синьор помидор». Рот закрыт. Вдох носом. Зажимаем нос. Раздуваем щёки. Выдох ртом.
- использую гимнастику для глаз
- упражнения, корректирующих осанку.
- работа в парах сменного состава;
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- фронтальный опрос с использованием предмета ;
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
- хлопанье в ладоши;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- На переменах между уроками стараюсь занять детей полезными коррекционными физкульминутками: игры на внимание; игры, помогающие раскрыть личностные возможности ребенка; игры, развивающие глазомер, наблюдательность; игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции чувства детей.
Я вижу острую необходимость поддержания положительного эмоционального фона на уроках и во внеурочное время. Не секрет, что физическое здоровье детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Отдельно хочется остановиться на внеклассной работе с учащимися, направленной на оздоровление детей, привитие им тяги к здоровому образу жизни. Один раз в четверть в классе устраиваются спортивные праздники, на которых присутствуют и родители ("Мама, папа, я-спортивная семья") Понятие «правильное питание» у детей успешно формирую в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование. Не менее важная цель - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессильно. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.