Интеллектуальный марафон ( 4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальный марафон для 4-х классов

"Ум - это подарок предков ко дню рождения"

"Интерес - мотор жизнедеятельности"

"Интеллект - визитная карточка ума" (В.Г. Кротов)



1. Вступительное слово классного руководителя. Здравствуйте дорогие детки, родители и наши гости. Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы собрались вместе, папы и мамы, мальчики и девочки и решили посвятить наш день Его Величеству - ИНТЕРЕСУ. По мнению известного психолога К. Роджерса человек утоляет свое любопытство, свою неуемную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь становится скучной, окрашивается в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса. 4 года обучения в дверях нашей школы помогали ребятам активно развивать их познавательную деятельность.1000 детских вопросов «Почему, зачем и как?» побуждают нас, взрослых, развиваться параллельно с детьми, искать ответы на их вопросы. Мы становимся интересны своим детям, потому что общение позволяет семье становится более крепкой. Сегодняшний интеллектуальный марафон - еще одна попытка сблизить ваши интересы и интересы ваших детей, убедиться в том, на что способны мы и наше подрастающее поколение. Давайте немножечко окунёмся в историю и определим для себя, что же такое марафон.(СЛАЙДЫ) Наш интеллектуальный марафон пройдёт в несколько этапов:(СЛАЙД-КАРТА) Перед тем, как начать мне бы хотелось представить наше ЖЮРИ:

Представление жюри

Знакомство с оценочным листом

В каждом этапе марафона будет определённое количество заданий, которые будут оцениваться баллами. Эти баллы жюри будет заносить в оценочный лист, подсчитывать средний балл и определять победителя.

Правила честной игры

Чтобы игра прошла по настоящему честно и справедливо , давайте познакомимся с ПРАВИЛАМИ ЧЕСТНОЙ ИГРЫ.(На доске) 1. Только честная игра на равных, иначе и победа не интересна. 2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине может и произошло поражение 3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 4. Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь. 5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

Ведущий: ИТАК!!!!

- Внимание!

Стартовая площадка интеллектуального марафона-2016 готова!

Команды готовы?

И им сейчас даем мы слово!

Команда родителей.

Ведущий: Ваша закличка:

Родители:

С детьми соревнования
Нам вовсе не страшны.
Выдержим все испытанья -
Родители же мы!

Ведущий:Ваш девиз:

Родители: Наш девиз: "Мы стремимся к победе ума!"

Команда детей.

Ведущий: Ваша закличка:

Дети:

Милые родители!
Вас обидеть не хотим!
Но должны вы это знать!
Вам победы не видать!

Ведущий:Ваш девиз:

Дети: Наш девиз: "То, что мы сегодня здесь - всему виною интерес!"

Вопросы командам

1 тур - «Занимательная математика» 10 минут

1) Тройка лошадей бежала со скоростью 12км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь? Обведи правильный ответ.

12км/ч 24км/ч 4км/ч 36км/ч

2) В хозяйстве Попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Есть за четверых,

Работает за семерых

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба стал Поп экономить ежедневно? ( 3 каравая)

3) Полтрети числа - число 100. Какое это число?

300 200 600 900

4) Ребята повели лошадей на водопой . Сколько было ребят и сколько лошадей, если при подсчёте оказалось 26 голов и 82 ноги

13 ребят 11 ребят 6 ребят

13 лошадей 15 лошадей 20 лошадей

5) Напиши число 100 с помощью пяти единиц и знаков арифметических действий.

111 - 11 = 100

6) Пильщики распиливают бревно на метровые бруски. Длина бревна 5 м. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. Сколько минут понадобилось, чтобы распилить бревно?

Решение:

  • 1) 1 мин. 30 сек * 4 = 6 мин.

7) Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мяч. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, каждый прыжок 10 м. Капитан бежит со скоростью 10 м/сек.
Догонит ли он кенгуру ?

Кенгуру за минуту-700 м,
Врунгель за минуту-600 м.
Врунгель не догонит кенгуру.

8) Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?9 * 50=450м

9) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько пар глаз увидели эту репку?

6 пар

10)Три подружки - Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера - не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод?

Вера - ______________, Таня - ______________, Оля - _______________.

Вера была с корзинкой, Оля - с ведерком, Таня -с лукошком.

Проверка ответов. Выступает 1 член команды.

Теперь вам предлагается задание на дополнительное количество баллов для своей команды.

Творческий:

«Колумбово яйцо» (головоломка).

Перед вами 5 цветов «Колумбовых яиц». За одну минуту из разрезанного на 10 частей яйца одного цвета, нужно сложить птицу. 5 цветов- 5 птиц. Время пошло!1 птица- 1 балл!

Работа жюри

Промежуточный конкурс «Там, на неведомых дорожках…» 1 балл

(выдвигается по 1 игроку от каждой команды, команды вытягивают билет с заданием).

Очень скоро будет женский праздник , а самая известная женщина на земле Баба Яга… Сейчас вам предстоит :

А) доказать , что она является самой лучшей представительницей женского пола

Б) доказать, что она является худшей представительницей женского пола

Время обсуждения - 2 минуты.

Подведение итогов первого тура и промежуточного конкурса

  1. тур - «Занимательная грамматика»

1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные:

падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

____________________________________________________________________

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. В каком слове содержатся согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси кошка 4. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа: чулки - _____________________ хозяева - _______________________ туфли - _____________________ санатории - ________________________ носки - _____________________ помидоры - ________________________ килограммы - _________________ каникулы - _______________________ ботинки - __________________ домишки - ________________________ чулки - чулок хозяева - хозяев туфли - туфель санатории - санаториев носки - носков помидоры - помидоров килограммы - килограммов каникулы - каникул ботинки - ботинок домишки - домишек

5. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все прекрасные пловцы.

Аквариум; звук [а] - 16 раз, звук [о] - 8 раз

6. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия - …
2)Орфография - …
3) Эгоизм - …

  1. - Чистописание; 2 - Правописание; 3 - Себялюбие.

7. Отгадай и запиши слово. А) корень в слове снежинка приставка в слове подъехали суффикс в слове лесник

окончание в слове ученики _________________________

Б) приставка в слове посмотрел корень в слове дороженька суффикс в слове лыжник _______________________ подснежники подорожник

8.Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

Сахар, варенье, орехи, баранки.



.9. Одним словом объясните значения заимствованных слов. Антракт, дегустация, лозунг, финал. Антракт - перерыв, дегустация - проба, лозунг - призыв, финал - конец 10. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное должны быть использованы все буквы. Лик + пена =_________________________________________ Иск + том = _________________________________________ Кожа + ворон = ________________________________________ Пеликан, москит или мостик, жаворонок

Практическое задание

Командам раздаются листы, разделённые на 3 части.

Каждая команда получает фразеологизмы, напечатанные на разных листах. Задача учащихся сгруппировать их по одинаковым признакам и наклеить в отдельную строку.

Фразеологические обороты:

Пальчики оближешь

Точим лясы

Чесать языком

За уши не оттянешь

Спускает флаг

Склоняет голову

Проглотить язык

За ушами трещит

Язык без костей

Язык хорошо подвешен

Буря в стакане воды

Делать из мухи слона

Творческое задание

Сочини стихотворение "Урок", используя слова:

Падежи, подскажи, изучаю, скучаю, не спешу, пишу, тетрадь, пять

Работа жюри

Промежуточный конкурс «Островок спасения» внесите чёрный ящик

(каждая команда вытаскивает билет по очереди. Не совещаясь даёт ответ).

Почему детям опасно переходить через проезжую часть, держась за руки?

(В опасной ситуации каждый человек реагирует по - разному. Пешеходы могут потянуть друг друга в разные стороны и начать метаться на проезжей части, что в свою очередь приводит к ДТП.)

Почему нельзя переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора?

(При жёлтом сигнале светофора некоторые автомобили продолжают движение)

Есть ли машины, которым разрешено двигаться на красный свет? Если есть - то какие?

(Скорой помощи, милиции, пожарной, горгаза- специализированным)

Для чего нужны тротуары, как по ним двигаться?

(Тротуары служат для движения пешеходов. Пешеходы должны двигаться навстречу друг другу, придерживаясь в каждом направлении правой стороны. Играть, толкаться на тротуарах нельзя.)

Как должен вести себя пешеход, переходя дорогу по обозначенному пешеходному переходу ?

(. Хотя , водители приближаясь к обозначенному пешеходному переходу, обязаны внимательно следить за переходящими по нему пешеходами, чувствовать себя в полной безопасности, находясь на переходе нельзя, потому что водитель может отвлечься и не заметить пешехода поэтому перед любым переходом дороги, надо осмотреться- направо, налево.)

Какой автомобиль хуже виден : приближающийся сбоку или навстречу?

(Хуже виден автомобиль , приближающийся сбоку, потому что чёткость видимости боковым зрением значительно хуже, чем центральным)

Какую опасность для пешехода представляют зимние дороги?

(На скользкой дороге увеличивается тормозной путь, дороги сужены из-за снега. Снежные заносы и гололёд мешают движению

Ребенку уже 10 лет. Может ли он ездить на велосипеде по улице?

( Нет. Правила разрешают ездить на велосипеде по улице только с 14 лет.)

Подведение итогов второго тура и промежуточного конкурса

3 тур - « Логика»

  1. Какое слово всегда звучит неверно?

НЕВЕРНО

2) Процедура выяснения обстоятельства любого дела в римском суде состояла из 7 вопросов. Вот 4 из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите оставшиеся 3 вопроса.

Что? Где? Когда?

3) Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:
(A) кошка в комнате; (B) мышка в норке; (C) кошка в комнате или мышка в норке; (D) кошка в подвале, а мышка в комнате.

кошка в подвале, а мышка в комнате

4) В этом сказочном государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, драгоценные камни, а вооружённые силы состоят из одного взвода морской пехоты. Какой титул носит его правитель и как его зовут?

Князь Гвидон

5) Сколько всего раз старик выходил на берег моря в «Сказке о золотой рыбке»?

Один раз сам, пять раз посылала старуха. Всего шесть раз.

6) Он может быть звонкоголосым, бойким, слепым, колючим, секущим, студёным, тёплым. Назовите его.

Дождь.

7) Хищник семейства псовых, жвачное животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу.

Как перевести через реку волка, козу и капусту.

8) Назовите 5 дней не называя чисел и названий.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

9)Что называют « большим», несмотря на то, что он самый маленький?

Большой палец руки

10) В каком случае число называют фруктом?

Когда попадают в цель, число - 10- яблочко

Практический

На стене старинного дома вы прочитали числовую надпись, Интеллектуальный марафон ( 4 класс),

обозначающую год постройки дома. Познакомьтесь со старинной азбукой и ответьте на вопросы:

  • В каком году был построен дом? Ответ_________

  • Сколько букв старинной азбуки не имело числовых значений? Ответ_________

  • Если убрать знак титло над числом 174 (записанным с использованием букв азбуки), то какое слово получится? Ответ_________

Интеллектуальный марафон ( 4 класс)

Промежуточный конкурс «Права человека»

(выдвигается по 3 игрока от каждой команды).

Задание №1

Сказка «По щучьему веленью»

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?



Задание№2

Сказки, в которых царь был против брака своей дочери.

Какое право при этом нарушалось?



Задание №3

В сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли?

Какие права он при этом нарушал?

Задание №4

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

Получал ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?



Задание №5 В сказке «Лиса и заяц» , лиса захватила избушку героя. Какое право она нарушила? право на неприкосновенность жилища



Задание №6 Каким правом воспользовалась Лягушка-путешественница ,отправившись в путь? право на свободное перемещение

Ну, а теперь заключительный конкурс, который позволит вам заработать при помощи своих знаний дополнительные баллы. Поиграем в игру « Умники и умницы». ( Познание мира)

8. Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Вот и подошёл к концу наш замечательный марафон. Вы показали замечательную эрудицию в разных науках. Мы еще раз доказали друг другу, как прекрасно проводить время в кругу близких нам людей. Спасибо вам, дорогие родители, что сумели найти время и побыть с нами рядом , окунуться в наш маленький, но такой интересный школьный мир! Будьте интересны сами своим детям, а это может быть только в том случае, если вы творите жизнь, а не проживаете ее.

Спасибо все за прекрасную игру.

© 2010-2022