- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Деятельность классного руководителя в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся. »
Статья «Деятельность классного руководителя в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старцева Т.П. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
Старцева Т.П.,
учитель начальной школы ,
МКОУ СОШ № 36,
п. Кузино , Г. О. Первоуральска.
Деятельность классного руководителя в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет. Поэтому в свете требований Федерального государственного стандарта особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. А значит, гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. Главными задачами являются: воспитание у детей беззаветной любви и преданности Отечеству; выработка у них высокого сознания общественного долга, дисциплинированности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане невозможно переоценить. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся не время от времени, а систематически. И вестись эта работа должна уже в начальной школе. Так как перед нами, в свете ФГОСа, поставлены цели : «1) Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД ,что составляет цель и основной результат образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации должны являться: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей)…» Значит, гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей Родины. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Любой классный руководитель должен спланировать ожидаемые результаты в воспитании личности, как гражданина-патриота:
Я хочу рассказать, как ведётся эта работа у нас в школе, в начальном звене. В начальной школе задачи патриотического воспитания включают: знакомство с понятиями большой и малой Родины, получение первоначальных знаний об их истории; формирование бережного и уважительного отношения к жизни и ко всему живому; воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе; воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта. В соответствии с этим каждый классный руководитель продумывает свою работу. На заседании метод объединения учителей начальной школы мы обговариваем плановую работу: методы и формы проведения мероприятий с 1 по 4 классы. В первую очередь патриотическое воспитание проводится на уроках, например, такой немало важный аспект, как дисциплина. Это конечно знает каждый учитель! Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания. Для реализации планируемой работы в данном аспекте мы используем разнообразные методы и формы работы:
- На мой взгляд, одним из главных методов патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание своей Малой Родины - это краеведение. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование культурного человека .
- в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки: мужества, воинской славы, мира; встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, спортивные праздники, игровые программы.
- Участие детей в жизни посёлка «Литературная композиция к 100-летию п. Кузино»
- КТД детей и взрослых праздник русского фольклора: «На завалинке»
- Участие в спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России» « Кросс нации»
- Посещение школьного музея
- Тематическая неделя в начальной школе «Богатырская наша сила».
В конечном итоге, получается интересный, познавательный праздник. В этом году мы проводили неделю « Славим защитников Отечества»
- Очень важно отметить работу в проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. Хочу показать несколько проектов по данной теме: