- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хабибуллина Ф.Ф. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ЗАДАЧИ:
-
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
-
Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
-
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
-
Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
-
Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
-
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, "портфель ученика", индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
Первое - это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки - коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности - это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными - это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
-
монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
-
межпредметные - по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
-
надпредметные - выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
-
внутриклассные - проекты, проводимые в одном классе;
-
внутришкольные - проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
-
региональные - проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
-
международные - в них реализуется диалог культур.
Классификация проектов может основываться по числу участников:
-
индивидуальные (личностные);
-
парные;
-
групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
-
краткосрочные (1 урок, максимум 3 - 6 уроков);
-
среднесрочные (1 - 2 месяца);
-
долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
-
исследовательские;
-
творческие;
-
игровые;
-
информационные;
-
социально-значимые.
Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры - она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. .
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта "Дебаты", являясь руководителем этого проекта в районе. Участники этого проекта - это 2 команды спикеров. У каждого спикера своя задача, а цель - общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения..
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу "Чехов - город спортивный", в котором ученики 3-в класса под руководством Поповой Л.Л. собрали интересные материалы о спортивных сооружениях, секциях, соревнованиях, командах нашего города.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект "Дом, в котором я живу", "Чистый город".
.
Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
-
мотивационный
-
планирующе-подготовительный
-
информационно-операционный
-
рефлексивно-оценочный
1 этап - мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной.
2 этап - планирующе-подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы составляем альбом-путеводитель по городу, то мы решили искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные городские объекты. Стали собирать информацию.
3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
Работая над проектом Альбом-путеводитель по городу Чехову, на этом этапе мы непосредственно стали собирать альбом: составляли интересные тексты, согласовывали единый дизайн альбома, отбирали лучшее фото для альбома. Но здесь у нас возникла проблема. Каждый хотел, чтобы его объект стал первым в альбоме, доказывали его значимость. И вот тогда мы решили все достопримечательности расположить в алфавитном порядке. А название альбома уточнили: "Азбука города Чехова. И вот альбом готов!
4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу
Хабибуллина Физалия Фирдависовна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 15 г. Нефтекамска
« Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
(Китайская пословица)
Спасибо за внимание!