- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по познанию мира в 1 классе «На лесной полянке»
Открытый урок по познанию мира в 1 классе «На лесной полянке»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кохан Л.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кохан Л.В. Познаю мир
КГУ «Урицкая средняя школа» отдела образования акимата Сарыкольского района
Урок познания мира в 1классе
Учитель начальных классов: Л.В. Кохан
Тема урока: «На лесной полянке» / Забота о потомстве.
Цель урока: - познакомить детей с изменениями в жизни птиц весной; гнездование,
выведение потомства;
- развивать представление о многообразии отряда пернатых, их жизни; о
правильном отношении к птенцам; о правилах поведения в лесу;
творчество, внимание, мышление;
- воспитывать любовь к природе, чуткость и заботливое отношение к
животному миру, окружающей природе; формировать осознание
ответственности каждого за сохранение природы.
Задачи урока: - изменения в неживой природе влекут изменения в живой;
- познакомить с изменениями в жизни птиц весной: гнездование,
выведение потомства - главная забота птиц весной.
Базовые знания: птицы весной, выведение птенцов и забота о потомстве (враги
малышей).
Опорные знания: птицы, жизнь птиц осенью и зимой. Наблюдения, связанные с
жизненным опытом детей.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
-
Организационный момент, психологический настрой.
/Дети стоят у входа в класс, на столике - глобус./ Учитель читает стихотворение Л.Дайнеко: Вот Земля - огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы идем в гости к ЛЕСУ!
- А что такое ЛЕС? /Ответы детей/
Учитель: - Лес - это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много
жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг
другу. А с кем мы встретимся в лесу, вы узнаете, если прочтете
зашифрованное слово. Глазками определите порядок следования букв,
прочтите слово.
Наше путешествие обещает быть интересным и увлекательным.
Вы готовы? /Да!/
- Но прежде, вспомним «Правила друзей Леса».
- Что разрешено и что запрещено делать в лесу? Ответить на этот вопрос нам
помогут открытки. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно разложить их по коробкам. Как вы думаете, какие открытки нужно вложить в первую коробку (с логотипом в виде знака «Запрещено»)?
А что необходимо вложить в коробку с таким логотипом (с логотипом в виде знака «Разрешено»)?
/Практическая работа детей/
Учитель: - Подытоживая работу по правилам поведения, прочтем пословицу о лесе.
Чтение детьми пословицы: Рус. яз.: Лес - богатство и краса, береги свои леса!
Каз. яз.: ОРМАН - халық қазынасы!
Орманды қорғау керек!
Учитель: - Не забывайте, мы идем в гости, поэтому будьте вежливы, помните о
волшебных словах. А чтобы многое увидеть и запомнить - вам
понадобится внимательность и сосредоточенность, одним словом,
наблюдательность. А нужны ли деньги в лесу? У каждого из вас, наверняка,
есть карманные деньги. Кто считает, что деньги не нужны в лесу, положите
их в этот кошелек. А кто считает иначе, оставьте их при себе.
Итак, в путь!
/Звучит музыка, дети идут к лесной полянке./
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Учитель: - Вот мы и пришли. Ребята, поздороваемся с лесом, и скажем дружно, но не
громко: «Здравствуй, лес!».
/Дети здороваются/
Учитель: - Закончилась морозная зима. Весна пришла! Весне дорогу!
- Мы долго шли, устали. Отдохнем немножко?
Физкультминутка
Вот стоит изба -
Может, в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота,
И пришла весна-красна!
Присядем на пенечек,
Нелегок наш денечек!
/Дети рассаживаются на стулья/
/Запись голосов птиц/
Ученик: Прислушайтесь! Как весело и звонко поют птицы весной. Птиц на земле довольно много - около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой длины, например, страусы, а есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Самая маленькая птица на земле - колибри. Одни птицы получили свои имена за голос, другие - за цвет, третьи - за поведение.
/Просмотр видеосюжета/
Учитель: - Птицы непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улететь за тысячи километров и после снова возвратиться могут только птицы.
И даже не все птицы. А только какие? (Перелетные: дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки.)
- Какие птицы улетают первыми? (Стрижи и ласточки улетают первыми, ведь они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.)
- Какие улетают чуть позже? (Журавли, грачи, кукушки улетают чуть позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерна.)
- Какие птицы улетают последними? (Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.)
- Какие птицы улетают в одиночку? (Кукушка, сокол улетают в одиночку.)
- Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли? (Журавли летят клином.)
- Утки? (Прямым фронтом.)
- Гуси? (Косяком.)
/Возможен вариант перестроения./
- А птицы, которые не могут улететь далеко и остаются зимовать на родине как называются? (Оседлые: воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби.)
Проведение игры «Лесные заморочки»
Ученики по очереди достают из корзинки картинки с изображением птиц и «усаживают» на ветку дерева. Оседлых - на дерево со снегом, а перелетных на дерево с зелеными листочками.
Учитель: - Ребята, посмотрите, кого я вижу! Это же наш старинный приятель Лесовичок! Он принес игру «Лесные заморочки». В корзинке лежат картинки с изображением птиц перелетных и оседлых. Лесовичок предлагает вам рассадить их на ветви двух деревьев. Кто догадался, каких птичек нужно разместить на дереве со снегом? (Оседлых.) А на дереве с листочками? (Перелетных.)
- Справимся?
/Практическая деятельность детей/
/Выходят из класса дети: Настя, Сережа, Алина/
Физкультминутка «Мы птички»
Мы - стайка птичек.
Летают птички в небе чистом,
Летают птички быстро, быстро!
Птички наши хороши:
Папы, и мамы, и малыши!
Мы - чайки. Раскрыли крылья и кружим над озером Сарыколь, ищем добычу - рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.
Превращаемся в дятлов. Лапками прикрепляемся к стволу дерева, долбим крепким клювом ствол, высовываем длинный язычок и достаем из-под коры вкусного червячка. Ап, и проглотили. Пообедали и избавили дерево от вредителя. Молодцы дятлы!
А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к реке Убаган, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Возвращаемся в облик первоклассников: умных, замечательных и неповторимых детей. Присядем на пенечки.
- Ребята, посмотрите, к нам летит лесная птичка!
-
Здравствуйте, ребята! Я лесная перелётная птица. В Казахстан прилетаю в мае. Зовут меня - ИВОЛГА. Ношу я жёлто-чёрный наряд. Голос мой напоминает флейту: «Влу-лиу! Влу-лиу!» Гнездо моё очень похоже на корзинку. Я вью его высоко на дереве. Откладываю три или пять яиц. Яички розовые с чёрными каракулями, которые похожи на буквы. Питаюсь и кормлю птенцов гусеницами, в том числе и волосатыми. Спасаю леса от гусениц-врагов. Я полезная птица. Запомнили, как меня зовут? Не разоряйте гнёзда, ребята! До свидания!
-
Здравствуйте, дети! Я степная перелётная птица. Зовут меня - удод. На голове ношу корону из перьев, тем и отличаюсь от других. Люблю жить в степи и рядом с жильём человека. Гнездо устраиваю в дупле или в куче камней, и даже в норе. Весной откладываю пять или шесть яиц. Питаюсь и кормлю своих птенцов насекомыми и червями, которых достаю из навоза своим длинным клювом, который похож на шило. Я тоже полезная птица. Запомнили, как меня зовут? Не обижайте птиц, ребята! До новых встреч!
-
Здравствуйте, девочки и мальчики! Я тоже перелётная птица. Зовут меня - чибис. Голос у меня чудный: «Чьи-вы, чьи-вы». Обо мне даже песню сочинили (напевает): «У дороги чибис. У дороги чибис…», ну, да ладно. Живу я на лугу или болоте. На голове ношу длинный узкий хохолок. Гнездо своё устраиваю среди густой травы. Откладываю четыре яйца. Кормлю птенчиков насекомыми. За день так налетаюсь, что к вечеру не чувствую крыльев. Приношу людям пользу. Как моё имя, запомнили? Ребята, не трогайте яйца и птенцов руками! Прощайте!
/Никита выходит из класса. Ира садится в «гнездо»/
Учитель: А мы пойдем дальше. Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы строят гнезда. Кто-то на земле в густой траве. Кто-то чуть повыше - на ветках кустарника, кто-то устраивает гнездо высоко на дереве, а кто-то и вовсе - высоко в горах. Кому где удобно. Построили уютное гнездо - пора выводить птенцов. Но это лишь полдела. Их нужно еще выкормить, укрыть от холода и непогоды. Пора гнездования - трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору у пернатых друзей очень много врагов. Не только птицы: вороны, сороки, но и животные: белка, лиса, не прочь полакомиться как яичками, так и птенцами. Да и среди ребят встречаются и разорители гнезд, и рогаточники - стрелки из рогаток.
Ребята, не обижайте птиц! Разве можно обижать друзей!
Учитель: - Дети, посмотрите, птица свила гнездо. Давайте присядем на корточки и
тихонечко понаблюдаем.
Инсценировка «Фотоохота»
В гнезде сидит птенец. По лесу, крадучись, идет охотник. Прицеливается и …
Птенец: Спасите! Помогите! Я маленький беззащитный птенчик, совсем голенький, ведь мы появляемся на свет без перьев. Да к тому же, мне всегда очень хочется есть. Птенцы очень много едят, поэтому и быстро растут. Я остался один, потому что папа и мама улетели за вкусненькими мошками и червячками. Не убивай меня, охотник! У тебя глаза добрые (плачет).
Охотник: Успокойся, я тебя не трону! Ведь это фоторужьё. А я - орнитолог!
Птенец: А это как?
Охотник: Я фотографирую и изучаю птиц. Сначала весь день бегаю за птицами, чтобы сделать снимок, а потом еще три дня.
Птенец: А зачем еще три дня?
Охотник: Да, чтобы фотографию отдать!
Птенец: Трудная у тебя работа. Я тебе помогу (прихорашивается, позирует).
Охотник: Спасибо тебе, милый птенчик! Расти здоровым, берегись врагов!
(Обращаясь к детям) Ребята, не разоряйте гнезда. Птенцов, которые
находятся в гнезде, нельзя трогать руками. Если сделаешь это, то птица не
вернётся в гнездо и покинет птенцов.
А знаете ли вы, что у каждой птицы разное число детей.
-
На болоте живёт пара журавлей, у них вылупился один птенец.
-
У орла-белохвоста гнездо на опушке леса, а в нем два орлёнка.
-
У чижа - пять птенцов.
-
У вертиголовки - восемь.
-
А у серой куропатки - двадцать.
Учитель: Вот это детский сад! Ребята, а что бы выбрали вы: охоту или фотоохоту? /Ответы детей/
Учитель: - Чем отличается любой птенец от взрослой птицы? /Не летает./
- Что является главным отличием многих птиц от других видов животных?
/Многие птицы умеют летать./
- Почему человек не может взлететь? Попробуем это сделать. /Дети машут
руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь./
- Ответить на этот вопрос нам поможет исследование. Помогать мне будет юный ученый - орнитолог Никита.
- Возьмем стакан и заглянем в него.
- Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? /Показ стакана ребятам. Ответы детей./
- Говорите, нет ничего в стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. /В это время учитель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, при этом стакан надо держать очень прямо./
- Что получается? Попадает ли вода в стакан?
- Почему нет? /Обсуждение./
- Что скажет орнитолог?
Орнитолог: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Учитель: - А что находится вокруг нас, вокруг любого предмета, и даже в мельчайших
трещинках и щелках? /Воздух./
- Когда воздух можно почувствовать? /При быстрой ходьбе, беге, ветре./
- Можно ли увидеть воздух? /Нет./
- А сейчас понаблюдаем за падением двух листов бумаги.
/Учитель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик./
- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, А гладкий лист медленно планируя? /Ответы детей./
Орнитолог. Вывод: Гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может, немного лететь.
Учитель: - Почему же птицы могут летать по воздуху? /Высказывания детей./
/После высказываний учитель дает детям птичьи перья: маховые и пуховые для рассматривания./
Учитель: - Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые крылья?
- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое?
- Почему оно легкое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?
/Учитель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится./
Учитель: - Когда птица взлетает, она раскрывает крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
- А что скажет орнитолог Никита? Почему же птицы летают?
Орнитолог: Птицы летают, потому что у них:
-
широкие крылья и хвост;
-
лёгкие перья с полым стержнем;
-
жёсткие маховые перья;
-
птицы лёгкие, так как едят понемногу и часто.
Учитель: - Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам на
лесной полянке? (Да)
- Попрощаемся и скажем дружно: «До свидания, Лес!».
Дети: До свидания, Лес!
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Итог урока
/Дети становятся в круг/
Учитель: - Вот и подошел к концу урок. Вам понравился урок?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
Учитель читает стихотворение (с кошельком в руках):
Если деньги накопить, Можно многое купить- Дом, одежду и завод, Самолет и пароход. - А есть ли что-нибудь такое, что нельзя купить? /Ответы детей./ Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек Родничок и тополек.
Учитель: - Посмотрите, какая красочная и живая получилась экспозиция,
выполненная вашими руками.
Каждый из вас вложил в работу тепло своего доброго сердца.
Это замечательно!
/Музыкальный фон./
Учитель: - Растения и животные - это наша природа. Красота, которую дарит природа,
бесценна. Многих птиц осталось в природе Казахстана очень мало, поэтому
они занесены в Красную книгу. Это:
/На фоне легкой музыки звучит отрывок из стихотворения./
Ученик: Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Действительно, природе нужны настоящие защитники и друзья. Но, к сожалению, есть озорники, которые…
Ученик 1: Разоряют гнезда.
Ученик 2: Оставляют в лесу мусор.
Ученик 3: На деревьях вырезают ножичком свои имена, чтобы оставить след и память
о себе.
Учитель: - Но след этот должен быть другим - добрым. В нашей книге, которая
называется «Береги природу!», каждый, кто считает себя настоящим другом
природы, кто за то, чтобы беречь и любить природу, оставит добрый след -
отпечаток своей ладошки. С этого дня каждый из вас будет в ответе за
природу.
Но прежде, я хочу поблагодарить всех ребят за прекрасную работу. А
оцените свою работу вы самостоятельно.
Сейчас вы возьмете конфету из коробочки с соответствующей оценкой.
/ Оценивание своей работы детьми./
Учитель: - А теперь, раскрасьте ладошку краской любого цвета, приложите ее на
страницу книги, где написано ваше имя.
/Дети раскрашивают ладошки, оставляют отпечаток./
Признаки весны в неживой и живой природе
-
Ярче светит и греет теплее солнце.
-
Солнце поднимается на небосклоне выше и выше, поэтому лучи сильнее греют землю.
-
Небо становится выше и прозрачнее.
-
Температура воздуха повышается.
-
Начинает таять снег, бегут ручьи.
-
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
-
На деревьях набухают почки.
-
На проталинах появляются первые цветы: подснежники, ландыши, тюльпаны, мать-и-мачеха.
-
Пробуждается все живое.
-
Из спячки выбираются медведи, барсуки, ежи, суслики.
-
Животные греют спинки и животики на солнцепёке.
-
Птицы начинают весело щебетать, вить гнёзда.
Перелетные птицы:
-
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки, журавли, утки и гуси, скворцы.
Оседлые птицы:
-
Воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби, тетерев, снегирь и клёст.
Правила поведения в лесу
-
Не шуми, не кричи, не включай музыку громко - ты распугаешь птиц и зверей!
-
Не оставляй после себя мусор (металлические банки разрушаются 100 лет, а пакеты - 220 лет)!
-
Не ломай ветки деревьев!
-
Не разводи костров - может загореться лес!
-
Не топчи и не рви цветы, жизнь сорванных цветов коротка! Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения!
-
Не тревожь муравейники!
-
Не разоряй гнезда птиц!
-
Не трогай яйца птиц и птенцов - птица покинет гнездо и не вернётся!
-
Не бери домой птенцов и детёнышей зверей - они могут погибнуть в неволе!
-
Не уничтожай животных, которые тебе неприятны: змей, лягушек и т.д.!
-
Не прячься во время грозы под одиноким деревом - опасно: в него может ударить гроза!
Правила поведения в лесу
-
Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное - это никому не помешает!
-
Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
-
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать. А лучше бы их совсем не было!
-
Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
-
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите!
-
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!
-
Если станет холодно, можно погреться у костра!
-
Можно взять домой птенцов и детёнышей зверей. Они такие забавные!
-
Во время грозы можно укрыться под одиноким деревом.
-
Можно любоваться красотой леса, наблюдать за жизнью животных, слушать удивительное пение птиц.
12