- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающий мир Где зимуют птицы
Конспект урока окружающий мир Где зимуют птицы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Затонская Н.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема
Где зимуют птицы?
Цель темы
Уточнить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях;
Задачи
Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;
Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Планируемый результат
Знать о многообразии мира зимующих и перелетных птиц.
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.
Определять виды зимующих и перелетных птиц на территории школы.
Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.
Основные понятия
Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, технология
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник А. А. Плешаков « Окружающий мир», 1 класс.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Методическое пособие, наглядный демонстрационный материал «Птицы зимой» , мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир», документ-камера.
Организация пространства
-работа фронтальная,
-самостоятельная работа ,
-работа в парах
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята , к нам сегодня на урок пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся друг другу, ведь мы знаем с вами, что улыбки располагают к приятному общению .Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и надеюсь очень интересным. II. Постановка темы, цели урока.
- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку. -Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. (Картина зимнего леса.) Слайд. - Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые. Утром пройдёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали. -Чьи же следы можно увидеть в лесу? -Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)
Прочитайте тему урока.
- Что нового о птицах вы хотели бы узнать на нашем уроке?
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
где они зимуют, и вспомним, как им помочь. III. Работа над темой урока. -Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.) - Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные). (Слайд) - Подумайте почему некоторых птиц называют зимующими?А каких зимующих птиц вы знаете? Какие зимующие птицы живут в нашем городе? Назовите их. (Слайд зимующих птиц) - Как вы думаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему? - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. - А как мы можем помочь нашим птицам пережить долгую холодную зиму? Чем нужно подкармливать птичек? Посмотрите какие виды кормушек можно изготовить вспомните чем можно угощать птиц?(Виды кормушек). Таблица -На уроке окружающего мира мы выполняли проект «Делаем кормушку своими руками» (Слайд )и стараемся постоянно подкармливать наших младших друзей. -А кто из вас повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетают на вашу кормушку?
Ребята предлагают вам Угадать , кто прилетает к нашей кормушке?
1.- Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……).Воробей
- А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 12)
2. Летом я ловила мошек,
Я зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица,
А зовут меня…(синица)
3. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Дятел.
Он древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им он и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».
Стихотворение о дятле.
- Что ты, дятел,
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!
- Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
4..Я ни дятел, ни синица.
Мне на месте не сидится.
Акробат отличный я,
Встретишь ты зимой меня
Я по дереву стою вниз головой,
Не упаду.
Мои друзья не смогут так.
Узнал меня?
Так кто же я? (Поползень).
5.Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку - (Снегиря.)
А вот какие советы дали вам зимующие птицы. Прочитаем на слайде
* Не распугивать птиц возле кормушек.
* Чистить снег.
* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время. - Но кроме зимующих птиц есть и другие, например, ласточка, журавль, соловей. (Слайды) А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края. Поэтому их называют перелетными. А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим. - Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно розовый…(скворец) слайд.
- Угадайте, что за птичка- Тёмненькая - невеличка. Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) слайд.
- Кто без нот и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежнее? Кто же это…(соловей) слайд. Физминутка
- Работа с учебником.
Работа в парах
-Рассмотрите рисунок, отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными - перелетных.
Проверка на документ-камере.
-Кто правильно разделил птиц на группы? (Самооценка)
Работа в парах с .17
-Предположите, где же зимуют перелётные птицы.
- Как люди узнали, что перелетные птицы улетают на юг?
- Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. (Слайд) -На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы. V. Закрепление 1. Работа в печатной тетради (№1 с.14) Работа в паре
- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы могли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц. Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.
2.Игра «третий лишний» (слайд)
VI. Итог урока.
Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?
Распределите птиц на две группы - Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять. VII. Рефлексия -Оцените свою работу на уроке. Что бы вы еще хотели узнать о птицах?