Рабочая программа по предмету Живой мир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа Адаптированная- рабочая программа по предмету живой мир в 1 классе разработана для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида». Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Типового базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29/2331-6 от 18.09.2002г., приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. № 29/2065-п. 2. Учебного плана ГБС (К) ОУ « Нижнекамская школа № 18 VIII вида» 3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущено Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, М.: Владос,2001. В соответствии с учебным планом, на изучение живого мира в рамках курса 1 класса отводится 2часа в неделю, что составляет 66 учебных часов в год. Планирование учебного материала дается по учебнику под редакцией Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, включающую в себя основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы; календарно - тематическое планирование. Целью изучения курса живой мир в 1 классе является выработка умений отличать живую и не живую природу, оберегать и бережно относится к природе, животным. Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, живой мир решает следующие задачи: - формирование доступных учащимся знаний и умений о живой и не живой природе, временах года, растениях, животных и человеке; - максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; - воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

При изучении живого мира в 1 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида используются следующие педагогические технологии:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; - формирование представлений о живой не живой природе.

Содержание курса Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г №29/2065-п на изучение предмета живой мир отводится в 1 классе - 1 час в неделю. Живой мир обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение живому миру в коррекционной школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости, знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по предмету живой мир, который доступен большинству школьников. Основные метапредметные связи осуществляются на уроках живого мира с уроками (от 3 до5) Устная речь («Теремок», «Знакомство во дворе») Чтение (Сказка «Колобок», «Семья. Понятие «слово». Режим дня школьника») Занимательный труд («Лепка колобка», изготовление аппликации к 8 марта) Основные требования к знаниям и умениям учащихся учащиеся должны знать: названия изученных предметов, групп предметов, явлений природы. учащиеся должны уметь:

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам( цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу).
- активно участвовать в беседе;
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- составлять простые нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень

  • Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • Различать части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

  • Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

  • Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

2-й уровень
  • Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки (с помощью учителя);

  • Различать части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

  • Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

  • Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение (с помощью учителя).

Формы и средства контроля С целью проверки умений и знаний учащихся, качества подготовки учащихся по предмету проводят следующие формы контроля:

- обобщающая беседа по изученному материалу (О/Б);

- индивидуальный устный опрос (ИУО);

- фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода (Ф/Р). Перечень материально-технического обеспечения: Методические пособия

  1. Е.П.Коржева«Детская энциклопедия», «Росмен», Москва-1998г.
  2. Р.А.Петросова, В.И.Иванов«Природоведение», учебное пособие (1-4 классы), Москва,РИНО-2004г.
  3. Г.Филатова, В.Рябченко«Вопросы и ответы» книга для любознательных, Москва издательство«Махаон»,2005г.
Дидактические пособия Плакаты (Время года) Таблицы (время суток, дни недели, времена года, месяца года) Средства обучения: Список литературы
  1. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 1 класс. Издательство: «Издательство «АРКТИ» 2003г

  2. Е.П.Коржева«Детская энциклопедия», «Росмен», Москва-1998г.

Электронные ресурсы Ноутбук Телевизор Видеомагнитофон

Календарно - тематическое планирование по живому миру класс 1

(2 часа в неделю, 66 часов в год)

Тема

Тип урока

Вид контроля

Коррекционная задача

Ожидаемые результаты

Дата проведения


знать

уметь


1 четверть

Iраздел-Летние каникулы. Сентябрь


1/1

Летние каникулы

Закрепление и повторение пройденного материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся

Знать правила безопасного поведения на воде, на улице

Уметь составлять рассказ




2/2


Сентябрь


Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся

Знать осенние месяцы

Уметь перечислить осенние месяцы




3/3

Признаки сентября

Изучение нового материала

О/Б

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся

Знать признаки сентября

Уметь перечислить признаки сентября




II радел- Школа

4/4

Школа

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся

Знать режим школы

Уметь ориентироваться в школе




5/5

Школьный класс

Изучение нового материала

Ф/Р

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся

Знать имена одноклассников

Уметь называть одноклассников по имени




III раздел- Овощи, фрукты

6/6

Овощи. Помидор.

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся об овощах

Знать названия овощей

Уметь отличить помидор от других овощей




7/7

Овощи. Огурец.

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся об овощах

Знать названия овощей

Уметь отличить огурец от других овощей




8/8

Помидор и огурец

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся об овощах

Знать названия овощей

Уметь отличить помидор и огурец от других овощей




9/9

Работа осенью в садах-огородах

Изучение нового материала

О/Б

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся об овощах

Знать названия овощей

Уметь отличать овощи от фруктов




10/10

Отличие фруктов от овощей

Комбинированный урок

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся об овощах и фруктах

Знать названия овощей

Уметь отличать овощи от фруктов




11/11

Фрукты. Яблоко.

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать названия овощей

Уметь отличать овощи от фруктов




12/12

Виды яблок.

Изучение нового материала

О/Б

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать названия овощей

Уметь отличать овощи от фруктов




13/13

Фрукты. Груша.

Изучение нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать названия фруктов

Уметь отличать овощи от фруктов




14/14

Уход за фруктами.

Изучение нового материала

О/Б

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать названия фруктов

Уметь отличать овощи от фруктов




15/15

Признаки осени.

Урок закрепления изученного материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать осенние месяцы

Уметь перечислить признаки осени




16/16

Обобщающий урок

Урок закрепления изученного материала

Ф/Р

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать осенние месяцы

Уметь перечислить признаки осени




17/17

Итоговый урок

Урок закрепления изученного материала

О/Б

Развивать словарный запас, корригировать мыслительную деятельность учащихся. Пополнить знания учащихся о фруктах

Знать осенние месяцы

Уметь перечислить признаки осени




18/18

Итоговый урок (экскурсия)

Урок закрепления и обобщения полученных знаний

Ф/Р

Развивать интерес к неживой природе посредством просмотра видео материалов

Знать осенние месяцы

Уметь перечислить признаки осени




2 четверть

IV раздел- Школа. Класс


1/19

Школа

Урок закрепления и обобщения полученных знаний

ИОУ

Развивать и пополнять словарный запас учащихся

Знать режим школы

Уметь ориентироваться в школе




2/20

Правила поведения в школе

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать имена одноклассников

Уметь называть одноклассников по имени




3/21

Класс

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать режим школы

Уметь ориентироваться в школе




4/22

Мои одноклассники

Урок изучения нового материала

О/Б

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать имена одноклассников

Уметь называть одноклассников по имени




5/23

Учебные вещи

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать учебные вещи, принадлежности

Уметь называть учебные принадлежности




6/24

Мой рюкзак

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе, учить пользоваться школьными принадлежностями

Знать учебные вещи, принадлежности

Уметь называть учебные принадлежности




7/25

Игрушки

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать названия игрушек

Уметь рассказывать о своей игрушке




8/26

Моя любимая игрушка

Урок изучения нового материала

Ф/Р

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе

Знать названия игрушек

Уметь рассказывать о своей игрушке




9/27

Игрушки и учебные вещи

Урок изучения нового материала

ИОУ

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе, учить пользоваться школьными принадлежностями

Знать отличия между игрушками и учебными вещами

Уметь рассказать о игрушках и учебных вещах, знать отличия




10/28

Игрушки и учебные вещи

Урок изучения нового материала

О/Б

Ознакомить учащихся с правилами поведения в школе и классе, учить пользоваться школьными принадлежностями

Знать отличия между игрушками и учебными вещами

Уметь рассказать о игрушках и учебных вещах, знать отличия




V раздел- Одежда, обувь

11/29

Одежда

Урок изучения нового материала

ИОУ

Научить правильно ухаживать за одеждой

Знать названия одежды

Уметь перечислить одежду на ученике




12/30

Верхняя одежда

Урок изучения нового материала

ИОУ

Научить правильно ухаживать за одеждой

Знать верхнюю одежду

Уметь отличить верхнюю одежду




13/31

Зима

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о времени года «Зима»

Знать время года «зима», зимние месяцы

Уметь называть зимние месяцы




14/32

Экскурсия в природу.

Урок обобщения изученного материала

О/Б

Закрепить представления учащихся о временах года

Знать время года «зима», зимние месяцы

Уметь называть зимние месяцы




III четверть


1/33

Обувь

Урок изучения нового материала

ИОУ

Научить правильно подбирать обувь

Знать сезонную смену обуви

Уметь правильно подбирать обувь по сезону




2/34

Уход за обувью

Урок изучения нового материала

ИОУ

Научить правильно ухаживать за обувью

Знать сезонную смену обуви

Уметь правильно подбирать обувь по сезону




3/35

Виды обуви

Урок изучения нового материала

Ф/Р

Научить различать виды обуви

Знать сезонную смену обуви

Уметь правильно подбирать обувь по сезону




VI раздел - Живая и неживая природа

4/36

Птицы

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о птицах, зимующих и перелетных

Знать названия птиц

Уметь назвать птиц




5/37

Зимующие птицы

Урок изучения нового материала

Иоу

Дать представление о птицах, зимующих и перелетных

Знать перелетных птиц, зимующих птиц

Уметь назвать перелетных птиц, зимующих птиц




6/38

Перелётные птицы

Урок изучения нового материала

О/Б

Дать представление о птицах, зимующих и перелетных

Знать перелетных птиц, зимующих птиц

Уметь назвать перелетных птиц, зимующих птиц




7/39

Признаки зимы

Урок изучения нового материала

О/Б

Дать представление о признаках зимы

Знать признаки и отличия зимы от другого времени года

Уметь перечислить признаки зимы




8/40

Игры зимой

Урок изучения нового материала

Ф/Р

Дать представление о признаках зимы

Знать признаки и отличия зимы от другого времени года

Уметь перечислить признаки зимы




VIIраздел - Семья

9/41

Семья

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о ячейке общества «семья»

Знать свою семью, знать имена родственников

Уметь рассказать о своей семье




10/42

Моя семья

Урок изучения нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас

Знать свою семью, знать имена родственников

Уметь рассказать о своей семье




11/43

Помощь по дому

Урок изучения нового материала

О/Б

Научить помогать в домашнем хозяйстве

Знать свою семью, знать имена родственников

Уметь рассказать о своей семье




VIII раздел- Дикие и домашние животные

12/44

Домашние животные. Кошка

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




13/45

Кошка

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




14/46

Уход за домашними животными

Урок изучения нового материала

О/Б

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




15/47

Домашние животные. Собака

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




16/48

Собака

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




17/49

Обобщающий урок

Урок обобщения полученных знаний

О/Б

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




18/50

Итоговый урок

Урок закрепления

Ф/Р

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать домашних животных, уход за ними

Уметь рассказать о домашних животных




IV четверть




Дать представление о домашних животных, учить ответственности


1/51

Дикие животные. Волк.

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




2/52

Отличие диких животных от домашних животных

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о домашних животных, учить ответственности

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




3/53

Жизнь диких животных

Урок изучения нового материала

ИОУ

Развивать словарный запас, корригировать мыслительные процессы

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




4/54

Дикие животные. Лиса

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о диких животных, о среде обитания.

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




5/55

Сказки с лисой.

Урок изучения нового материала

О/Б

Дать представление о диких животных, о среде обитания.

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




6/56

Обобщающий урок

Урок обобщения изученного материала

Ф/Р

обобщить представление о диких животных, о среде обитания.

Знать диких животных, места их обитания

Уметь рассказать о диких животных и местах их обитания




IX раздел - Весна (7 ч.)




IX раздел - Весна (7 ч.)

7/57


Весна

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление времени года «Весна»

Знать время года «весна», признаки и отличия

Уметь определить время года по картинке, по устному описанию




8/58

Признаки ранней весны.

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление времени года «Весна»

Знать время года «весна», признаки и отличия

Уметь определить время года по картинке, по устному описанию




9/59

Работа весной в огородах.

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление времени года «Весна»

Знать время года «весна», признаки и отличия

Уметь определить время года по картинке, по устному описанию




10/60

Праздники весной

Урок изучения нового материала

О/Б

Дать представление времени года «Весна»

Знать время года «весна», признаки и отличия

Уметь определить время года по картинке, по устному описанию




11/61

Обобщающий урок

Урок обобщения полученных знаний и навыков

Ф/Р

Обобщить знания учащихся

Знать время года «весна», признаки и отличия

Уметь определить время года по картинке, по устному описанию




12/62

Комнатные растения

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о комнатных растениях

Знать комнатные растения, уход за ними

Уметь ухаживать за комнатными растениями (поливка)




13/63

Уход за комнатными растениями

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о комнатных растениях

Знать комнатные растения, уход за ними

Уметь ухаживать за комнатными растениями (поливка)




Х раздел - Личная гигиена

14/64

Тело человека и охрана здоровья

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о теле человека

Знать части тела человека

Уметь показать и назвать части тела человека




15/65

Гигиена.

Урок изучения нового материала

ИОУ

Дать представление о гигиене человека

Знать части тела человека

Уметь показать и назвать части тела человека




16/66

Итоговый урок

Урок закрепления полученных знаний

Ф/Р

Обобщить знания учащихся о строении тела человека, гигиене

Знать части тела человека

Уметь показать и назвать части тела человека





© 2010-2022