- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по технологии Изразцы
Конспект урока по технологии Изразцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарченко И.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок технологии в 3 классе по теме «Наряд для печки»
Данный урок проводится в школьном музее «Русская старина»
Цели урока: изготовить панно из пластилиновых изразцов.
Задачи урока:
- познакомить с конструкцией «Русская печь» и её значимостью в русской избе.
-познакомить с приёмом лепки панно
-научить технике выполнения рельефа
-создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, развитие мелкой моторики рук
-содействовать эстетическому воспитанию
Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, стеки, картон, шаблон узора.
План урока:
-
Организационный момент
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Объяснение нового материала
-
Повторение нового материала
-
Практическая работа
-
Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, мы с вами находимся в нашем школьном музее.
Давайте вспомним правила поведения в музее.
Располагайтесь удобнее в нашей «русской избе».
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Мы с вами сегодня будем выполнять работу «Панно из пластилиновых изразцов».
-А о чём пойдёт речь, вы сейчас отгадаете с помощью загадки:
Зимой много ест,
Летом много спит.
Тепло тёплое,
Сесть на неё - сядешь,
А не везёт.
-Правильно, это печка.
3. Объяснение нового материала
Мы с вами находимся в нашем школьном музее «Русская старина».
Крестьянский дом - это особое явление народной культуры. Крестьянский дом ещё называют изба.
Какое помещение наши с вами предки называли избой?
-Вспомните, из какой сказки эти слова:
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
Изба-это помещение, которое отапливается печкой. Посмотрите, какое пространство занимает наша печь. Давайте рассмотрим устройство русской избы.
Печь - это основа в избе, её душа. Наши предки славяне считали, что огонь в печи является священным, он помогал сохранять родственные связи. Поэтому плюнуть на очаг считалось большим грехом.
-Давайте внимательно рассмотрим конструкцию печи. Печь состоит из корпуса, дымохода, устья. Устье после топки закрывают заслонкой из стали. Перед устьем есть шесток - площадка из кирпичей. Вокруг находится оплечье, где располагается утварь. Печурки, где ставили посуду с готовой пищей, и там она сохраняла тепло.
Русская печь в крестьянской избе топилась и зимой, и летом каждый день. Размеры русской печи очень внушительны. В неё мог пролезть взрослый человек, чтобы попариться с берёзовым веничком.
-Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни крестьянской семьи. С вечера около устья печи хозяйка складывала дрова, чтобы за ночь они просохли. А рано утром, когда ещё не рассвело - хозяйка разводила в печи огонь и готовила пищу, пекла хлеба.
Конструкция русской печи позволяла готовить на ней не только щи и каши, но и печь хлеб, пироги, сушить грибы и ягоды.
-РУССКУЮ ПЕЧЬ ЛЮБИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ОНА Б КОРМИЛА, НО И ЗА ТО, ЧТО ОНА ДОЛГО ОТДАВАЛА ТЕПЛО. Тепло русской печи закаляло человека.
4. Закрепление нового материала
-Покажите на нашей печке и назовите части русской печи. Найдите дымоход, печурки, устье, шесток, оплечье.
-А теперь, вспомните, в каких сказках мы уже встречались с русской печкой?
А) Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.
Кто помог сестрице от Яги укрыться?
Б) Про Емелю в сказке речь, в чистом поле едет печь.
-Посреди зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». Зимними долгими вечерами в избе рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.
В) Игра «Собери пословицу»
-НА ПЕЧИ ВСЕ (КРАСНОЕ ЛЕТО).
-Без работы и (печь холодна).
Хочешь, есть калачи - (не сиди на печи).
Физминутка
5. Подготовка к практической работе.
В доме печь имела особое значение. Она и грела, и кормила, но при этом русская печь выступала как своеобразный элемент интерьера.
Печь нередко украшала жилище.
-Сравните изображение русской печи на нашем плакате и на фотографии. Чего не хватает нашей печке?
Внимательно посмотрите на эту печь.
-Что её сделало нарядной?
-Наша задача сегодня не только узнать о значимости русской печи, но и украсить печь изразцами.
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
-Изразцы (кафель) - это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства - для украшения стен.
-Посмотрите, что изображали мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, животные, райские деревья, и причудливые цветы, и мозаичные картины.
Реализация задачи урока
-Сейчас, наша задача изготовить панно из пластилиновых изразцов для нашей печки.
А) Анализ изразца
На шаблоне изображена цветочная композиция. Поэтому, нам необходимо соблюдать симметрию (симметрия-это совпадение узора относительно оси симметрии).
-Как можно назвать, по-другому эту поделку? (Аппликация)
-Назовите части аппликации.
-Из чего выполнена основа? (картон)
-Как расположены цветы и листья на основе? (симметрично)
-Как закрепили пластилин на основе?
Б) Объяснение технологии изготовления
Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:
-
Пластилин необходимо размять
-
Для того чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.
-
Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора
-
Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.
В) Закрепление технологии изготовления
-Повторите, пожалуйста, этапы работы.
-С чего надо начинать?
Г) Практическая работа
-А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.
Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги.
6. Итог урока
Украшаем нашу печь выполненными изразцами.
-Какую работу мы сегодня с вами выполняли?
-Понравилось ли вам ваше творчество?
-Что нового узнали на уроке?
-Что больше всего понравилось?