Конспект урока по технологии Изразцы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии в 3 классе по теме «Наряд для печки»

Данный урок проводится в школьном музее «Русская старина»

Цели урока: изготовить панно из пластилиновых изразцов.

Задачи урока:

- познакомить с конструкцией «Русская печь» и её значимостью в русской избе.

-познакомить с приёмом лепки панно

-научить технике выполнения рельефа

-создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, развитие мелкой моторики рук

-содействовать эстетическому воспитанию

Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, стеки, картон, шаблон узора.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Объяснение нового материала

  4. Повторение нового материала

  5. Практическая работа

  6. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, мы с вами находимся в нашем школьном музее.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Располагайтесь удобнее в нашей «русской избе».

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами сегодня будем выполнять работу «Панно из пластилиновых изразцов».

-А о чём пойдёт речь, вы сейчас отгадаете с помощью загадки:

Зимой много ест,

Летом много спит.

Тепло тёплое,

Сесть на неё - сядешь,

А не везёт.

-Правильно, это печка.

3. Объяснение нового материала

Мы с вами находимся в нашем школьном музее «Русская старина».

Крестьянский дом - это особое явление народной культуры. Крестьянский дом ещё называют изба.

Какое помещение наши с вами предки называли избой?

-Вспомните, из какой сказки эти слова:

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

Изба-это помещение, которое отапливается печкой. Посмотрите, какое пространство занимает наша печь. Давайте рассмотрим устройство русской избы.

Печь - это основа в избе, её душа. Наши предки славяне считали, что огонь в печи является священным, он помогал сохранять родственные связи. Поэтому плюнуть на очаг считалось большим грехом.

-Давайте внимательно рассмотрим конструкцию печи. Печь состоит из корпуса, дымохода, устья. Устье после топки закрывают заслонкой из стали. Перед устьем есть шесток - площадка из кирпичей. Вокруг находится оплечье, где располагается утварь. Печурки, где ставили посуду с готовой пищей, и там она сохраняла тепло.

Русская печь в крестьянской избе топилась и зимой, и летом каждый день. Размеры русской печи очень внушительны. В неё мог пролезть взрослый человек, чтобы попариться с берёзовым веничком.

-Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни крестьянской семьи. С вечера около устья печи хозяйка складывала дрова, чтобы за ночь они просохли. А рано утром, когда ещё не рассвело - хозяйка разводила в печи огонь и готовила пищу, пекла хлеба.

Конструкция русской печи позволяла готовить на ней не только щи и каши, но и печь хлеб, пироги, сушить грибы и ягоды.

-РУССКУЮ ПЕЧЬ ЛЮБИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ОНА Б КОРМИЛА, НО И ЗА ТО, ЧТО ОНА ДОЛГО ОТДАВАЛА ТЕПЛО. Тепло русской печи закаляло человека.

4. Закрепление нового материала

-Покажите на нашей печке и назовите части русской печи. Найдите дымоход, печурки, устье, шесток, оплечье.

-А теперь, вспомните, в каких сказках мы уже встречались с русской печкой?

А) Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице от Яги укрыться?

Б) Про Емелю в сказке речь, в чистом поле едет печь.

-Посреди зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». Зимними долгими вечерами в избе рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.

В) Игра «Собери пословицу»

-НА ПЕЧИ ВСЕ (КРАСНОЕ ЛЕТО).

-Без работы и (печь холодна).

Хочешь, есть калачи - (не сиди на печи).

Физминутка

5. Подготовка к практической работе.

В доме печь имела особое значение. Она и грела, и кормила, но при этом русская печь выступала как своеобразный элемент интерьера.

Печь нередко украшала жилище.

-Сравните изображение русской печи на нашем плакате и на фотографии. Чего не хватает нашей печке?

Внимательно посмотрите на эту печь.

-Что её сделало нарядной?

-Наша задача сегодня не только узнать о значимости русской печи, но и украсить печь изразцами.

В старину умельцы были.

Чудеса они творили, создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

-Изразцы (кафель) - это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.

Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства - для украшения стен.

-Посмотрите, что изображали мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, животные, райские деревья, и причудливые цветы, и мозаичные картины.

Реализация задачи урока

-Сейчас, наша задача изготовить панно из пластилиновых изразцов для нашей печки.

А) Анализ изразца

На шаблоне изображена цветочная композиция. Поэтому, нам необходимо соблюдать симметрию (симметрия-это совпадение узора относительно оси симметрии).

-Как можно назвать, по-другому эту поделку? (Аппликация)

-Назовите части аппликации.

-Из чего выполнена основа? (картон)

-Как расположены цветы и листья на основе? (симметрично)

-Как закрепили пластилин на основе?

Б) Объяснение технологии изготовления

Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:

  1. Пластилин необходимо размять

  2. Для того чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.

  3. Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора

  4. Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.

В) Закрепление технологии изготовления

-Повторите, пожалуйста, этапы работы.

-С чего надо начинать?

Г) Практическая работа

-А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.

Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги.

6. Итог урока

Украшаем нашу печь выполненными изразцами.

-Какую работу мы сегодня с вами выполняли?

-Понравилось ли вам ваше творчество?

-Что нового узнали на уроке?

-Что больше всего понравилось?



© 2010-2022