МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л. Н. ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Калмыкова Е.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14»Зеленый шум»

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня)

Цели урока:

• Организовать знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом, умение различать жанры.

• Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.

• Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.; Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;

- Портрет Л. Н. Толстого;

- Выставка книг Л.Н. Толстого;

- Таблицы с пословицами;

ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, коллективная, индивидуальная.

Оформление доски: Запись темы, эпиграфа, словарика терминов, домашнее задание.

Эпиграф:

Доброта побеждает всё, а сама непобедима.

(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня, пословица, притча.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

II. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Звучит музыка «Родительский дом»

Беседа:

- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)

Работа в парах.

Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице?

(Лад - согласие)

Объяснить значение данных слов.

Какие басни подходят к теме «Семья» ?

1. Вместе - мы сила.

2. Нет друга - ищи, а нашел - береги

3. Врозь грузно, а вместе дружно.

4. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

5. Своя семья - самые верные друзья.

6. Сердце матери лучше солнца греет.

7. Вся семья вместе, так и душа на месте.

8. На что и клад, коли в семье лад.

9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

10. Согласие крепче каменных стен.

11. Красив тот, кто красиво поступает

12. Дружно - не гузно, а один и у каши загинет.

13. Одна пчела не много меду натаскает.

14. Крепкую дружбу и водой не разольешь

15. Один в поле не воин.

16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

17. Добрый человек добру и учит.

18. Согласие крепче каменных стен.

19. Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

III. Изучение нового материала.

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы - событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что - зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

- Что вы о нем уже знаете?

- Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого

(выступление подготовленных учащихся).

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 - летие со дня смерти писателя.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший - Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание - литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).

Работа над текстом.

- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

- Над чем надо задуматься?

- Какому жизненному правилу вас учит произведение?

Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом».

- К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

- В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА - поучение в примерах. (В.И.Даль).

ПРИТЧА - так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

- Ребята, чем отличается басня от притчи?

Физкульминутка.

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»

- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?

«Что нужно для счастья? - спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. - Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце - это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).

V. Подведение итогов урока.

- С каким произведением познакомились?

- Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

VI. Инструктаж по домашнему заданию.

Попробуй сочинить:

1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.

VII.Рефлексия.

© 2010-2022