Методическая разработка урока по русскому языку на тему Подлежащее ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе

по теме «Подлежащее»

Тема: Подлежащее (урок 29)

Класс: 3 Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель: осуществление поиска новых идей разрешения проблемной ситуации. Задачи: образовательная: способствовать совершенствованию умения находить подлежащее в предложениях, выраженного именем существительным, местоимением, сочетанием слов; Развивающая: содействовать развитию внимания, мышления, памяти.

Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения, активизации интереса к предмету. Планируемые результаты: Предметные: решать учебные и практические задачи - формировать умение ставить вопросы к словам, определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего в предложении. Метапредметные: Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять контроль; Познавательные: формировать умения находить способы решения проблем поискового характера, производить отбор интересующей информации, учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ. Коммуникативные: формировать умение вести диалог, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. Личностные: планирование учебного сотрудничества - определять соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Дидактический материал: индивидуальные карточки-помощницы, карточки для работы в паре, интернет - ресурсы.

Этап урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Методический комментарий

1

Организационный момент и психологический настрой

(3 мин)

1.Организуют рабочее место.

2. Игра-приветствие. Дети вместе с учителем встают в круг, берутся за руки, моделируют солнце, обмениваются теплом ладошек, ходят по кругу и проговаривают слова, желают друг другу дачи 1.Организация рабочего места. 2. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение: - «Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я - от сердца ключик - «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». - Солнышко почувствовало тепло наших ладошек, сердец, улыбок и послало нам удачу и успех.

Протяните левую руку и возьмите удачу. Протяните правую руку и возьмите успех.

Доброжелательная атмосфера - эмоциональное и духовное объединение, необходимый элемент для перехода к совместной познавательной деятельности и установления межличностного контакта.

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

(5 мин)

1.В парах производят взаимопроверку домашнего задания.

1. Уточняющие вопросы:

- Напомните, какое было домашнее задание?

-какие вопросы возникли при выполнении?

- где можно было найти информацию? К кому обратиться за советом?

2. Обсудите в паре выполнение домашнего задание и оцените друг друга.

3. Чистописание.

Уточняющие вопросы позволяют учителю представить картину усвоения знаний предыдущего занятия.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (10мин)

1.Формируют группы.

2. Вспоминают правила «мозгового штурма», повторяют хором:

  • Принимать все идеи, даже абсурдные.

  • Никакой критики.

- 1 группа работает с предложением: Валя с Галей пошли в театр.

(Учащиеся записывают версии на альбомных листах и вывешивают на доске):

1.Подлежащее - слово Валя, потому что отвечает на вопрос «Кто?»и оно выражено именем существительным.

2.Подлежащее - слово театр, потому что это имя существительное отвечает на вопрос «что?».

3. В этом предложении два подлежащих - «Валя» и «театр», так как оба слова имена существительные и отвечают на вопросы «кто?» и «что?».

4. В предложении подлежащее выражено сочетание слов «Валя с Галей».

Указывают основные признаки подлежащего.

Делают выводы.

1. Работа с рубрикой"Давай подумаем" по решению проблемной ситуации. У. - Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдём в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.

- Наша учебная задача: для решения проблемы проведём «мозговой штурм».

- Как будем достигать цели? Формируем группы и повторяем правила «мозгового штурма»

2. Выслушаем обсуждение версий.

У.1. Мы не согласны с версией 2. Слово «театр» на вопрос «Что?» и является именем существительным, а слово «Валя» на вопрос «Кто?» Разве может в предложении быть два подлежащих, отвечающих на разные вопросы?

- Ребята, помогите нам ? Может такое быть? Почему?

Предлагает поработать в парах над версией 4.

Результаты работы в парах проверяются коллективно

«Мозговой штурм» выполняется поэтапно: 1этап. Выдвигаются и записываются на доске все предложенные версии. 2этап. Обсуждение версий начинается с тех, неправильность которых очевидна (версия 2, затем версия 3, после обсуждения которых отвергается и версия 1). Более пристального внимания заслуживает версия 4, которую дети при желании могут обсудить в парах или группах. По такому же принципу происходит выдвижение и обсуждение версий предложения: Они посмотрели известный спектакль. 3 этап. Обработка результатов, вывод.

4

Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные) ( 10мин)

1.Читают информацию в учебнике.

2. Читают задание к упражнению №1.

Группа разбивается на пары. Школьники распределяют роли: «журналист» и «специалист». «Журналист» берёт интервью, затем дети меняются ролями.

Оцениваю работу групп.

3. Выполняют упражнение по выбору

Сравнивают свою работу с эталоном на доске.

1.Найдите вывод в учебнике. Верное ли решение приняли мы в ходе коллективного обсуждения?

2.Организует работу с упр.1.

-Прочитайте задание к упр.1

-Какая наша учебная задача? Выполните задание, используя приём «Трёхшаговое интервью».

3. Дифференцированное задание. Выполнение упражнений по выбору 2или 3с последующей самопроверкой.


Приём «Трёхшаговое интервью». «Подчеркни подлежащее в предложениях». Этот приём разрешает противоречия в игровой форме, у детей формируется культура общения

5

Физминутка

(2мин)

Выполняют движения

Включает музыкальный видеоролик

Упражнение снимает утомление и способствует расслаблению мышц рук

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12мин)

Составляют рассказ по выбору о подлежащем и способах его выражения

Сигнализируют готовность.

Рассказывают, слушают, добавляют.

Договариваются и выполняют его письменно.

Организует презентацию работ, привлекает участников к обсуждению

Осуществляет коррекцию знаний,

обеспечивает усвоение понятия и правильное воспроизведение его.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3мин)

Записывают в дневники задание.

Задают вопросы.

Даёт рекомендации.

Осуществляет педагогическую поддержку

8

Рефлексия (подведение итогов)

Предоставляют схему "Подлежащее"

Подлежащее" - имя существительное, местоимение, сочетания слов.

- Какое открытие сделали на уроке? Представьте его в виде схемы.

- Продемонстрируйте карточку настроения Спасибо за урок!

Список литературы 1. Иванов, С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова - М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Иванов, С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, Кузнецова и др. -3 изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2012 -192с.: ил.

6


© 2010-2022