- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока по русскому языку на тему Подлежащее ( 3 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку на тему Подлежащее ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вертиева В.М. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
по теме «Подлежащее»
Тема: Подлежащее (урок 29)
Класс: 3 Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель: осуществление поиска новых идей разрешения проблемной ситуации. Задачи: образовательная: способствовать совершенствованию умения находить подлежащее в предложениях, выраженного именем существительным, местоимением, сочетанием слов; Развивающая: содействовать развитию внимания, мышления, памяти.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения, активизации интереса к предмету. Планируемые результаты: Предметные: решать учебные и практические задачи - формировать умение ставить вопросы к словам, определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего в предложении. Метапредметные: Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять контроль; Познавательные: формировать умения находить способы решения проблем поискового характера, производить отбор интересующей информации, учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ. Коммуникативные: формировать умение вести диалог, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. Личностные: планирование учебного сотрудничества - определять соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Дидактический материал: индивидуальные карточки-помощницы, карточки для работы в паре, интернет - ресурсы.
№
Этап урока
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Методический комментарий
1
Организационный момент и психологический настрой
(3 мин)
1.Организуют рабочее место.
2. Игра-приветствие. Дети вместе с учителем встают в круг, берутся за руки, моделируют солнце, обмениваются теплом ладошек, ходят по кругу и проговаривают слова, желают друг другу дачи 1.Организация рабочего места. 2. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение: - «Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я - от сердца ключик - «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». - Солнышко почувствовало тепло наших ладошек, сердец, улыбок и послало нам удачу и успех.
Протяните левую руку и возьмите удачу. Протяните правую руку и возьмите успех.
Доброжелательная атмосфера - эмоциональное и духовное объединение, необходимый элемент для перехода к совместной познавательной деятельности и установления межличностного контакта.
2
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
(5 мин)
1.В парах производят взаимопроверку домашнего задания.
1. Уточняющие вопросы:
- Напомните, какое было домашнее задание?
-какие вопросы возникли при выполнении?
- где можно было найти информацию? К кому обратиться за советом?
2. Обсудите в паре выполнение домашнего задание и оцените друг друга.
3. Чистописание.
Уточняющие вопросы позволяют учителю представить картину усвоения знаний предыдущего занятия.
3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (10мин)
1.Формируют группы.
2. Вспоминают правила «мозгового штурма», повторяют хором:
-
Принимать все идеи, даже абсурдные.
-
Никакой критики.
- 1 группа работает с предложением: Валя с Галей пошли в театр.
(Учащиеся записывают версии на альбомных листах и вывешивают на доске):
1.Подлежащее - слово Валя, потому что отвечает на вопрос «Кто?»и оно выражено именем существительным.
2.Подлежащее - слово театр, потому что это имя существительное отвечает на вопрос «что?».
3. В этом предложении два подлежащих - «Валя» и «театр», так как оба слова имена существительные и отвечают на вопросы «кто?» и «что?».
4. В предложении подлежащее выражено сочетание слов «Валя с Галей».
Указывают основные признаки подлежащего.
Делают выводы.
1. Работа с рубрикой"Давай подумаем" по решению проблемной ситуации. У. - Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдём в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.
- Наша учебная задача: для решения проблемы проведём «мозговой штурм».
- Как будем достигать цели? Формируем группы и повторяем правила «мозгового штурма»
2. Выслушаем обсуждение версий.
У.1. Мы не согласны с версией 2. Слово «театр» на вопрос «Что?» и является именем существительным, а слово «Валя» на вопрос «Кто?» Разве может в предложении быть два подлежащих, отвечающих на разные вопросы?
- Ребята, помогите нам ? Может такое быть? Почему?
Предлагает поработать в парах над версией 4.
Результаты работы в парах проверяются коллективно
«Мозговой штурм» выполняется поэтапно: 1этап. Выдвигаются и записываются на доске все предложенные версии. 2этап. Обсуждение версий начинается с тех, неправильность которых очевидна (версия 2, затем версия 3, после обсуждения которых отвергается и версия 1). Более пристального внимания заслуживает версия 4, которую дети при желании могут обсудить в парах или группах. По такому же принципу происходит выдвижение и обсуждение версий предложения: Они посмотрели известный спектакль. 3 этап. Обработка результатов, вывод.
4
Первичное закрепление:
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные) ( 10мин)
1.Читают информацию в учебнике.
2. Читают задание к упражнению №1.
Группа разбивается на пары. Школьники распределяют роли: «журналист» и «специалист». «Журналист» берёт интервью, затем дети меняются ролями.
Оцениваю работу групп.
3. Выполняют упражнение по выбору
Сравнивают свою работу с эталоном на доске.
1.Найдите вывод в учебнике. Верное ли решение приняли мы в ходе коллективного обсуждения?
2.Организует работу с упр.1.
-Прочитайте задание к упр.1
-Какая наша учебная задача? Выполните задание, используя приём «Трёхшаговое интервью».
3. Дифференцированное задание. Выполнение упражнений по выбору 2или 3с последующей самопроверкой.
Приём «Трёхшаговое интервью». «Подчеркни подлежащее в предложениях». Этот приём разрешает противоречия в игровой форме, у детей формируется культура общения
5
Физминутка
(2мин)
Выполняют движения
Включает музыкальный видеоролик
Упражнение снимает утомление и способствует расслаблению мышц рук
6
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12мин)
Составляют рассказ по выбору о подлежащем и способах его выражения
Сигнализируют готовность.
Рассказывают, слушают, добавляют.
Договариваются и выполняют его письменно.
Организует презентацию работ, привлекает участников к обсуждению
Осуществляет коррекцию знаний,
обеспечивает усвоение понятия и правильное воспроизведение его.
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3мин)
Записывают в дневники задание.
Задают вопросы.
Даёт рекомендации.
Осуществляет педагогическую поддержку
8
Рефлексия (подведение итогов)
Предоставляют схему "Подлежащее"
Подлежащее" - имя существительное, местоимение, сочетания слов.
- Какое открытие сделали на уроке? Представьте его в виде схемы.
- Продемонстрируйте карточку настроения Спасибо за урок!
Список литературы 1. Иванов, С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова - М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Иванов, С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, Кузнецова и др. -3 изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2012 -192с.: ил.
6