Конспект урока по литературному чтению: М. Зощенко Великие путешественники

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению: М. Зощенко Великие путешественники.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Воскресенска Московской области.







«М. М. Зощенко Великие путешественники»






















Фатеева И.Н.

учитель начальных классов







Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Цель урока:

  • ознакомить с творчеством русского писателя М.М. Зощенко,

  • развивать у учащихся умение строить речевое высказывание в устной форме

  • формировать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • ознакомление учащихся с понятием юмор, юмористические рассказы

  • формировать умение формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока - объяснения нового материала

Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку.

-Молодцы.

- Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы начинаем работать над произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники».

А) Знакомство с творчеством русского писателя М.М. Зощенко.

Б) Первичное чтение текста учителем.

В) Работа по содержанию:
- Ребята, вам понравился рассказ? (Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной)
- Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? (Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать)
- Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим. Юмор - это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные тематики. Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе. Юмор - добродушное осмеяние человека или явления.
- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).
- Кто здесь главные герои? (Главные герои - Стёпка, Минька и Леля)
- Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место)
- Кто из них вам наиболее симпатичен? (Мне нравиться Стёпка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать)
- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.
(Дети могут прочитать следующие отрывки:
«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».
«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»
«…Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»
«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.
- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.
- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)
- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами.
«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».
- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).
- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.
Дети прочитывают:
«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».
«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».
«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»
«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.
- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?
- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).
«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».
«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».
«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик».
- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку.
- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?
- Чем оно закончилось?
- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)
- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?
- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).

4. Физкультминутка.

5. Работа над пройденным материалом.
- А теперь давайте проведём наблюдение над героями, посмотрим, как они проявляет свои характеры, сделаем таблицу на весь тетрадный лист, в первой колонне у нас будут действия, во второй - речь.
- Что мы можем сказать о Степке? Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.
- Ребята, а что говорит сам автор про него? «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».
- Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»? (Он смеется, насмехается над ним)
Степка

Действия
«когда я не поверил, он ударил меня мешком по голове»
«Степка велел»
«извлек из мешка увеличительное стеклышко, но не найдя на небе солнца, приуныл»
«Степка запретил»
«Он то и дело раскрывал рот от удивления»
Речь
«Которые не захотят, тех мы и не будем брать в плен»
«По дороге мы будем убивать мелких животных и нежное мясо мы будем жарить на костре…» «Кругосветное путешествие тем и отличается…»
- Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. -Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно.
Минька
действия
«робко сидел»
«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»
«ахнул от удивления»
«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»
«вслед за мешком нырнул я»
«как я барахтаюсь в канаве»
«упавшая шишка не напугала меня…»
«и я тоже засмеялся…»
речь
«А которые не захотят идти в плен?»
- Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку? Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.
- Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.
Леля

действия
«шла Леля со скалкой»
«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил»
«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»
«Леля теребила меня за плечи»
«Леля фыркнула»
речь
«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».
«давай повернем его ноги в обратную сторону»
«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»
- Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели.

- Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы? Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.
- А теперь скажите, кто из них самый маленький? Минька.
- Почему вы так думаете? Минька без права голоса.
- Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»? Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.
- В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы?
- Скажите, а какие путешествия хотели бы совершить вы?
6. Итог урока:
- Чем мы занимались на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- Как вы оцениваете свою работу?
Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что, даже опираясь на речь и действия героев можно их охарактеризовать и определять их характеры. Спасибо за работу, вы сегодня были очень активны.
7. Домашнее задание.
- Открываем дневники и пишем домашнее задание.
- Урок окончен, спасибо за работу!



© 2010-2022