- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку на тему Суффикс (3 класс)
Конспект по русскому языку на тему Суффикс (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимошкина Н.А. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СУФФИКС
Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Личностные УУД
Метапредметные УУД.
Предметные УУД. - проявляют интерес к познанию русского языка; - вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка. Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его. - находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; - наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент).
Приветствует учащихся.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
II. Чистописание.
- Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. - Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. - Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных
- Заглавной
и строчной букв О, о.
Выполняют задания.
III. Актуализация знаний.
На доске:
- Что изображено на доске?
- Как еще его можно назвать?
- Из чего состоит наш паровоз? - Назовите изученные части слова. - Что такое приставка?
-- Что такое корень?
- Что такое окончание?
- Паровоз.
- Состав.
- Из частей слова. - Приставка, корень, окончание. - Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. - Корень - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
IV. Постановка учебной задачи. - С какой частью слова мы еще не знакомы? - Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? - Суффиксом. - Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в слове.
V. Усвоение новых знаний
и способов действий.
1. Знакомство с признаками суффикса.
2. Работа с определением суффикса.
- Прочитайте стихотворение из упр. 164 учебника. Найдите и выпишите однокоренные слова, выполните их разбор по составу. -С помощью какой части слова образовались слова ёжик, ежиха? - Выделите эти части слов знаком . - Где они находятся: перед корнем или после корня? - Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: • Где находится суффикс? • Для чего служит суффикс?
- Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89); сравните ваши выводы с теми, что содержатся в определении; проанализируйте примеры, данные в определении. Докажите, что суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки. - Почему суффикс - значимая часть слова? - Что общего между приставкой
и суффиксом? - Обратите внимание на написание термина «суффикс». - Как найти в слове суффикс
(см. с. 90 учебника)?
Выписывают слова: ёж, ёжик, ежиха.
- С помощью суффикса.
- Перед корнем.
Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов.
Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса
и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
VI. Закрепление знаний
и способов действий.
1. Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115).
2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради.
Поясняет задание, контролирует его выполнение.
Объясняет задание. При необходимости помогает детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов.
Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу.
Самостоятельно выполняют задание, подбирают соответствующие суффиксы.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось…
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
Домашнее задание.
(учебник с. 90, упр. 167).
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.
Слушают учителя, делают записи.