Конспект урока+ презентация по русскому языку на тему Существительные 1 склонения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Существительные первого склонения.

Задачи урока:

Повторить и систематизировать сведения о членах предложения.

Формировать

представление

- о характеристиках имен существительных, относящихся к 1-му склонению.

об общих закономерностях, связывающих имена существительные разных родов в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения;

- умение различать существительные 1 и 3 склонения.

личностные УУД:

- самоопределяться (связано с коммуникацией как взаимодействием);

- оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Как помочь Мише в разрешении его сомнений?);

познавательные УУД:

- сравнивать и обобщать при работе с таблицей.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Чистописание. Буквы, обозначающие два звука в начале слова. Яя, Юю, Ее, Ёё.

  3. Сообщение темы урока. Что объединяет слова: яма, папа, юла, Юля, Коля. О чем

сегодня мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: Существительные первого склонения.

  1. Работа по учебнику. Текст на с. 119 не только ставит перед детьми вопрос о роде

существительных с окончаниями на -а, -я, но и знакомит учеников с новым для них фразеологизмом ≪попасть впросак≫.

Для ответа на вопрос детям достаточно вспомнить упражнения 106 и 107 (в них они могут найти примеры, подтверждающие их ответы), а также воспользоваться Обратным словарем, в котором они найдут достаточно примеров существительных на -а, -я как мужского, так и женского рода.

Например: ладошка, кошка, бабушка, сабля (ж.р.); парнишка, сынишка, братишка, дядя (м.р.)

Упражнение 110. Цель этого упражнения - добиться понимания того, какие существительные относятся к I склонению, а также то, что падежные окончания существительных I склонения под ударением и без ударения совпадают.

Поэтому, если учащиеся затрудняются в написании безударного падежного окончания какого-либо существительного I склонения, они могут воспользоваться, например, словами стена или землЯ, поставив их в форму нужного падежа. Окончание в данном случае будет ударным, а искомое безударное окончание должно совпадать с этим окончанием.

Упражнение 111.

Дети читают текст на плакате Летучей Мыши на с. 120. Цель данного упражнения - познакомить учеников со способом склонения существительных м.р. и ж.р. I склонения и научить их правильно записывать падежные окончания, пользуясь вспомогательными словами с ударными окончаниями.

На материале данного упражнения дети на практике убеждаются в истинности правила, записанного на плакате Летучей Мыши на с. 120.

Осознание того, что существительные разных родов относятся к одному склонению, представляет определенную трудность для детей. Выполнив задания этого упражнения, ученики на практике убедятся в этом.

Упражнение 112. Цель этого упражнения - учить детей правильно писать безударные падежные окончания, пользуясь приемом подстановки слов того же склонения с ударными окончаниями.

Например:

увидели (на ком? на чем?) на полянк…(П.п.).

Слово полянка относится к I склонению (так как оно ж.р. и у него в начальной форме окончание -а), следовательно, мы можем воспользоваться словом стена. Подставляем слово стена в П.п.:

увидели (на ком? на чем?) на стене.

В слове на стене в П.п. окончание -е, значит, и в слове на полянке в П.п. надо писать окончание -е.

Далее:

спасается бегством (с кого? с чего?) с полянк…(Р.п.), значит, слово стена надо подставить в Р.п.: спасается бегством (с кого? с чего?) со стены.

Окончание Р.п. -ы в слове со стены равнозначно окончанию -и, поэтому нужно записать:

спасается бегством с полянки.

Определить падеж слова, выделенного жирным шрифтом, в первом случае поможет слово увидели (вижу), которое указывает на В. п. слова филина. Во втором случае надо обратить внимание детей на то, каким членом предложения является слово филин. Оно является подлежащим, следовательно, стоит в И. п. Перед тем как дети начнут списывать текст, учитель должен заострить их внимание на подчеркнутых орфограммах.

Хорошо, если в качестве итога выполнения упражнения класс под руководством учителя составит план действий (алгоритм) поиска безударного падежного окончания с помощью подстановки слов с ударными окончаниями.

Упражнение 113. Цель данного упражнения - научить детей определять существительные I и III склонения и изменять их по падежам, пользуясь вспомогательными словами при записи окончаний.

Сначала ученики выписывают из словаря ≪Пиши правильно≫ все существительные I склонения:

аллея, аптека, библиотека, дорога, земляника, лестница, малина, осина, победа, погода, пшеница, ракета, солома, тарелка, экскурсия.

Затем они выбирают любые два слова (кроме слова экскурсия) из этого списка и склоняют их письменно, для самоконтроля пользуясь словом стена. Окончания выделяют.

Учитель может задать вопрос: ≪Как мы можем доказать, что эти слова изменяются по I склонению?≫

Это можно доказать, сравнив падежные окончания слов с падежными окончаниями слов из упражнения 106. (В упражнении 106 (с. 114-116) мы склоняли существительные I склонения.) Окончания совпадают, следовательно, и эти слова изменяются по I склонению.

Учитель задает вопрос: ≪Какие существительные относятся к III склонению?≫

Затем дети выбирают и выписывают из того же словаря существительные III склонения.

Должны быть выписаны два существительных: кровать, сирень.

После этого учащиеся письменно склоняют выписанные существительные III склонения, пользуясь словом степь, чтобы не ошибиться в окончаниях. Окончания выделяют.

Затем учитель может предложить детям сравнить падежные окончания записанных слов I и III склонения и доказать, что эти слова действительно склоняются по-разному (имеют разные наборы падежных окончаний), хотя и те и другие относятся к женскому роду.

Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 83 (с. 76-77). Итог урока.


© 2010-2022