Конспект урока русского языка Однокоренные слова, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Организационный этап.

Настрой учащихся на продуктивную работу. Слайд № 1.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

- Объясните встретившиеся в записи орфограммы.

Ответы учащихся.

Актуализация знаний.

Учитель организует работу по чистописанию.

На доске: У у Ч ч чу ча че чи

уч.ник учит.ль учебный

Корень учения горек, а плод сладок.

Учащиеся под руководством учителя проводят анализ типичных ошибок при написании данных букв и буквосочетаний и прописывают их.

- Что вы можете сказать о словах?

- Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

В этом случае учитель должен попросить учащихся объяснить, почему они так считают.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

- Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы.

Запись учащимися слов.

- Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Ответы учащихся.

С целью перехода к следующему этапу урока можно акцентировать внимание учащихся на значении слова корень в данной пословице.

- Спишите пословицу по образцу.

Списывание с образца.

Этап формирования положительной мотивации.

- Ребята, скажите, что такое корень слова. (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде № 2 по щелчку).

- Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

- Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения - основа знаний.

- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда № 3).

- Будем говорить о корне слова.

После прослушивания сказки: Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются?

- Однокоренными.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

- Тогда поиграем в игру «Кто больше?» (Учитель показывает картинки (по щелчку) на слайде № 4).

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова. Но такое ли важное это умение?

Ответы учащихся.

- Давайте попробуем разобраться, для чего нам нужно уметь подбирать однокоренные слова.

Учитель организует беседу по слайду № 5:

- Какое задание можно выполнить?

- Вставить пропущенную букву в слово. Возникают разные мнения. Нужно доказать, что в слове часовщик пишется буква а.

- Что нам поможет доказать?

- В этом предложении есть слово часики, где слог ча - ударный.

- Что можете сказать о словах часики и часовщик?

- Они являются однокоренными.

- Сделайте вывод, для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?

- Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне.

Этап формулировки цели урока и постановки учебных задач.

- Теперь, когда вы поняли, что уметь подбирать однокоренные слова необходимо, скажите, что будем делать на уроке.

- Наблюдать за однокоренными словами, учиться их подбирать. Но сначала нужно узнать все про корень слова.

- Предлагаю задать вопросы корню слова. (Учитель демонстрирует слайд № 6 и фиксирует на нем сформулированные учащимися учебные задачи, выполняя записи на интерактивной доске или демонстрируя заготовки на слайде № 6 по щелчку).

- Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

Этап усвоения новых знаний.

- На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

- Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю. (План исследования на слайде № 7). Учитель организует работу в группах.

Учащиеся получают слова:

I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа - голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

Учащиеся работают в группах.

- Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес - это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.

Выводы, сделанные учащимися в результате исследования, совместно с учителем обобщаются. НА ДОСКЕ ПОВЕРНУТЬ ЛИСТЫ

Учитель фиксирует их на слайде № 8.

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

Этап первичной проверки понимания.

- Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

- Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

На этом этапе урока учащимся предлагаются дидактические игры «Садовники», «Третий лишний», «Рассели жильцов», в процессе которых у ребят развивается умение подбирать однокоренные слова.

(Задания демонстрируются на слайдах №9, 10, 11; игры проводятся с использованием интерактивной доски.).

ВЫВОД: ПРИ ПОДБОРЕ СЛОВ ВАЖНО ВДУМЫВАТЬСЯ В СМЫСЛ СЛОВ

Этап закрепления знаний.

- Для дальнейшей работы предлагаю 4 задания.

- Попробуйте сформулировать задания и определить их уровни сложности. (После высказывания мнений учащихся и обсуждения учитель демонстрирует на слайде №13 полный текст заданий).

- А - I уровень, самый легкий, т.к. однокоренные слова надо разделить на две группы.

- Б - II уровень, сложнее, т.к. однокоренные слова нужно подбирать самим.

- В - III уровень, самый сложный, т.к. необходимо подбирать однокоренные слова самим, чтобы они подходили по смыслу текста.

- Выберите каждый для себя одно задание, то, которое вам по силам, и выполните его. После выполнения проведите взаимопроверку, собравшись в группы с одинаковыми заданиями.

Учащиеся выполняют задание и, выполнив, собираются в группы для взаимопроверки. Собраться в группы им помогло то, что учитель, наблюдая за тем, кто из ребят задание какого уровня выбрал, положил рядом с ним фишку соответствующего цвета.

Все три задания учащиеся могут проверить и по образцу. (На слайде №14).

Этап рефлексии.

- В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15). Затем отвечают на вопросы теста (слайд № 16 и 17), выполняют проверку по образцу (слайд № 17 по щелчку). Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде № 18).

Карточки учащиеся сдают учителю.

- Спасибо за урок! Слайд № 19.



© 2010-2022