- Преподавателю
- Начальные классы
- Осенние приметы
Осенние приметы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филимонова Е.А. |
Дата | 10.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий экологического вечера «Приметы осени».
Цели и задачи вечера»:
-
привитие интереса к этнографическому прошлому России;
-
воспитание любви к родной природе, народным приметам и традициям;
-
формирование сплоченного классного коллектива.
Подготовительный период
За несколько дней воспитатель может сформировать в классе несколько микрогрупп, которые подготовят небольшие задания. Задания могут быть следующими: «Народные приметы о временах года».
Ход экологического вечера
В монтаже участвуют четыре - восемь учащихся, каждый по очереди громко читает четверостишие. В мини сцене могут участвовать и другие учащиеся.
Заданье на дом нам дано
На вечер осени златой,
И чтоб понравилось оно
Нашли мы выход вот какой.
Решили класс наш показать,
Который стал дружней,
А заодно и рассказать
Об осени своей.
Итак, рассказ мы свой начнем
С осеннего денька,
И незаметно перевернем
Листки календаря,
Приметы осени хотим
Напомнить вам, друзья,
Но и немножечко схитрим -
Покажем вам себя!
Ну, вот теперь начнем рассказ
О случае одном,
Что подсмотрел упорный глаз
Осенним светлым днем.
Все участники поют на мотив популярной песни А. Б. Пугачевой.
Что - то стало холодать,
Желтых листьев больше…
Утром хочется поспать,
Полежать подольше.
Нам сентябрь дает звонок,
А октябрь - ложку,
В ноябре опять урок.
Отдохнуть бы крошки.
То ли еще будет, то ли еще будет,
То ли еще будет, ой - ой - ой.
Наш осенний календарь
Жизни прибавляет.
Он как будто бы букварь
Все приметы знает,
Каждый день дает намек,
Нас зимой стращает.
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали.
То ли еще будет, то ли еще будет,
То ли еще будет, ой - ой - ой.
Очередной участник держит табличку «11 сентября - Иван полетний».
Участник:
В конце декады сентября
Иван - полетний есть,
И с этим днем примет, друзья,
По пальцам нам не счесть.
После этих слов группа ребят, изображая гусей, показывает, как гуси, улетая, тянут «за хвост зиму». На фоне пантомимы следующие участники читают:
Полетний Ванька гонит птиц
В далекие края,
А гуси зимушку за хвост
Ведут опять в поля.
Если рано журавли
К югу полетят,
Знай, что ранней быть зиме,
Тут бы не пропасть.
Очередной участник держит табличку «14 сентября - Семен - летопроводец».
Участник
Летопроводец Семен
Загадками богат.
А - ну, попробуй, отгадай,
Семен ты или нет?
Один из чтецов (или ведущих) обращается к сидящим в классе и предлагает всем участникам отгадать несколько загадок.
Участник:
Дорогие друзья! Один из народных русских праздников - примет в сентябре - это Семен - летопроводец. Я загадаю вам несколько загадок - примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать. Итак, 14 сентября…
Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (Теплое.)
Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (Дождливая.)
Ну, а если этот день будет дождливым, то какую можно ждать осень? (Сухую.)
Наиболее активных можно поощрить. Очередные чтецы держат табличку «3 сентября - Астафий - ветряк».
Участник:
Но вот октябрь на дворе,
А значит - листопад.
Раздолье нашей детворе -
Пока не снегопад!
На Астафья - ветряка
Ветер засвистит,
Так и знай, наверняка,
Зиму пригласит.
Один из чтецов (или ведущий) проводит с сидящими в классе учащимися конкурс - шутку. Он рассказывает, что 3 октября по русским народным приметам носит название Астафий- ветряк. В этот день по ветру можно судить о погоде в октябре: если ветер в этот день будет северный - быть стуже, если дует восточный - к ведру, если ветер западный - к дождю, а если ветер южный - быть теплу.
Воспитатель предлагает всем присутствующим условно разделиться на четыре микрогруппы. Каждой микрогруппе дается название: «северный ветер», «западный ветер», «южный ветер» - и предлагается по очереди изобразить ветер ( вместе шуметь, свистеть, дуть и т. д.). Выигрывает та группа, которая «перешумела» всех остальных, а значит, и погода будет по примете. После проведенного конкурса - шутки очередной чтец поднимает табличку «14 октября - Покров».
Участник:
На Руси давно велось,
Что на Покрова
До обеда осень жди,
К вечеру - зима.
Один из ведущих рассказывает, что 14 сентября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. К этому дню утепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» - гласит русская пословица. В этот день россияне не начинали готовиться к зиме.
Ведущий:
Давайте и мы посмотрим в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят?
Трое участников разыгрывают небольшую сцену: дед и баба хлопочут по дому, а им мешает внучка и постоянно расспрашивает.
Внучка:
Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?
Бабушка:
К ранней зиме, внучка.
Внучка:
Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?
Дедушка:
К холодной зиме, внучка.
Внучка:
Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?
Дедушка:
Если ветер подует южный - к теплой зиме, а если западный - к сильному снегу в зиму. Ну, а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.
Внучка:
С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?
Бабушка:
Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев - быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.
Очередной чтец (обращаясь к внучке).
Ведь не зря гласит молва?
Мудрость - это седина,
Слушай их, дружок!
Листая лист календаря,
По осени спешим
И дни, и ночи ноября
Особенно мы чтим!
Вот приметы ноября,
Слушай и внимай,
На Руси народ не зря
Видел, наблюдал.
Следующий чтец держит табличку «4 ноября - Казанская, 8 ноября - Дмитрий Солунский, 14 ноября - Яков, 19 ноября - Павел, 21 ноября - Михайлов день».
На Казанскую дожди -
Вскорости зима,
А на Дмитрия тепло -
В дождь войдет она.
23. 11Один из ведущих рассказывает, что именно в ноябре наибольшее количество народных примет - праздников. Доказательством тому могут служить только некоторые народные поговорки и пословицы: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень» (4. 11), «На Казанскую дождь лунки нальет - зиму скоро приведет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя» (8. 11), «Коли на Михайлов день да иней - ожидай больших снегов, коли день зачнется туманом - ростепели быть» (21. 11). «С Ераста жди ледяного наста» (23. 11).
Только несколько примет,
Вспомнили сегодня,
Что нам осень принесет
В праздник новогодний,
Знай приметы сентября,
Потеплей оденься,
Не теряй и дня не зря,
Все участники вместе:
А к зиме готовься!
Подведение итогов
Если учащиеся не устали, воспитатель может в качестве заключения предложить загадки, связанные с временами года и явлениями природы.
Небо и земля, явления природы
Есть три брата родные: один ест - не наестся, другой пьет - не напьется, третий гуляет - не нагуляется. (Огонь, земля, вода.)
Ночью ходит, а днем спит. (Луна.)
Живет без тела, - говорит без языка. (Ветер.)
Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать. (Дождь.)
Бежит из котелка, а выбежать не может. (Ручей.)
Весной умирает, а осенью оживает. (Снег.)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель или вьюга.)
Пашня, уборка урожая, покос
Не море, а волнуется. (Нива.)
Начали братцы из зыбки выбираться, на землю упали - зелеными стали. (Зерно прорастает.)
Сто братьев в одну избушку соткнулись. (Зерна в колосе.)
Сидит мышка в золотой кубышке (Просо.)
Все поле в сережках. (Овес.)
Сам с локоток, борода с веник. (Сноп.)
Лежит городище кверху зубищем. (Борона.)