Урок по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

3 классс Тема. Урок развития речи. Составление письменного высказывания по серии рисунков "Однажды зимой". Цель: формировать умение составлять письменное связное высказывание по серии рисунков, повторить структуру текста; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и навыки, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать культуру устной и письменной речи, заботливое и бережное отношение к птицам. Оборудование: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, синиц зимой, три больших рисунка на доске.

ХОД УРОКА


I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока Сегодня мы будем учиться составлять связный рассказ по серии рисунков. Для этого нужно вспомнить, каким должно быть высказывание: из каких частей оно должно состоять и как эти части должны быть связаны между собой.
II. Актуализация чувственного опыта учащихся Беседа с опорой на иллюстрации с изображением зимних пейзажей и синиц зимой. - Какой зимний месяц описан в следующих строках?
Ветры, бури, ураганы В облаках гуляют громко, Дуют что есть мочи. Вьются над землею, Вихри, вьюги и бураны И бежит в полях поземка Разыгрались к ночи. Белою змеею! (Февраль) - Почему вы так решили? Действительно, февраль - месяц метелей, буранов и непостоянной погоды: то ярко светит солнышко, тает снег - наступает оттепель, то налетает сильный ветер со снегами и морозами, метель сменяется буранами - возвращается суровая зима. Переменчивый нрав февраля отразился в его названиях - бокогрей, лютый, зимобор. - А кто тяжелее всех переносит суровый нрав февраля? Почему? - Чем полезны птицы? - Какие птицы зимуют у нас? Синичка известна всем. Ее легко узнать по желтым грудке и брюшку. Это одна из самых полезных птиц. Ученые подсчитали, что за один раз она съедает столько насекомых, сколько весит сама, а за осень и зиму - почти всех насекомых-вредителей, спрятавшихся на зимовку в сухие листья и щели в коре деревьев. Мы должны беречь эту замечательную птичку синичку, которая помогает людям бороться с вредителями садов, лесов, парков. - Как вы помогаете птицам пережить холодное время года?
III. Работа над составлением высказывания
1. Анализ содержания рисунков. - Рассмотрите рисунки и скажите, в какое время года происходит действие. Почему вы так решили? - Что произошло? - Какую птичку нашла девочка? Как вы определили, что это синичка? (У птички темные спинка, головка и желтое брюшко.) - Сравните первый и второй рисунки. - Как поступила девочка? - Кто помогал ей выхаживать синичку? - Сравните второй и третий рисунки. - Как долго прожила синичка у ребят? - Что сделали дети весной? - Почему они отпустили птичку? - Придумайте для ребят и синички имена.
2. Подбор заголовков. Составление и запись плана на доске. - О чем будет ваш рассказ? Как его можно озаглавить? ("Однажды зимой", "Случай на прогулке" и т.д.) О чем будет идти речь в зачине? в основной части? в заключении? - Что изображено на первом рисунке? Где Катя увидела птичку? Что делала синичка? Почему? Какое заглавие можно подобрать к рисунку? ("Неожиданная находка", "Бедная синичка!" и т.д.) - Как развивались события дальше? Рассмотрите второй рисунок. Куда принесла синичку Катя? Кто помогал ей ухаживать за птичкой? Как долго жила синичка у ребят? Озаглавьте этот рисунок. ("Птичка спасена", "В гостях у ребят" и т.д.) - Какой момент изображен на третьем рисунке? Когда дети выпустили птичку? Грозят ли теперь птичке голод и мороз? Как озаглавить эту картинку? ("На волю!", "Прощай, Тинька!" и т.д.)
3. Лексико-стилистическая работа. Подбор опорных слов к каждому пункту плана. При подборе и записи опорных слов проводится орфографическая подготовка: выделяются и объясняются орфограммы, обращается внимание на контрольные места.

Однажды зимой План Опорные слова 1. Неожиданная Однажды, мороз, февраль, вдруг, увидела, дорожка, находка. птичка, синичка, лежала, не шевелилась, замерзла, девочка. 2. Птичка спасена. Жалко, принесла, помогать, осталась, не боялась, клевала, семечки, весна. 3. Прощай, Тинька! Пришла, попрощались.
- Какими словами можно заменить слово синичка, чтобы избежать повтора? ( Птичка, она, Тинька.) А слово девочка? ( Она, Катя.) Слово дети? (Они, ребята; Катя, Дима и Сережа.) Помните, что все части текста должны быть связаны между собой, но при записи каждая из них должна начинаться с абзаца.
4. Обдумывание содержания текста. Составление учащимися устного связного высказывания.
5. Самостоятельная запись текста на основе плана и опорных слов (оказание учителем индивидуальной помощи отдельным учащимся).
6. Самопроверка, исправление обнаруженных ошибок.
7. Чтение лучших работ (1-2 ученика).


IV. ИТОГ УРОКА
Беседа. - Как помочь птицам пережить холодное время года? - Чем полезны синицы?
V.Домашнее задание Подобрать и записать по два слова на каждую из изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, слова с удвоенными согласными слова с непроизносимыми согласными в корне, разделительные мягкий и твердый знаки.













© 2010-2022