- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира в 3-ем классе по теме Бактерии
Конспект урока окружающего мира в 3-ем классе по теме Бактерии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Миронова Г.П. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План - конспект урока окружающего мира по теме Бактерии
в 3-ем классе по программе «Школа 21 века».
Учитель: Миронова Г.П.
Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.
Основное содержание: Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.
Цели и задачи.
-
Познакомиться с обитателями Земли.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно - познавательной деятельности.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний. Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества. Чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку. Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия): - Работа с научными текстами. - Лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа. - Сравнение исследуемых объектов по общим признакам. - Обобщение знаний.
Ход урока: 1. Проверка приобретённых ранее знаний. Игровой момент. Решение практических задач. Классификация представителей живой природы по общим признакам. Презентация выполненных работ. Работа в группах по 4 человека.
-
Распределите представителей живой природы на подгруппы. Наклейте таблички с названиями на один из листов цветной бумаги. Цвет выберите сами.
сморчок.
-
Как называются эти подгруппы: классы, товарищества, царства? Выберите верный ответ.
2. Определение темы урока. Работа с кроссвордом.
Кроссворд по теме «царства природы».
По горизонтали:
1.Тело этих животных покрыто шерстью, они кормят своих детёнышей молоком.
3.Они могут дышать только под водой, их тело покрыто чешуёй.
5. У них есть ножка и шляпка.
По вертикали:
2. Они обладают крыльями и тремя парами ног.
4. Они откладывают яйца, их тело покрыто перьями.
6.Это самые маленькие организмы на планете.
8. У них есть ствол, ветви, листья.
- Чёрный ящик.
3. Открытие новых знаний. 1). Работа с текстами учебника (страницы 46 - 47). - Внимательно прочитайте текст учебника. - Что интересное узнали из прочитанного (высказывания учеников). 2). Работа с презентацией.
- Бактерии - самые маленькие организмы, из живущих, на планете Земля.
- Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные?
- Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в микроскоп целый мир микроскопических организмов и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.
- Микробиологи стали называть эти живые существа БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое название дали этим живым существам?
4. Работа с микроскопом. Наблюдение за бактериями.
- - Скажите, кто из вас видел бактерии?
- - Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп. Расскажите, что вы увидели по плану:
- - Нарисуйте бактерии, которые видели в микроскоп.
5.Продолжение работы с презентацией.
- Знакомство с видами бактерий, роль в природной среде, среда обитания.
- Сапрофиты - извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала.
- Симбионты - живут совместно с другими организмами и часто приносят им пользу, например, клубеньковые бактерии.
- Паразиты - живут внутри другого организма или на нем, укрываются и
- Роль бактерий в природной среде.
- Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь).
- Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий.
- Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они помогают человеку. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
- Внимательно рассмотрите изобразительный коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.
6. Итог урока.
- -Как вы ответите на поставленный в начале путешествия вопрос:
- Используя учебник, страницы 46, 47 , заполните таблицу.
Вывод.
-
Польза
Вред 1.Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве. 2.В желудке человека, животного помогают переваривать пищу. 3.Используют в кулинарии для приготовления различных блюд.
- Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания.
- Что интересное узнали на уроке?
- Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с данным уроком
- Домашнее задание. 1). Прочитать текст в учебнике страницы 46 - 48.
Приложение 1.
Дополнительный материал для учителя. Бактерии - большая группа одноклеточных организмов. По форме могут быть шаровидными, палочковидными, извитыми. Их можно обнаружить в почве, воде, воздухе, на теле животных и человека. Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, - это именно бактерии. В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий. Большинство из них не оказывает вредного воздействия на человека, участвует во многих процессах жизни - например, в брожении, как молочно-кислом, так и спиртовом, в утилизации органических остатков. Полезные бактерии защищают наш организм. Более того, в будущем станет возможным использовать бактерии как биомаркеры заболеваний. То есть по ним можно будет судить о характере болезни.
Приложение 2.
Карточка помощница для запоминания.
- Бактерии - большая группа одноклеточных организмов.
- По форме могут быть шаровидными, палочковидными, извитыми.
- Их можно обнаружить в почве, воде, воздухе, на теле животных и человека.
- Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, - это именно бактерии.
- В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий.
- Большинство из них не оказывает вредного воздействия на человека, участвует во многих процессах жизни - например, в брожении, как молочно-кислом, так и спиртовом, в утилизации органических остатков.
- Полезные бактерии защищают наш организм. Более того, в будущем станет возможным использовать бактерии как биомаркеры заболеваний. То есть по ним можно будет судить о характере болезни.
Приложение 3.
Вывод.
-
Польза
Вред
Приложение 4.
Кроссворд по теме «Царства живой природы».
По горизонтали:
1.Тело этих животных покрыто шерстью, они кормят своих детёнышей молоком.
3.Они могут дышать только под водой, их тело покрыто чешуёй.
5. У них есть ножка и шляпка.
По вертикали:
2. Они обладают крыльями и тремя парами ног.
4. Они откладывают яйца, их тело покрыто перьями.
6.Это самые маленькие организмы на планете.
8. У них есть ствол, ветви, листья.
Работу выполняли _________________________ ________
Приложение 5.
Задания для групповой работы
и слова для группировки по теме «Царства природы».
-
Распределите представителей живой природы на подгруппы. Наклейте таблички с названиями на один из листов цветной бумаги. Цвет выберите сами.
-
Как называются эти подгруппы: классы, товарищества, царства? Выберите верный ответ.
акула бациллы дельфин роза окунь лисичка собака берёза одуванчик липа орёл сыроежка мухомор волк одуванчик ряска водоросли
волнушка мышь кокки сморчок спирофеты