- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Литературное чтениеЛ. Н. Толстой Лев и Голубка
Конспект урока Литературное чтениеЛ. Н. Толстой Лев и Голубка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева И.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературному чтению в 1 классе
по теме Л.Н.Толстой «Муравей и Голубка» , «Лев и Мышь».
ЦЕЛИ:
-
Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали.
-
Дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
-
Подготовить учащихся к выразительному чтению басни.
-
Учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц.
-
Развитие речи, логического мышления, внимания.
-
Развитие умения работать с иллюстрацией к тексту.
-
Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- иллюстрации с изображением животных;
- презентация
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-
Проверка готовности к уроку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-
Вступительная беседа учителя.
- Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого «Муравей и Голубка». Какую особенность этого рассказа мы отметили?
(Он короткий, но поучительный.)
- Правильно, ребята, это очень маленький , короткий рассказ, но поучительный. А чему же он учит нас, читателей?
(Этот рассказ научил нас тому, что надо друг другу помогать, а особенно, если кто-то попал в беду)
- А как называются такие короткие поучительные рассказы?
(Такие рассказы называются баснями.)
-
Проверка чтения басни «Муравей и Голубка».
-Дома вы готовили выразительное чтение басни «Муравей и Голубка». Главными персонажами басни являются муравей и голубка. Что можно сказать о главных героях? Какие они?
(Муравей маленький, голубка по сравнению с ним намного больше его.)
- Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию учебника на странице 8 и скажите, какими там изображены и муравей и голубка?
(На рисунке оба персонажа изображены одинаковыми по размеру).
- А как вы думаете, ребята, почему? Ведь в жизни голубка намного больше муравья?
(Я дума потому, что в жизни они совершили одинаковые поступки).
- Совершенно верно.
4. Новая тема : басня «Лев и мышь» Л.Н.Толстой. Чтение басни учителем.
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».
- Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?
(Я думаю, что лев и мышь).
-
Физпауза.
-
Обсуждение прочитанного.
- Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?
(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)
- Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?
(«Мышь стала отмаливать»).
- А что значит «отмаливать»?
(Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).
- Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.
(«Пустишь - и я тебя помилую»).
- Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?
(Лев - большой, а мышь - маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)
- Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?
(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).
- Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.
(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»
- Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?
(Помогать друг другу, не забывать добро).
-
Сравнительный анализ басен «Муравей и Голубка» и «Лев и мышь».
- А теперь прочитайте задание №1 на странице учебника. Перед цифрой задания стоит значок, на котором нарисован колокольчик. Он обозначает задачу урока. Таким образом задача урока: сравнить эти две басни. Читаем дальше, что значит «сравнить»?
(Сравнить - это значит определить, что общего в этих баснях и чем они отличаются).
-Начнём с текстов басен. Какие они?
(Они короткие, но поучительные).
-Какие персонажи в каждой басне?
(В каждой басне персонажи противоположные по силе и по размеру).
- Совершенно верно. А что общего?
(Несмотря на различия по силе и размеру, они друг другу помогают, совершают одинаковые поступки).
- Итак, начнём сравнение басен с общих черт:
- обе басни короткие, небольшие рассказы;
- обе басни учат помогать друг другу;
Получается, что персонажи басни разные, но обе басни выражают одну мысль, обе учат помогать друг другу, не забывать добро.
-
Работа с пословицами.
- В учебнике помещены пословицы. Напомните, что такое пословица.
(Пословица - это короткое изречение, обычно всего одно предложение. В этом изречении запечатлён народный опыт, представление о жизни. Пословица имеет прямой и переносный смысл).
- Прочитайте ещё раз пословицы. Подходят ли они к басне «Лев и мышь»?
(Да, подходят к этой басне).
- Вы считаете, что эти пословицы подходят к обеим басням. А как вы думаете, почему так получилось, что к двум разным басням с разными персонажами подходят одни и те же пословицы?
(Я думаю потому, что эти пословицы выражают одинаковую мысль двух разных басен, а именно мысль о помощи друг другу).
- Совершенно верно. Басни с разными персонажами, а пословицы подошли и к первой и ко второй басне, так как они выражают основную мысль басен.
ИТОГ УРОКА.
- Что сегодня на уроке мы с вами делали?
(Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)
Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.