Конспект урока Литературное чтениеЛ. Н. Толстой Лев и Голубка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению в 1 классе

по теме Л.Н.Толстой «Муравей и Голубка» , «Лев и Мышь».

ЦЕЛИ:

  1. Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали.

  2. Дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.

  3. Подготовить учащихся к выразительному чтению басни.

  4. Учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц.

  5. Развитие речи, логического мышления, внимания.

  6. Развитие умения работать с иллюстрацией к тексту.

  7. Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- иллюстрации с изображением животных;

- презентация



ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Проверка готовности к уроку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Вступительная беседа учителя.

- Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого «Муравей и Голубка». Какую особенность этого рассказа мы отметили?

(Он короткий, но поучительный.)

- Правильно, ребята, это очень маленький , короткий рассказ, но поучительный. А чему же он учит нас, читателей?

(Этот рассказ научил нас тому, что надо друг другу помогать, а особенно, если кто-то попал в беду)

- А как называются такие короткие поучительные рассказы?

(Такие рассказы называются баснями.)

  1. Проверка чтения басни «Муравей и Голубка».

-Дома вы готовили выразительное чтение басни «Муравей и Голубка». Главными персонажами басни являются муравей и голубка. Что можно сказать о главных героях? Какие они?

(Муравей маленький, голубка по сравнению с ним намного больше его.)

- Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию учебника на странице 8 и скажите, какими там изображены и муравей и голубка?

(На рисунке оба персонажа изображены одинаковыми по размеру).

- А как вы думаете, ребята, почему? Ведь в жизни голубка намного больше муравья?

(Я дума потому, что в жизни они совершили одинаковые поступки).

- Совершенно верно.

4. Новая тема : басня «Лев и мышь» Л.Н.Толстой. Чтение басни учителем.

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».

- Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?

(Я думаю, что лев и мышь).

  1. Физпауза.

  2. Обсуждение прочитанного.

- Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?

(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)

- Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?

(«Мышь стала отмаливать»).

- А что значит «отмаливать»?

(Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).

- Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.

(«Пустишь - и я тебя помилую»).

- Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?

(Лев - большой, а мышь - маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)

- Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?

(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).

- Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.

(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»

- Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?

(Помогать друг другу, не забывать добро).

  1. Сравнительный анализ басен «Муравей и Голубка» и «Лев и мышь».

- А теперь прочитайте задание №1 на странице учебника. Перед цифрой задания стоит значок, на котором нарисован колокольчик. Он обозначает задачу урока. Таким образом задача урока: сравнить эти две басни. Читаем дальше, что значит «сравнить»?

(Сравнить - это значит определить, что общего в этих баснях и чем они отличаются).

-Начнём с текстов басен. Какие они?

(Они короткие, но поучительные).

-Какие персонажи в каждой басне?

(В каждой басне персонажи противоположные по силе и по размеру).

- Совершенно верно. А что общего?

(Несмотря на различия по силе и размеру, они друг другу помогают, совершают одинаковые поступки).

- Итак, начнём сравнение басен с общих черт:

- обе басни короткие, небольшие рассказы;

- обе басни учат помогать друг другу;

Получается, что персонажи басни разные, но обе басни выражают одну мысль, обе учат помогать друг другу, не забывать добро.

  1. Работа с пословицами.

- В учебнике помещены пословицы. Напомните, что такое пословица.

(Пословица - это короткое изречение, обычно всего одно предложение. В этом изречении запечатлён народный опыт, представление о жизни. Пословица имеет прямой и переносный смысл).

- Прочитайте ещё раз пословицы. Подходят ли они к басне «Лев и мышь»?

(Да, подходят к этой басне).

- Вы считаете, что эти пословицы подходят к обеим басням. А как вы думаете, почему так получилось, что к двум разным басням с разными персонажами подходят одни и те же пословицы?

(Я думаю потому, что эти пословицы выражают одинаковую мысль двух разных басен, а именно мысль о помощи друг другу).

- Совершенно верно. Басни с разными персонажами, а пословицы подошли и к первой и ко второй басне, так как они выражают основную мысль басен.

ИТОГ УРОКА.

- Что сегодня на уроке мы с вами делали?

(Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)

Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.

© 2010-2022