Программа кружка Краеведение для учащихся 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Направленность программы «Краеведение» по содержанию является поисково-исследовательской, по функциональному предназначению - досуговой, по форме организации - кружковой, по времени реализации четырёхгодичной. Программа составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа кружка рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны. Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, посёлку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Программа является модифицированной и разработана на основе авторских программ: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (под ред. Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой), с учетом современных образовательных технологий и требований к конкурсам, смотрам районного уровня. Актуальность программы обусловлена тем, что ведение занятий краеведения способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, развитие личности ребенка, сплочение коллектива, расширение исторического диапазона учащихся, повышение знаний о природных, социально-экономических и исторических условий родного края. Педагогическая целесообразность заключается в знакомстве учащихся с природой и историей своего родного края. Школьное краеведение - это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Содержание, организационные формы и методы кружка определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально - экономическими условиями родного края.

Работа в кружке базируется на изучении исторического прошлого и природных ценностей родного края, включая в себя экскурсии, походы, дни здоровья встречи с ветеранами, уроки мужества, читательские конференции, проектную и исследовательскую деятельность.

Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории, воспитанию патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края, воспитание любви к природе. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины, историей своей семьи; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.
Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия по 40 минут.

Рекомендуемый минимальный состав группы года обучения - 12 человек.

Учебная программа рассчитана на 64 часа, с сентября по май включительно.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся знать: - что изучает краеведение; - историю возникновения и развития Елани; - семейные традиции, профессии; - особенности природы Еланского района; - имена земляков, вошедших в историю края; - памятники и памятные места Елани; - заповедные места нашего края; - символику Еланского района, Учащиеся должны уметь: - составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную; - принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты. - пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях - составить "паспорт" реки, растения, животных нашего края. - изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края. - готовить доклады, рефераты по данным темам; - составлять проекты

Учебно - тематический план 1 класс

№урока

Тема

Количество часов

Всего

Теоретичес

кая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2


2

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1


1

1.2

Что изучает краеведение?

1


1

2

С днём рождения наш кружок.

1

1

2

2.1

Знакомство с историей основания историей родной школы

1


1

2.2

Оформление уголка «Мы - кружковцы»


1

1

3

Мой дом - моя крепость

1

1

2

3.1

Мой дом - моя крепость

1


1

3.2

Практическая работа


1

1

4

Безопасный и короткий путь домой

1

1

2

4.1

Безопасность по дороге домой

1


1

4.2

Составление схемы короткого пути


1

1

5

Я и моё имя

1

1

2

5.1

Знакомство с терминами родства

1


1

5.2

Моя семья


1

1

6

Моя семья

1

3

4

6.1

Что означают наши имена

1


1

6.2

Именины


3

4

7 Родословная

1

2

3

7.1 Родословная человека

1


1

7.2 Родословное древо


2

2

8 Родословная моей семьи

2

2

4

8.1 Поколения предков

2


2

8.2 Составление родословного древа


2

2

9

Разные профессии

1

2

3

9.1

Встреча с интересными людьми.

1


1

9.2

«Наш маслосыркомбинат»


2

2

10

Профессии

3

4

7

10.1

Профессии в моей семье

1


1

10.2

Выпуск стенгазеты.


2

2

10.3

Родители о своей профессии

1


1

10.4 Традиции моей семьи

1


1

10.5 Семейные поделки


2

2

11

История моей семьи в истории посёлка Елань

1

2

4

11.1

История моей семьи в истории посёлка Елань

1


1

11.2

Проект


2

2

12 Традиционные ремёсла моего края.

2

1

3

12.1 Жизнь и быт еланцев

2


2

12.2 Роспись


1

1

13 Традиции моей семьи.

1

2

3

13.1 Традиции семьи

1


1

13.2 Семейный праздник «На что клад, если в семье лад»


2

2

14. Секреты здоровья

3

2

5

14.1 Постановка пьесы «Секреты здоровья».

3


3

14.2 Показ пьесы «Секреты здоровья».


2

2

15 Зимние забавы

1

1

2

15.1 Зимние забавы наших предков

1


1

15.2 Чтение стихов,


1

1

16 Масленица

2

2

4

16.1 Традиции праздника Масленицы

2


2

16.2 Инсценирование обрядов


2

2

17 Домашние любимцы.

1

2

3

17.1 Мои четвероногие друзья

1


1

17.2 Творческая мастерская:


2

2

18

Герб моей семьи.

2

4

6

18.1

Герб моей семьи

2



18.2

Выставка рисунков «Моя любимая семья»


2

2

18.3

Проект «Моя семья и я»


2

2

19

Посещение районной библиотеки.


2

2

19.1

Посещение районной библиотеки.

(экскурсия)


2

2

20 Обобщающее занятие Вид, структура урока по усмотрению учителя.

2


2


4



Общее количество часов

30

36

66

Содержание курса. 1 год

Раздел 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1. Тема. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Занятие 2.Тема. Что изучает краеведение?

Знакомство с графиком работы, правилами организации занятий, техникой безопасности, с целями и задачами кружка. Знакомство с краеведением.

Форма занятия: беседа.

Методическое обеспечение: показ иллюстраций

Раздел 2 С Днём рождения кружок.

Занятие 3,4 Тема Знакомство с историей основания историей родной школы.(2 ч)

Знакомство с историей основания школы. Оформление уголка.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: показ иллюстраций, фотографий, оформление уголка

Раздел 3 Мой дом - моя крепость

Занятие 5, 6,7 Тема Мой дом - моя крепость(3 ч)

Понятие «дом»: дом - жилище. Работа с мультимедийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями. Вылепить свой дом из пластилина.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, пластилин, картон

Раздел 4 Безопасный и короткий путь домой

Занятие 8,9, Тема Безопасность по дороге домой (2 ч)

Безопасный и короткий путь домой Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается. Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: составление схемы (карандаши, альбомный лист бумаги)

Раздел 5 Я и моё имя

Занятие 10 Тема Знакомство с терминами родства.

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники.

Форма занятия: беседа

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, фотографии.

Занятие 11,12 Тема. Моя семья (2 ч)

Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: фотографии, рассказ учителя, учащихся

Раздел 6 Моя семья

Занятие 13 Тема. Что означают наши имена?

Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: фотографии, рисунки

Занятие 14,15 Тема Именины (2 ч)

Практическая работа. Использование игр с именами.

Форма занятия: практическая работа

Методическое обеспечение: игры Раздел 7 Родословная Занятие 16 Тема Родословная человека. Что такое родословная? Поколения предков.

Форма занятия: беседа

Методическое обеспечение: показ иллюстраций, презентация

Занятие 17 Тема. Родословное древо.

Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города.

Форма занятия: практическая работа

Методическое обеспечение: Раздел 8 Родословная моей семьи Занятие 18,19 Тема. Поколение предков (2ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.

Форма занятия: беседа

Методическое обеспечение: показ иллюстраций, презентация Занятие 20,21 Тема. Составление родословной(2 ч) Составление родословного древа (работа проводится вместе с родителями)

Форма занятия: практическая работа

Методическое обеспечение: фото, альбом

Раздел 9 Разные профессии

Занятие 22 Тема. Встреча с интересными людьми

Такие разные профессии

Встреча с интересными людьми.

Разнообразие профессий в мире.

Форма занятия: беседа

Методическое обеспечение: презентация

Занятие 23,24 Тема. «Наш маслосырзавод» (2 ч)

Знакомство с цехами маслосыркомбината, с профессией технолога. Искусство изготовления сыра.

Форма занятия: экскурсия

Методическое обеспечение:

Раздел 9 Профессии

Занятие 25,26,27 Тема. Профессии в моей семье (3ч)

Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии.

Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: иллюстрации, фотографии

Занятие 28, 29 Тема. Родители о своей профессии. Традиции моей семьи(2ч)

Рассказ о профессиях родителей в твоей семье.

Форма занятия: беседа.

Методическое обеспечение: иллюстрации, фотографии Занятие 30,31 Тема. Семейные поделки. (2 ч) Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала. Рассказ о технике изготовления и авторе работы.

Изготовление поделок

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: выставка, портрет автора

Раздел 11 История моей семьи в истории посёлка Елань

Занятие 32, 33,34 Тема. История моей семьи в истории посёлка Елань(3 ч)

Знакомство с историей семьи в истории посёлка. Сочинение о семье, проект - исследование

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: книга о Елани Раздел 12 Традиционные ремёсла моего края. Занятие 35,36 Тема. Жизнь и быт еланцев (2 ч) Продолжить знакомство с жизнью и бытом еланцев; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края. ( экскурсия в краеведческий музей)

Форма занятия: беседа, экскурсия

Методическое обеспечение: Занятие 37 Тема. Роспись Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок.

Форма занятия: практическая работа

Методическое обеспечение: технология Раздел 13.Традиции моей семьи. Занятие 38.39.40 Тема. Традиции семье. Семейный праздник «На что клад, если в семье лад» (3ч) Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно). Использование семейных фотографий. (проект)

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: технология, музыка, фотографии. Раздел 14 Секреты здоровья Занятие 41,42,43,44,45 Тема. Постановка и показ пьесы «Секреты здоровья»(5 ч) Организация посещений в детсады районного центра. Выступление концертными номерами и показ пьесы «Секреты здоровья».

Форма занятия: практическая работа

Методическое обеспечение: музыка, стихи, иллюстрации

Раздел 15 Зимние забавы

Занятие 46,47 Тема. Зимние забавы наших предков (2ч) Зимние забавы наших предков Знакомство с зимними забавами наших предков. Чтение стихов, отрывков из рассказов, просмотр видеозаписей.

Форма занятия: беседа, практическая работа

Методическое обеспечение: иллюстрации, стихи, видеозапись Раздел 16 Масленица Занятие 48,49,50,51 Тема. Традиции праздника Масленицы. Инсценирование обрядов. (4 ч) Традиции праздника Масленицы символизирующего проводы зимы и встречу весны. Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины. Подготовка и проведение праздника. Чаепитие с блинами. Инсценирование обрядов.

Форма занятия: беседа, практическая работа.

Методическое обеспечение: иллюстрации, стихи, заклички, игры. Раздел 17 Домашние любимцы. Занятие 52,53,54 Тема. Мои четвероногие любимцы. Творческая мастерская (3 ч) Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных. Творческая мастерская: конкурс рисунков «Мой четвероногий друг», составление рассказов, сочинение стихов.

Форма занятия: беседа, практическая работа.

Методическое обеспечение: рисунки, фотографии, сочинения.

Раздел 18 Герб моей семьи.

Занятие 55,56,57,58,59. 60 Тема. Герб моей семьи. (6 ч)

Значение герба. Что он значит для семьи.История возникновения гербов. Выставка рисунков «Моя любимая семья» Проект «Моя семья и я»

Форма занятия: беседа, практическая работа.

Методическое обеспечение: рисунки, фотографии, сочинения, герб Елани.

Раздел 19 Посещение районной библиотеки.

Занятие 61,62 Тема. Посещение поселковой библиотеки.(2 ч)

Знакомство с поселковой библиотекой.

Форма занятия: экскурсия

Методическое обеспечение: книги

Литература.


  • Ф.И.Жбанов. Волгоградская область. - Волгоград, ВГИПК РО, 2006 г.

  • Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2003 г.

  • Караковский В.А. Воспитай гражданина. Москва. 1974 г.
  • Князев А.М. Гражданственность личности. Москва. 2003 г.

  • Комаровский Б.Б. Задачи краеведческой работы в школе / Б.Б. Комаровский // Советская педагогика. - 1946. - №3.

  • Краеведческая работа в начальной школе. - М.: Просвещение, 1977.

  • Краеведение / под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.

  • Кулагина Г. А. Сто игр по истории. - М., 1983.

  • Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (под ред. Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой). - Москва. 2004 г

  • Скривел В. И. нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. - 2004. - №5. - с. 22-25.

10


© 2010-2022