Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Литературное чтение

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

3 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная записка


Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.



Цели обучения:


• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

Общая характеристика курса Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.



Место учебного предмета в учебном плане

Примерная программа по предмету рассчитана на 136 часов. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 68 часов.

Во 3 классе на обучение литературному чтению отводится 34 недели (68 ч, по 2 часа в неделю). Исходя из этого, идет уплотнение программы по следующим разделам:

Название раздела

План

Факт.

Разница

1 Книги - мои друзья.

5 часов

2 часа

3

2 Жизнь дана на добрые дела.

17 часов

8 часов

9

3 Волшебные сказки.

15 часов

7 часов

8

4 Люблю всё живое.

20 часов

8 часов

12

5 Картины русской природы.

12 часов

4 часа

8

6 Великие русские писатели.

30 часов

22 часа

8

7 Литературная сказка.

19 часов

8 часов

11

8 Картины родной природы.

18 часов

9 часов

9

136

68

68




Результаты изучения курса
Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения


В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью", учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.

В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.



Литературное чтение.

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий3 класс

УМК «Перспектива»

№ п/п

Тема урока, содержание темы

Тип урока

Деятельность учащихся


Планируемые результаты

Вид контроля

Дата

предметные

метапредметные

личностные

По плану

Факт

«Книги - мои друзья»

(2 час)

1

Вводный урок. Обращение авторов учебника Книга как особый вид искусства.

Комбинированный

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в учебнике

Формирование

отношения к книге как

к важнейшей

культурной ценности.

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск необхо-димой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и обосновы-вать свою точку зрения

Проявлять бережное отношение к книге, осознавать пользу книг и чтения для себя.

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы.

04.09

2

Книги мои друзья. Иван Федоров. Книга как источник необходимых знании.

Изучен иенов.материала

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из книг

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Р: работать в соответствии с заявленным планом;

П: умение находить необходимые слова в тексте

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Формирование уважительного отношения к истории

Фронтальный опрос. Пересказ

8.09

«Жизнь дана на добрые дела»

(8часов)

3

Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о человеке и его делах. В.И. Даль. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

.

Комбинированный

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать оценивать содержание текстов

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про

себя, восприни-мать на слух художественное произведения

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: взаимодействие в паре и группе

Осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову

Фронтальный опрос. Сам.работа

11.09

4

Н. Носов «Огурцы», М. Зощенко «Не надо врать» Поступки героев.

Отношение к поступкам героев. Составление рассказа по аналогии. Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пере-каз по плану

Комбинированный

Читать тексты вслух и про себя. Объяснять название текста, заглавие

Участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Осмысливать понятия верность слову, правила взаимоотношений в обществе

Фронтальный опрос

тест.

15.09

5

Вн. чт. Мы идем в музей книги. (проект) Создание рассказа «Что такое добро» Выразительные средства языка в мини- сочинениях, рассказах на заданную тему

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения

Участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием

Осмыслить нравственно-эстетические ценности на основе совместного обсуждения проблем

Фронтальный опрос. Мини- сочинение

18.09

6

Л. Каминский. Сочинение

Отзыв на книгу.

Нормы письменной

речи. Алгоритм

написания отзыва на

произведение.

Комбинированный

Конструировать устное сочинение. Составлять рассказ по аналогии

Работать с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: распределение обязанностей, составление плана совместных действий

Осмыслить понятия честность, фантазия, обман, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения

Фронтальный опрос. Отзыв

22.09

7

М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.

Объяснение заглавия

текста. Анализ

произведения. План текста, деление на

части, краткий пересказ по плану.

Комбинированный

Представлять выбранную книгу, пересказывать текст, опираясь на план

Отбирать опорные слова , позволяющие создать свой собственный текст

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе парыгруппы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Осмыслить понятия неправда, ложь

Фронтальный опрос. Пересказ

25.09

8

Мы идем в библиотеку. Носов Н. Трудная задача. Семейное чтение. Притчи. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, справочные издания

Комбинированный

Определять тему выставки. Группировать книги по темам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Находить книгу в библиотеке по заданной теме, сочинять свои тексты на основе художественного текста

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Осмыслять понятие юмористичес-кая литература

Фронтальный опрос Сам.

работа

29.09

9

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Характеристи-ка героя

произведения.

Портрет, характер

героя.

Комбинированный

Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение

Понимание роли

чтения; использование

разных видов чтения; умение осознанно

воспринимать

оценивать содержание

текстов

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Принимать участие в драматизации

Фронтальный опрос. Инсценировка

2.10

10

Маленькие и большие секреты страны ЛитературииЮмористические рассказы.

Выбор книги на основе

рекомендован-ного списка, картотеки

Комбинированный

Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

Знать особен-ности повество-вательного текста, характе-ризовать героя текста, сравни-вать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом

Текущий

06.10

«Волшебные сказки»

(7 часов)

11

Понятия: народные сказки, присказка, сказочные предметы. «Иван - царевич и Серый Волк». Русская народная сказка.

Произведения устного

народного творчества.

Комбинированный

Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Формирование

эстетических

чувств..

Фронтальный опрос. Пересказ

09.10

12

Русская сказка «Иван - царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки. Рассказ по картине.

Чтение предложений с

интонаци-онным

выделением знаков

препинания. Осознание

смысла произведения

при чтении про себя

Комбинированный

Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

Знать особенности народной сказки, подробно пересказывать текст сказки

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Работать с текстом повествовательного характера

Фронтальный опрос. Рассказ по кар-тине

13.10

13

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. Чтение предложений с интонацион-ным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя

Комбинированный

Читать тексты вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки

Учить работать с

репродукцией картины; выяв-лять основные

объекты, видеть

содержательные линии картины, создавать свой

собственный текст

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности и

эмоционально-

нравственной отзывчивости

понимания и

сопереживания чувствам других людей

Текущий

16.10

14

Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.

Типы книг (изданий):

книга-произведение,

книга-сборник,

справочные издания.

Комбинированный

Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по под темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу

Составлять собственный текст, находить книгу по тематическому указателю, по алфавитному каталогу

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Находить необходимую информацию в книге, ориентировать-ся в учебной и художествен-ной книге.

Текущий

20.10

15

Вн. чт. Русские сказки. «Морозко». «Белая уточка». Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа

Комбинированный

Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание

Р: работать в соответствии с заявленным планом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистичес-кой моделью доброжелательн ого общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций

Фронтальный опрос

23.10

16

Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, инсценирова-ние

Комбинированный

«Наш театр». «По щучьему велению». Подготовка к инсценированию произведения.

Осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героям волшебной сказки

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть

монологической и

диалогической формами речи.

Деление текста на части, составление плана

Фронтальный опрос. Инсценировка

27.10

17

Маленькие и большие секреты страны Литературии.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст

Комбинированный

Выполнение вопросов и заданий учебника.

Характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев, находить необходимую информацию в соответствии с заданием

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности.

Понимать смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы

30.10

«Люби всё живое» (8 часов)

18

К. Паустовский. «Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Комбинированный

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор- рассказчик, периодическая литература. Сравнивать художественный и научно-познава-тельный тексты; определять отличительные особенности

Прогнозировать содержание раздела, воспри-нимать на слух художественное и познавательное произведения

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Принимать нравственные ценности: любовь к животным, к природе, малой родине, уважение к старшим

Фронтальный опрос. Пересказ

10.11

19

В.Берестов. «Кошкин кот». Б. Заходер. «Вредный кот»

Особенности юмористического произведения. Накопление опыта чтения вслух

Комбинированный

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения

Осмыслять понятие юмор, юмористическое произведение, сравнивать художественные тексты,

определять в художественном тексте средства художественной выразительности

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть

монологической и

диалогической формами речи.

Проявлять чуткое отношение ко всему живому

Фронтальный опрос. Пересказ

13.11

20

В. Бианки. «Приключения Муравьишки» Правда и вымысел в сказке В. Бианки. О.Полонский «Муравьиное царство». Художественный и научно-познаватель-ный текст. Определять смысл назва-ния произведения

Комбинированный

Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии.

Найти информацию о

жизни муравьёв ,

составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Проявлять

эмоциональную

отзывчивость на

прочитанное

осознают

значимость

Текущий

17.11

21

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихот-ворения. Мы идем в библиотеку. Особенности художественного текста. Соблюдение орфоэпических и интонацион-ных норм чтения..

Комбинированный

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы, выставки книг. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужнуюинформа-цию в журнале

Определять в художественном тексте средства художественной выразительности

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Проявлять бережное отношение ко всему живому

Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

20.11

22

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. Деление текста на части

Комбинированный

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и обосновы-вать свою точку зрения

Понимать смешное

Фронтальный опрос. Сам. работа.

24.11

23

Наш театр. М. Горький. «Воробьишко».Инсценирование произведения.

Интерпретация текста

литературного

произведения в

творческой

деятельности

учащихся

Комбинированный

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Понимание роли

чтения, использование

разных видов чтения,

умение осознанно

воспринимать и

оценивать содержание

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Проявлять доброту, милосердие

Фронтальная проверкаИнсценировка

27.11

24

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Алгоритм

написания отзыва на

произведение

Комбинированный

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Умение выбирать книгу для

самостоятельного

чтения, ориентируясь

на тематический и

алфавитный каталоги,

рекомендатель-ный список литературы

Р: планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей и

условиями её реализации, в

том числе во внутреннем

плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Развитие навыков

сотрудничества;

развитие умения

находить

выходы из

спорных

ситуаций

Фронтальный опрос. Отзыв

1.12

25

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Комбинированный

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Характеризовать героя произведения, узнавать сюжеты и героев

Р: планировать свое действие

в соответствии с

поставленной задачей.

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Текущий

04.12

«Картины русской природы»

(4 часа)

26

Картины русской природы. И. Шишкин. «Зимой в лесу»

Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной вырази-тельности: сравнение

Создание различных

форм интерпретации

текста: устное

словесное рисование.

Определять сравнения,

олицетворения,

подбирать свои

сравнения,

олицетворения

Комбинированный

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности

( сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.

Эмоционально откликаться на произведение живописи. Понимать настроение стихотворения

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть моноло-гической и диалогической формами речи.

Находить необходимую информацию в произведении живописи (тема, основная мысль, композиция), видеть и понимать красоту природы

Индивидуальный опрос Устное сочинение

08.12

27

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».А.Фет «Осень». Настроение стихотворе-ния.

Ориентировка в литератур-ных понятиях:

художествен-ное

произведение

Комбинированный

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения живописи и литературы

Осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Формирование

эстетических

чувств.

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы

11.12

28

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. Работа со словом. Целенаправленное пополне-ние активного словарного запаса

Комбинированный

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения

Умение определять

развитие настроения в художественном

тексте. Определять

настроение

произведения

живописи

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника,

осознают

значимость

чтения

Фронтальный опрос Самостоятельна я работа

15.12

29

Вн. чт. Мы идем в библиотеку. К. Паустовский « В саду уже поселилась осень». Краски осени. К. Бальмонт. «Снежинка». И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». Самостоятельное воспроизведение сюжета с использовании-ем художественно- выразительных средств языка. Чтение с выделением смысловых пауз, интонаци

Комбинированный

Знание особенностей лирического текста; создание монологических высказываний на тему.

Определять

настроение

произведения

живописи

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и обосно-вывать свою точку зрения

Видеть и понимать красоту природы

Индивидуальный опрос Чтение наизусть

18.12

«Великие русские писатели»

(22 часа)

30

Великие русские писатели. В. Берестов. А.С. Пушкин. Произведения классиков отечественной литературы. Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту

Комбинированный

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки басня,иллюстрация. Читать вслух и про себя.

Формирование

отношения к книге как

важнейшей культурной

ценности.

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Овладение

техникой чтения,

самостоятель-ный поиск и

создание

способов

решения

проблем

Фронтальный опрос.

22.12

31

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. Работа со словом. Целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Комбинированный

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматри-ваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки басня,иллюстрация. Читать вслух и про себя

Осознание духовно-

нравственных

ценностей великой

русской литературы и литературы народов

многонациональной России

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и обосновывать свою точку

зрения

Формирование чувства гордости

за свою Родину,

российский

народ и историю

России.

Фронтальный опрос. Проверка техники чтения

25.12

32

А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Прозаическая и стихотворная речь. Чтение с выделением смысловых пауз, интонации

Комбинированный

Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Умение читать вслух и про себя. Сравнивать

произведения

литературы и

живописи. Находить слова, необходимые

для составления

рассказа

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Участвовать в коллективном

обсуждении

проблем.

высказывать

свою точку

зрения

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

12.01

33

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение стихотворения с произведе-нием живописи. Прозаическая и стихотворная речь.

Комбинированный

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

Умение читать вслух и про себя. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить слова, необходимые для составления рассказа

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении проблем.высказывать свою точку зрения

Фронтальный опрос

15.01

34

В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства).

Комбинированный

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

Умение находить слова, необходимые для составления рассказа

.Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения. принимать и сохранять учебную задачу

Фронтальный опрос. Сочинение

19.01

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Определение

последовательности

развития сюжетного

действия; определение

жанра

художествен-ных

произведений.

Комбинированный

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Умение определять

нравственный смысл сказки, особенности

сюжета, структуру

сказочного текста

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть монологи-ческой и диалогической формами речи.

Овладение

техникой чтения,

самостоятель-ный поиск и

создание

способов

решения

проблем.

Текущий

22.01

36

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение)

Комбинированный

Осмысление нравственных ценностей сказки. Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руковод-ством учителя с точки зрения моральных ценностей

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Осмыслять понятия: любовь к природе, гордость за свою страну, уважение к старшим

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

26.01

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Особенности

сюжета. Структура

сказочного текста

Комбинированный

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Осознание духовно-

нравственных

ценностей великой

русской литературы и

литературы народов

многонациональ-ной России

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и

обосновывать свою точку

зрения

Уметь

формулировать

собственное

мнение и

позицию..

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

29.01

38

Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Характеристика героев

произведения с

использован-ием

художественно-

выразительных

средств.

Комбинированный

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст

Умение определять

отличительные

особенности языка литературной сказки. Давать характеристику

героям

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Высказывать

свою точку

зрения и уважать мнение

собеседника.

Осознают

значимость

чтения

Текущий

2.02

39

И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Композиционные формы речи:

повествование,

описание (пейзаж,

портрет, интерьер

Комбинированный

Сравнивать народную

сказку и литературную.

Определять отличительные

особенности литературной

сказки.

Соотносить иллюстрации и

художественный текст

Прогнозировать содержание произведения

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием;

Проявлять интерес к произведении-ям искусства

Фронтальный опрос Ответы на вопросы.

5.02

40

И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова. Жанровое разнообразие произведения для чтения: басни. Особенности басни

Комбинированный

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Формирование

отношения к

художественным

произведениям как искусству слова.

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть монологи-ческой и диалогической формами речи

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности и

эмоционально -

нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других

людей.

Фронтальный опрос. Викторина.

9.02

41

И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.

Общее

представление о жанре, особенностях

построения

Комбинированный

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор

Умение соотносить

поступки героев с реальными

жизненными

ситуациями, делать свой нравственный

выбор. Делать выводы на основе анализа

героев, как нужно поступить в той или иной ситуации

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Проявляют

эмоциональ-ную

отзывчивость на

прочитанное.

осознают

значимость

чтения.

Индивидуальный опрос Выразительное чтение

12.02

42

И. А. Крылов. «Чиж и голубь» Характеристика героя

произведения (выбор в

тексте слов,

выражений,

позволяющих

составить данное

описание на основе текста)

Комбинированный

Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни, распреде-лять роли. Соотносить отрывки басен И.А.Крылова с книгами басен

Делать выводы

на основе анализа героев, как нужно

поступить в той или иной ситуации

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника,

осознавать

значимость

чтения.

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

16.02

43

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. Произведения классиков отечественной литературы

Комбинированный

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России

Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Фронтальный опрос. Краткий пересказ

19.02

44

Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

Литературные

понятия:

художествен-ноепроизведение, искусство слова, автор, сюжет, тема.

Комбинированный

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

Умение соотносить

поступки героев с

реальными

жизненными

ситуациями, делать свой нравственный выбор

Р: планировать свое действие

в соответствии с

поставленной задачей и

условиями её реализации, в

том числе во внутреннем

плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Осмыслить понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие

Индивидуальный опрос. Ответы на вопросы.

26.02

45

Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.

Деление текста на части, определение

главной мысли каждой части, определение

главной мысли каждой части и всего текста.

Комбинированный

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»

Умение соотносить

поступки героев с

реальными

жизненными

ситуациями, делать свой нравственный

выбор

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

умения владеть монологи-ческой и диалогической формами речи.

Уметь

формулировать

собственное

мнение и

позицию..

высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Текущий

2.03

46

Л.Н. Толстой. «Акула»

Смысл названия.

Составление плана.

Комбинированный

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Делать выводы на

основе анализа героев, как нужно поступить в

той или иной ситуации.

Обсуждать в паре, в группе поступки

героев,определять

свою позицию по

отношению к героям

произведения.

Р: работать в соответствии с

заявленным планом;

П: осуществлять поиск

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с использованием учебной и

справочной литературы;

К: высказывать и

обосновывать свою точку

зрения;

Высказывать свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника

Осознают

значимость

чтения.

Текущий

5.03

47

Мы идём в библиотеку. Вн. Чт. Книги великих русских писателей. Л.Н.Толстой,И.А.Крылов. Произведения классиков отечественной литературы. Анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании

Комбинированный

Группировать книги по под темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Формирование

отношения к книге как

важнейшей культурной

ценности.

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Проявлять интерес к произведениям искусства

Текущий

9.03

48

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно- выразительных средств языка.

Комбинированный

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения

Умение определять свою позицию по отношению к героям произведения

Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

Проявлять: интерес к чтению художественных произведений о взаимо-отношениях человека с природой, животным миром; - толерантность к чувствам одноклассников

Фронтальный опрос. Пересказ

12.03

49

Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. Последовательное воспроизведение эпизода с использовании-ем специфической для данного произведения лексики. Высказывание своего отношения к художественному произведению

Комбинированный

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; понимание главной мысли

Р: учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: умения владеть монологической и диалогической формами речи

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Фронтальный опрос. Краткий пересказ

16.03

50

Наш театр. И.А. Крылов. «Квартет». Инсценирование произведения.

Интерпретация текста

литературногопроизведения в

творческой

деятельности

учащихся.

Комбинированный

Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение

Понимание роли

чтения; использование

разных видов чтения; умение осознанно

воспринимать оценивать содержание

текстов

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других

людей.

Текущий

19.03

51

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Что такое согласие.

. дополнять

ответы по ходу

беседы, используя

художествен-ныйтекст

Комбинированный

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения

Умение

осознанно

воспринимать и

оценивать содержание

и специфику

различных видов

текстов, участвовать в

обсуждении, давать и

обосновывать

нравственную оценку

поступков героев.

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Развитие

навыков

сотрудничества; формирование

стремления

овладеть

положительной,

гуманистической моделью

доброжелательного общения

Фронтальная проверкаСамостоятельна я работа

2.04











«Литературная сказка»

(8 часов)

52

В.И. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой

Определение жанра

художествен-ных

произведений.

Комбинированный


Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведе-ния на основе поступков. Определять нравственный смысл текста

Умение определять

отличительные

особенности

литературной сказки.

Определять, как

построена сказка

Р: учитывать учителем

выделенные ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: умения владеть

монологической и

диалогической формами речи

Уметь

формулировать

собственное

мнение и

позицию,

высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Фронтальный опрос. Чтение по ролям.

06.04

53

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Фольклор и авторские художественные произведения

Комбинированный

Сказки народные;

собиратели сказок; обработка сказок.

Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие.

Полный и краткий пересказ. Составление плана.

Осознание духовно-

нравственных

ценностей великой русской литературы и литературы народов

многонациональ-ной России.

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием.

Формирование чувства гордости

за свою Родину,

российский народ и историю

России

Текущий

9.04

54

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Сказка про ВоробьяВоробевича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.

Литературная

(авторская) сказка.

Художествен-ныеособен-ности сказок:

лексика, структура

(композиция).

Комбинированный

Умение определять, как

построена сказка.

Характеризовать героев

произведения.

Определять

нравственный смысл текста.

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности.

Высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Осознают

значимость

чтения

Фронтальный опрос.

Чтение по ролям

13.04

55

Переводная литература для детей. Б.Заходер. Вини - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. Основные темы детского чтения: произведения зарубежной литературы

Комбинированный

Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки

Достижение

необходимого для продолжения

образования уровня

читательской

компетентности,

общего речевого

развития, т.е. овладение техникой

чтения вслух и про себя, элементарными

приёмами

интерпретации

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению в совместной деятельности

Осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы

16.04

56

Р.Киплинг. «Маугли». Герои произведения. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт

Комбинированный

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по под темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения

Создавать

диафильм (из

иллюстраций или

слайдов).

Участвовать в работе группы, договариваться

друг с другом.

Инсценировать

произведение

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Уметь

формулировать

собственное

мнение и

позицию,

участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем.

Фронтальный опрос. Пересказ по плану

20.04

57

Дж. Родари. «Волшебный барабан».

Особенности

переводной

литературы.

Последовательное

воспроизведение эпизода с

использова-нием

специфической лексики

по вопросам, рассказ по иллюстрациям.

Комбинированный

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произве-дения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение

Умение проверять себя и самостоя-тельно оценивать свои достижения.

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания в устной форме.

высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Фронтальный опрос. Пересказ по иллюстрациям

23.04

58

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Тим Собакин «Лунная сказка». Ю.Коваль. «Сказка о серебряном соколе». Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция)

Комбинированный

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки

Умение читать вслух и про себя. Анализировать произведение. Давать характеристику героев

Р: учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: умения владеть монологической и диалогической формами речи

Осмыслять понятия: почему сказка всегда имеет хороший конец

Фронтальный опрос. Чтение по ролям

24.04

59

Наш театр. С. Михалков. «Упрямый козлёнок». Инсценирование.Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Освоение различных

позиций в тексте:

постановка живых

картин,

инсценирова-ние

Комбинированный

Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Понимание роли

чтения; использование

разных видов чтения;

умение осознанно

воспринимать

оценивать содержание

текстов

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания

чувствам других людей.

Фронтальная проверкатест

27.04

«Картины родной природы»

(9 часов)

60

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение рассказ, настроение. Б. Заходер «Что такое стихи». И.Соколов- Микитов «Март в лесу». Выявлять особенности текста-описания

Комбинированный

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

Достижение

необходимого для

продолжения

образования уровня

читательской

компетентности,

общего речевого

развития, т.е.

овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными

приёмами

интерпретации,

Р: умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Развитие

самостоятельности, личной

ответственности за свои поступки

на основе

представлений о нравственных нормах общения

Фронтальный опрос. Чтение наизусть

30.04

61

С.Есенин. «Сыплет черёмуха», « С добрым утром!». В. Борисов - Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы

Комбинированный

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг

Умение анализировать

стихотворение.

Находить слова и

словосочетания,

которые помогают

услышать звук.

Находить средства

художественной

выразительности в

художественном

тексте, которые помогают

увидеть образы.

Читать выразительно.

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению в совместной деятельности

Уметь

формулировать

собственное

мнение и

позицию..

высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Индивидуальный опрос. Чтение наизусть

4.05

62

Ф.Тютчев. «Весенняя гроза». А.Васнецов. «После дождя». И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

Комбинированный

Группировать книги по под темам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения

Умение анализировать

стихотворение.

Находить средства

художественной

выразительности в

художественном

тексте. Находить слова, которые помогают

увидеть образы

Р: осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Высказывать

свою точку

зрения и уважать

мнение

собеседника.

Осознают

значимость

чтения.

Индивидуальный опрос. Чтение наизусть

7.05

63

О.Высотская. «Одуванчик». З.Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.

Воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; анализ авторского замысла

Комбинированный

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помога-ют услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Умение выявлять

авторское отношение к

изображаемому и

передавать настроение

при чтении. Отвечать на вопросы учебника.

Определять

средства

художественной

выразительности

Р: планировать свое действие

в соответствии с

поставленной задачей и

условиями её реализации, в

том числе во внутреннем

плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности;

Видеть и понимать прекрасное

Самостоятельна я работа

11.05

64

М.Пришвин. «Золотой луг». А.Толстой. «Колокольчики мои,цветики степны». Сравнение поэтического и произаи-ческого текстов Самостоятельное воспроиз-ведение сюжета с использова-нием художественно- выразительных средств языка

Комбинированный

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

Умение определять

средства

художественной

выразительности.

Сравнивать

произведения

живописи и литературы

Р:умения корректировать

свою деятельность в

соответствии с возможно

допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: участвовать в работе пары,

группы; планировать работу

группы в соответствии с

поставленным заданием

Осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания в устной форме при

формировании ответов на вопросы

Фронтальный опрос. Краткий пересказ

14.05

65

Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Ф. Тютчев«В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки».Самостоятельное воспроизведение сюжета с использовании

ем художественно- выразительных средств языка

Комбинированный

Стихи и рассказы о природе. «Самостоятельное чтение». Находить нужную книгу по темати-ческому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения

Умение определять средства художественной выразительности. Сравнивать произведения живописи и литературы

Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формировании ответов на вопросы

Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

18.05

66

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. «Поэты».

Комбинированный

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Умение выбирать

книгу для самостоятельного

чтения, ориентируясь

на тематический и

алфавитный каталоги и

рекомендательный

список литературы,

оценивать результаты

своей читательской

деятельности.

Р: планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: на основе опорных слов

составлять свое высказывание;

К: договариваться и

приходить к общему решению

в совместной деятельности

Видеть и понимать прекрасное, бережно относиться к природе и людям

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

21.05

67

Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий

Комбинированный

Стихи и рассказы о природе. «Самостоятельное чтение». Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения

Умение определять средства художественной выразительности. Сравнивать произведения живописи и литературы

Р: умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

П: на основе опорных слов составлять свое высказывание; К: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формировании ответов на вопросы

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

25.05

68

Оценка достижений. Итоговая контрольная работа.

Комбинированный

Умение ориентироваться в прочитанных произведениях.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П. на основе опорных слов составлять свое высказывание; К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Самостоятельна я работа

28.05

Итоговый тест по литературному чтению.

I вариант

1. Определи жанр произведения Николая Носова «Огурцы»

а) рассказ в) сказка

б) басня г) стихотворение

2. Отметь фамилию автора рассказа «Трудная задача».

а) А. Гайдар в) М. Пришвин

б) Л. Пантелеев г) Н. Носов

3. Из какой сказки отрывок?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...»

а) «По щучьему веленью» в) «Иван - царевич и серый волк»

б) «Летучий корабль» г) «Морозко»

4.Определи основную мысль рассказа В. Бианки «Барсучий нос»?

а) Встреча с барсуком у озера в) Красота осеннего озера

б) Любопытство мальчика г) Любовь автора к окружающему миру

5. Отметь фамилию поэта.

а) Л. Пантелеев в) М. Пришвин

б) А. Куприн г) Н. Некрасов

6.Вставьпропущенные слова в стихотворении А.С. Пушкина.

Мороз и солнце; __________________________________________!

Еще ты дремлешь _________________________________________-

Пора__________________________ проснись:

Открой сомкнуты негой___________________________________

Навстречу _______________________________________________

Звездою_________________________________________________!

7.Определи фамилию баснописца:

а) В. Даль б) В. Одоевский

в) И. Крылов г)А. Пушкин

8.Из предложенных пословиц выбери ту, которая соответствует главной мысли «Сказки про

Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»:

а) Не делай другому того, чего себе не желаешь.

б) Сила хорошо, а ум лучше.

в) И велик - да дик, и мал - да удал.36

9. Подумай, что является элементом книги.

а) каталог в) иллюстрация

б) библиотека г) писатель

10.Установи соответствие.

Л. Н. Толстой а) «Ворона и лисица»

В. Даль б) «Мороз Иванович»

И.А. Крылов в) «Лев и собачка»

В. Одоевский г)«Девочка Снегурочка»

А. Толстой д) «В небе тают облака»

Ф. Тютчев е) «Колокольчики мои

II вариант

1. Отметь юмористический рассказ.

а) М. Зощенко «Через тридцать лет»

б) В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

в) Н. Носов «Огурцы»

г) Л. Каминский «Сочинение»

2.Отметь фамилию автора рассказа «Не надо врать»

а) Л. Каминский в) А.П. Чехов

б) М. Зощенко г) Л.Н. Толстой

3. Из какой сказки этот отрывок?

«Привезли двенадцать быков жареных да столько хлебов, сколько в сорока печах испечено.

Объедало давай быков поедать - одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за

караваем. Все возы опустели…»

а) «По щучьему веленью» в) «Иван - царевич и серый волк»

б) «Летучий корабль» г) «Морозко»

4.Определи основную мысль рассказа В. Бианки«Приключение муравьишки»

а) Описание и леса, и поля, и реки, и родной березы.

б) Можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации.

в) Ветер дунул и унес листок с муравьем далеко от дома.

г) «У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут».

5. Отметь фамилию сказочника.

а) К. Паустовский в) Г. Х. Андерсен

б) М. Зощенко г) С. Есенин

6. Вставь пропущенные слова в стихотворении А. С. Пушкина

Под голубыми __________________________

_________________________________ коврами,

Блестя______________________, снег лежит;37

Прозрачный лес ______________________________,

И ___________ сквозь ________________ зеленеет,

И ________________________ подо льдом__________

7.Определи фамилии авторов и подчеркни тех, кто собирал и обрабатывал сказки:

а) В. Даль б) Н. Носов

в)Тим Собакин г) С. Маршак

8.Допиши предложение:

Главные герои «Сказки Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»Д.Н. Мамина-Сибиряка Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как _________________________________________________________

__________________________________________________________

9. Подумай, что не является элементом книги.

а) обложка в) титульный лист

б) переплёт г) библиотека

10.Установи соответствие.

1. Д. Мамин - Сибиряка а)«С добрым утром»

2. Б. Заходер б) «Волшебный барабан»

3. Дж. Родарив) «Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

4. С. Есенин трубочиста Яшу»

г) «Весенняя гроза»

5. Ф. Тютчев д) «Винни-Пух

Техника чтения

1 вариант

ЖУРАВЛЬ

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях. Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый. Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши. Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему запрещена охота на журавлей?

2. Каков внешний вид журавля?

3. Где гнездятся журавли?

4. Чем опасен ранний журавль?





2 вариант

На змеиных тропах .

Весной мы ловили ядовитых змей, яд которых нужен для приготовления лекарств. Как - то подъехали мы к оврагу и спустились в него.

Тут наше внимание привлёк крик птиц . Они роем вились у стены оврага . Друг за другом птицы пикировали почти до земли . С каждой секундой птиц слеталось всё больше и больше. Гвалт стоял оглушительный . Мы ринулись к месту птичьего беспокойства . К одной из норок подбиралась огромная змея. Хозяева норки - две пташки порхали возле самой её головы . Птицы орали , суетились , но не осмеливались напасть на страшного врага.

Змея подбиралась всё ближе и ближе . До норы остался десяток сантиметров , но для змеи это был трудный участок пути . Вот она коснулась головой отверстия . Ещё секунда , она уцепится, подтянет тело и скользнёт в глубину норки к беспомощным птенцам . Но на этот раз всё обошлось благополучно . (129 слов)

1. Для чего весной ловили змей?

2. Почему галдели птенцы?

3. Какая опасность угрожала птенцам?

Ёж в корзинке

Было летнее утро. Стенные часы пробили семь. Раздался звонок в дверь. Мне принесли в корзине ежа прямо из леса.

Ежа спустили на пол. И сразу же моя большая собака Бриг сорвалась с места, подбежала к ежу. Она склонила над ним голову и стала лаять.

А чёрный кот Топ, чуть увидел ежа, соскочил с дивана, раздулся - шерсть дыбом, хвост трубой, - медленно и зловеще подошёл к ежу. Зашипел и тронул ежа лапой. Но сразу отскочил: укололся. И тут же кот Топ сделал вид, что ничего не случилось. Он спокойно удалился под диван.

А ёжик лежал на полу, спрятав мордочку, и не двигался. Чудо маленькое, колючее, но самое обыкновенное. (106 слов)

1. Как кот с собакой встретили ежа?

2. А как ёж встретил их?

Критерии оценивания: в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств

выразительности: пауз, логических

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» -ученик читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка «1» - ученик читает целыми словами со скоростью менее 35 слов в минуту, по слогам; делает более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает более 4 ошибок; темп чтения молча меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «2»

© 2010-2022