- Преподавателю
- Начальные классы
- Развивающий час «Состав слова»
Развивающий час «Состав слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Виталина Н.В. |
Дата | 18.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развивающий час «Состав слова»
Воспитатель ГПД
Спиридонова Л.Я.
Цель: закрепить умение определять состав слова, развивать мышление, воображение, речь.
Учитель: сегодня мы с вами поговорим о составе слова, вспомним, что такое приставка, корень, суффикс, окончание. А поможет нам сказка. Все знают сказку Ш. Перро « Красная шапочка» , но …., оказывается, есть сказка « Красная шапочка - 2».
Однажды Красная шапочка отправилась через лес навестить больную бабушку. И только она вошла в лес, как перед нею откуда ни возьмись появился Волк.
Надо сказать, что лес был необычный, потому что в нем жили удивительные животные: все учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги и поэтому знали много интересного.
Волк: -Здравствуйте, Красная Шапочка!- поклонился Волк.
Учитель: он был изысканно вежливым и чрезвычайно обходительным.
Волк: Позвольте узнать, сударыня, что заставило Вас отправиться в путь через лес одну?
Красная Шапочка : Ах, уважаемый Волк! Заболела моя бабушка и я иду навестить ее. А дорога через лес- самая короткая.
Волк: Я не могу допустить, чтобы Вы продолжали свой путь одна..Позвольте Вашу руку, сударыня, я составлю Вам компанию, чтобы никто не посмел обидеть Вас.
Красная Шапочка: Спасибо, я Вам очень благодарна.
Волк: А знаете ли Вы, что в лесу сегодня объявлен ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания.
Красная Шапочка: Неужели? Как интересно!
Волк: Не будете ли Вы так любезны, дорогая Красная Шапочка, выполнить мое задание?
Красная Шапочка : Попробую.Постараюсь выполнить.
Волк: Слова состоят из частей,
А ну-ка, скажите скорей:
Какая часть слова стоит впереди,
И за что ей такие почести?
( приставка).
(Определите приставку в словах: придумали, подъехал, засмеялся, вошел, передумал.)
Учитель: Ребята, давайте будем выполнять задание вместе.
К величайшему удовольствию Волка Красная Шапочка с легкостью справилась с его заданием.
Волк: Я рад сопровождать такую умную, очаровательную спутницу.
Учитель: Преодолев некоторое расстояние по лесу, Красная Шапочка и Волк встретили на своем пути…
Расшифруйте, кто встретился героям? ЛОИОСОАО-читаем, пропуская каждую вторую букву О
Лиса: Волк, дружище! Привет!
Здравствуйте, Красная Шапочка!
Вот вы-то мне и нужны. Все думаю, кому бы мне хитроумные задачки предложить. Ни за что не решите!
Красная Шапочка и Волк: А мы подумаем и ответим.
Лиса: Тогда слушайте , вам могут помочь все лесные жители, которые присутствуют у нас в гостях.
Ну а эта часть хитра,
Если в слове есть она,
То размер определит,
И часть речи даже может
Очень просто изменить.
Как вы думаете, о какой части речи мы сейчас будем говорить?
Правильно, о суффиксе. Определите суффиксы в словах: МАЛЕНЬКИЙ, ОБРЫВИСТЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, ЛЕСНОЙ, ШКОЛЬНЫЙ.
Учитель: К великому разочарованию Лисы, Волк и Красная Шапочка решили трудные задачи и продолжили путь. Вдруг на дорогу выбежал серенький комочек. И вы думаете кто? Попробуйте прочитать написанное слово задом наперед КИЖЕ
Ежик: Добрый день! Не хотите ли выполнить мое задание?
Волк и Красная Шапочка: А почему бы и нет? Обязательно выполним.
Учитель: Волк и Красная Шапочка, конечно же, не возражали, им нравилось находить ответы на самые каверзные вопросы.
Ежик: Тогда слушайте задание.
В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется….(окончание)
Определите окончания в словах: ВЕСНА, РАЗЛИВ, СОЛНЕЧНЫЙ, ШКОЛЬНИКИ, ПРОТАЛИНЫ, ДРУЖНАЯ.
Учитель: Так незаметно наши герои вышли к домику бабушки. Бабушка была растрогана вежливостью Волка. Она никак не могла поверить, что Волк изменился до полной неузнаваемости. И надо сказать- в не сравнимо лучшую сторону.
Узнав,что в лесу объявлен День открытых дверей, бабушка решила поддержать замечательное начинание лесных обитателей и тоже придумала задание для всех жителей леса.
Бабушка: А эта часть слова
Самая важная,
Определит смысл слова
И родственников укажет.
Учитель:
Как вы думаете ,какая это часть слова, которая родственников называет? (корень)
ИГРА В ЛОТО
По заданному слову мы будем называть однокоренные слова
Учитель: Немного погостив у бабушки, пожелав ей скорейшего выздоровления и пообещав вскоре навестить ее опять, Красная шапочка в сопровождении верного Волка отправились в обратный путь. День открытых дверей в лесу подходил к концу. И наше занятие подошло к концу.
Кто старается всегда,
Тот осилит все дела.
Все он сделает, поймет,
Разберется и смекнет.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только-
Все запомнишь, все поймешь!
ВСЕ ХОРОМ:
Слово делится на части.
Ах ! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.